Преобразования в социальной сфере

Социальный сектор — особая сфера экономики, в которой частные рынки либо не существуют, либо функционируют неэффективно. Создание социально-устойчивой экономики – сложный процесс. Это связано, прежде всего, с тем, что формирование нового типа социальной ориентации приходится осуществлять в условиях сокращения объема и перечня общественных гарантий, которые давала прежняя система, а также сохранившихся иждивенческих настроений у части граждан. Другая трудность состоит в том, что рыночные механизмы еще не работают по-настоящему не только в сфере социальных отношений, но даже в сфере производственной деятельности. И, наконец, последняя трудность связана с тем, что длительный кризис экономики лишает возможности правительство, работодателей и граждан маневра в выборе вариантов преобразований социальной сферы.

В отношении большинства поставляемых благ частные рынки функционируют достаточно эффективно, чтобы предоставить им возможность обеспечивать общество необходимыми товарами и услугами. Однако, существуют блага, в отношении которых рынки являются несостоятельными, так как не обеспечивают эффективное производство этих благ, либо не предоставляют их вовсе. Такие блага не могут быть произведены и распределены через рыночные механизмы. В этом отношении социальная сфера занимает особое место. Значительная часть создаваемых здесь благ не может доставляться потребителям через рынок или же возможности рынка в их реализации ограничены и имеют большую специфику.

Система социальной защиты отличается от прежней системы социального обеспечения, которая была основана на всеобщих гарантиях. Конкретными направлениями новой системы являются:

§ создание современной системы социальной поддержки;

§ формирование адресной социальной помощи;

§ обеспечение минимальных общественных гарантий гражданам страны;

§ развитие социального сектора на рыночной основе;

§ формирование нового финансового механизма социального обеспечения использующего и негосударственные финансы;

§ широкое использование новых принципов и методов социального обеспечения и, прежде всего, страховых.

Таким образом, если система социальной защиты охватывает весь спектр направлений и методов преобразований в социальной сфере, то ее отдельные направления рассчитаны на разные группы граждан и характеризуют отдельные пути решения общей задачи создания социально-ориентированной экономики.

Социальная поддержка включает программы по оказанию помощи гражданам, которые оказались в затруднительном социальном положении в связи с невозможностью иметь доход выше прожиточного минимума или национальной черты бедности.

Социальная помощь – деятельность по осуществлению социальной защиты путем различных выплат лицам, которые находятся в затруднительном положении и не имеют права получения социального страхования. Эти выплаты финансируются из бюджета.

Обеспечение минимальных социальных стандартов – это меры государства по созданию таких принципов и методов социальной защиты, которые создают всем гражданам страны возможность получать определенные виды социальных услуг и минимальный объем социальных благ, независимо от степени участия в производственной деятельности.

Развитие социального сектора включает преобразование отраслей и институтов, обеспечивающих социальные потребности. Это прежде всего реформирование образования, медицинского обслуживания, социального обслуживания, жилищно-коммунальное обслуживание, а также других структур, которые обеспечивают социальную защиту.

Формирование нового финансового механизма для социального сектора, охватывающего преобразования в области расширения источников повышения эффективности и использования финансовых ресурсов.

Новые механизмы социальной защиты предполагают усиление адресности социальной помощи, совершенствование системы социального страхования, включающее реформу пенсионной системы. Социальное страхование позволяет страховать риски, присущие рыночному хозяйству.

Формы и методы социальной защиты

Кардинальные изменения в социальной ориентации в условиях жестких бюджетных ограничений могут быть успешными при условии постепенности введения новых механизмов функционирования социального сектора, и их совершенствования по мере создания экономических предпосылок. Учитывая все возрастающий спрос на социальные выплаты, государство стоит перед необходимостью на основе собственного и мирового опыта постоянно и последовательно трансформировать систему социальной защиты, не допуская нарастания бедности.

Для системы социальной защиты важным является вопрос о способах финансирования. Необходимое финансирование может быть получено двумя способами: во-первых, за счет общих налоговых поступлений, и, во-вторых, через целевые налоги – социальные взносы на социальное страхование.

Расширение системы социальной зашиты, сопровождающее рост экономики страны, осуществлялось в трех направлениях:

§ Расширение социальной сферы. Первоначально система социального обеспечения предлагала защиту лишь от определенных социальных рисков; со временем она стала включать в себя все большее их число.

§ Расширение состава социально защищенных групп. Система социального обеспечения на первых этапах охватывала только лиц наемного труда и лишь постепенно стала распространяться и на другие, также нуждающиеся в защите группы людей (например, на ремесленников, определенные слои неработающих, на находящихся в стадии реабилитации, на пользующихся социальной помощью).

§ Увеличение количества и повышение уровня услуг социального обеспечения. Количество предоставляемых услуг было вначале ограниченным. С ростом экономического потенциала государства стало возможным постепенно повысить и уровень предоставляемых услуг.

Принцип социальной помощи предполагает финансирование из бюджета и ориентацию на индивидуальную обеспеченность получателей социальной помощи. При определении размеров выплат возможны четыре альтернативных подхода:

§ помощь всем получателям выплачивается в одинаковом размере;

§ помощь ориентирована на индивидуальную обеспеченность. Это значит, что она предоставляется лишь постольку, поскольку получатель не располагает иными источниками дохода;

§ размер помощи может быть ориентирован на величину прежней заработной платы или же на величину страховых взносов получателя;

§ величина помощи зависит от потребностей получателя (особенно при оплате медикаментов и медицинских услуг.

Разработка и внедрение новой системы социальной помощи в России должна считаться первоочередной задачей. Такая система должна быть всеобщей (т.е. не быть привязанной к конкретным категориям граждан); обеспечивать приемлемый уровень дохода; гибкой; позволять отдельным лицам пе­реходить из одной категории в другую, не теряя при этом права на получение пособия.

Существенное значение имеет вопрос о том, в какой мере возмещать утраченный доход и какой должна быть величина социальной помощи. Основных критериев здесь два:

— социальные гарантии должны обеспечивать минимально достаточный уровень жизни;

— социальные пособия не только не должны отвлекать людей от труда, культивировать иждивенческие отношения, а, наоборот, должны ориентировать людей на труд, то есть социальная справедливость должна быть увязана с экономической эффективностью.

Первый критерий определяет минимальную, а второй — максимальную границу социальных пособий.

Бремя социальных расходов становится все более непосильным для российской экономики переходного периода, их дальнейшее увеличение вступает в острое противоречие с потребностями экономического роста. Решение этого противоречия требует большей эффективности использования ограниченных финансовых ресурсов, привлечения нетрадиционных, источников к реализации социальных программ, активизации резервов социально-страховых механизмов. В настоящее время все более четко проявляется формирование нескольких финансовых потоков, направляемых в социальную сферу:

Бюджетные источники:

- федеральный бюджет;

- бюджет субъекта РФ;

- местный бюджет;

- ресурсы не бюджетного перераспределения.

Внебюджетные источники:

- государственные социальные фонды;

- внебюджетные фонды субъектов РФ;

- негосударственные социальные фонды;

- кредитные ресурсы;

- привлечение средств фирм и домашних хозяйств (территориальные займы);

- использование потенциала некоммерческих неправительственных организаций.

Как уже отмечалось, на фоне глубокого экономического кризиса, масштабного спада объемов ВВП и резкого сужения ресурсной базы обеспечения социальной политики значительно возрастают потребности в многочисленных, часто дополнительных к действовавшим в дореформенном периоде формах и методах социальной защиты и поддержки все большего числа людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: