Для любознательных

Уже первый съезд по дошкольному воспитанию (1919) опреде­лил содержание труда дошкольников и требования к нему. Счита­лось обязательным вводить труд по самообслуживанию, работу на огороде и в саду, ручной труд с различными материалами; привле­кать детей к уборке комнаты, стирке. Заслугой съезда явилось то, что он сформулировал требования к организации детского труда, учитывающие особенности возраста: труд должен быть посильным и понятным по цели, доставлять детям радость; дети должны тру­диться «хорошо и по возможности красиво». Были определены две ведущие задачи трудового воспитания: научить детей трудиться с радостью и приучать работать коллективно. В том же 1919 г. на конференции по теме «О трудовом начале в дошкольном учрежде­нии» разгорелась дискуссия. Обсуждались два взгляда на трудо­вое воспитание дошкольников. Одна точка зрения была такова: дети в детском саду должны выполнять всю работу по поддержанию чистоты в помещении, стирке, приготовлению пищи, выращиванию овощей на огороде, т. е. возможен отказ от технического персонала. Другая точка зрения состояла в том, что труд следует вводить как воспитательный элемент и что он должен быть посильным и в не­большом объеме. Однозначного решения конференция не приняла.

На втором съезде по дошкольному воспитанию (1921) снова обсуждался вопрос о трудовом воспитании. Была выдвинута зада­ча воспитания коллективизма в труде и игре. Ребенок должен чув­ствовать себя частью общего коллектива, а не самостоятельной личностью.

Дальнейшее развитие вопросы трудового воспитания получи­ли на третьем съезде по дошкольному воспитанию (1924). Съезд был посвящен пересмотру содержания работы в дошкольных уч­реждениях в связи с введением программы единой трудовой шко­лы. Было принято решение: «строить работу дошкольных учреж­дений исходя из задач воспитания, диктуемых классовыми инте­ресами пролетариата, из учения о ребенке как продукте социальной среды». Предпочтение отдавалось общественному и производ­ственному труду, подчеркивалась важность совместного труда де­тей и взрослых. Работник Наркомпроса Р. Прушицкая призывала оборудовать детские сады специальными станками, чтобы дети могли на них работать.

Механическое перенесение в детский сад политехнического образования привело к тому, что перестали обращать внимание на важные для детства аспекты работы. В этот период были гоне­ния на игры в куклы, на сказку. Труд стали соотносить не с игрой, а с задачами производства. Против такого направления резко вы­ступали А. В. Суровцева и Н. К. Крупская.

На четвертом съезде дошкольного воспитания (1929) вновь об­суждалась проблема трудового воспитания. Впервые был постав­лен вопрос о методах трудового воспитания детей. Нужны были специальные научные исследования, которые бы доказательно ответили на многие вопросы, связанные со спецификой трудового воспитания дошкольников.

В 30-40-е гг. намечается новое направление во взглядах на тру­довое воспитание: сочетание собственной трудовой деятельности ребенка с наблюдениями за трудом взрослых. Вновь поднимается вопрос о связи труда с игрой. В 1935 г. выходит книга Р.И.Жуков­ской «Игры и трудовые занятия в детском саду», где показана воз­можная и продуктивная для развития ребенка связь труда с игрой.

В годы Великой Отечественной войны трудовому воспитанию много внимания уделяли практические работники, они искали со­держание и методы, которые бы отвлекали детей от тягот жизни, приносили радость. В послевоенные годы, вплоть до начала 60-х гг. проблеме трудового воспитания внимание практически не уделя­лось. Однако именно в это время были предприняты первые целе­направленные исследования (З.Н.Борисова, В.Г.Нечаева), кото­рые позволили определить содержание систематического трудо­вого воспитания и наметить в Программе детского сада (1962) подступы к трудовому воспитанию, начиная с третьего года жизни ребенка. И все же продолжалась тенденция связывать трудовое воспитание дошкольников с трудом взрослых, с наблюдениями за этим трудом. Ведущим оставался тезис, что трудовое воспитание дошкольников осуществляется только на основе ознакомления с трудом взрослых. И лишь исследования Я.З. Неверович экспери­ментально доказали, что знания, не соединенные с практикой, не могут рождать мотивы собственной трудовой деятельности.

С 1964 г. начинаются систематические углубленные исследова­ния проблемы трудового воспитания (В.Г.Нечаева, Е.И. Радина, И. Лаунер, Г.Н.Година, Д.В.Сергеева, Р.С.Буре, А.Д.Шатова, В.И.Логинова, Д.О. Дзинтере и многие другие). Именно эти иссле­дования дали ответ на вопрос о содержании, средствах, методах, формах организации труда и его роли в воспитании личности ре­бенка дошкольного возраста.

Современный этап отличается «забвением» этой важной про­блемы. В новых программах воспитания дошкольников этот раз­дел отсутствует. На страницах профессиональных журналов также редко встречаются статьи по проблеме трудового воспитания. Дан­ная тенденция не только неправомерна, но и таит в себе опасность, связанную с задержкой в развитии личности ребенка. Поэтому мо­лодым специалистам важно внимательнее изучить проблему тру­дового воспитания.

Итак, может ли трудиться ребенок дошкольного возра­ста? А если может, то чем отличается его труд от труда взрослых людей?

Первое отличие состоит в том, что ребенок не создает в своем труде общественно значимых материальных ценнос­тей. Дело не в том, что у труда ребенка нет результата, что то, что он делает, никому не нужно. Труд дошкольников имеет общественное значение.

В давние времена, когда детство было короче и ребенок раньше включался в деятельность взрослых, его труд также был общественно значим. Однако современный ребенок, осо­бенно ребенок дошкольного возраста, не может включаться в производство и, следовательно, не может создавать мате­риальные ценности. Труд детей носит воспитывающий харак­тер - так на него смотрят взрослые. Труд удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании соб­ственных возможностей, сближает его со взрослыми - так воспринимает эту деятельность сам ребенок (конечно, не облекая это восприятие в научные термины).

Отличительной особенностью труда детей является его близость к игре. Выполняя трудовую задачу, дети часто пе­реключаются на игру - играют водой во время умывания, обыгрывают трудовые действия и т.д. В младшем дошколь­ном возрасте отчетливо выражено стремление превратить трудовой процесс в игру, но даже и старшие дошкольники, пока не овладеют трудовыми действиями или инструмента­ми, тоже играют ими, обыгрывают их. И всегда с удоволь­ствием принимают игровую ситуацию, связанную с трудом.

В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки (как, напри­мер, у токаря или слесаря), а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным. Кроме того, труд дошкольников не имеет постоянного ма­териального вознаграждения.

Труд ребенка носит ситуативный, необязательный харак­тер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

Особенностью детского труда является и то, что, не­смотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

Дети младшего дошкольного возраста не могут самосто­ятельно ставить цель в труде. Это происходит потому, что они еще не владеют умением удерживать в памяти весь про­цесс и результат. Действия ребенка носят не целенаправ­ленный, а процессуальный характер: они могут повторять их многократно, не преследуя определенной задачи. Ребенку доставляет удовольствие само действие, а не его результат. Развитие целесообразных действий тесно связано с разви­тием предметно-ориентировочной деятельности и подра­жания, поскольку при этом условии происходят осознание назначения предмета и усвоение способа его применения. Овладевая по подражанию способами действий, ребенок начинает достигать результата в элементарной деятельно­сти (повесил полотенце на крючок, застегнул пуговицу и т.п.). Постепенно формируется способность к осознанию цели своих действий и связи между целью и результатом. Подобное осознание - своего рода открытие ребенком лич­ных возможностей. Оно побуждает детей к самостоятельным действиям («Я сам»).

Для развития способности ставить цель в труде важны осознание цели, умение видеть результат, владение спосо­бами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовывать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата, например при изго­товлении игрушек, в уборке, в самообслуживании и др. Ре­бенок этого возраста может осознавать и отдаленные цели (выращивание урожая). Отдаленные цели ставит взрослый. Возможно, а иногда и необходимо поэтапное осознание детьми отдаленной цели. Например, если предстоит слож­ная работа, ребенок не может удержать цель, забывает ее. Взрослый помогает ему тем, что делит весь процесс труда на короткие отрезки и на каждом таком этапе ставит цель.

Итак, особенностью данного компонента трудовой дея­тельности дошкольников является обязательное участие в его реализации взрослого. Самостоятельность детей и осоз­нание ими цели относительны.

При формировании целенаправленной трудовой деятель­ности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится. Мотивы могут быть разные: получить от взрослых положительную оценку своих действий; самоутвер­диться; вступить в общение со взрослыми; принести пользу другим (общественный мотив). Нужно сказать, что все пере­численные мотивы могут быть у детей разного возраста, но лишь в 5-7 лет ребенок способен их формулировать.

Своеобразно осуществляется у детей и процесс планиро­вания трудовой деятельности. Планирование - важный ком­понент труда. Он включает в себя организацию работы, исполнение, контроль и оценку как отдельных этапов, так и результата в целом.

Ребенок младшего возраста вообще не планирует свою деятельность. Но и в старшем дошкольном возрасте пла­нирование специфично. Дети планируют лишь процесс ис­полнения, «забывая» об организации труда, и намечают лишь основные этапы, но не способы исполнения. Не пре­дусматриваются контроль и оценка работы. Словесное пла­нирование отстает от практического - ребенок не может со­ставить план работы, но действует последовательно.

Детей следует учить планированию деятельности. Благо­даря обучению формируется способность действовать эко­номно и рационально, умение предвидеть результат. Роль взрослого на разных этапах различна: сначала он планирует работу детей сам, затем привлекает их к совместному пла­нированию и, наконец, учит планировать самостоятельно.

Рассмотрим теперь сам процесс деятельности. И этот ком­понент имеет свою специфику. Детей младшего возраста ув­лекает именно процесс деятельности. Но и старших дошколь­ников увлекает процесс. В деятельности отрабатываются тру­довые навыки, воспитываются настойчивость, потребность все делать красиво, аккуратно, правильно. Для ребенка лю­бого дошкольного возраста участие взрослого в процессе труда вносит особый элемент привлекательности.

Своеобразно отношение детей к результату труда. Для младших дошкольников зачастую важен не материальный результат, а моральный, чаще всего выраженный в поло­жительной оценке взрослого. Ребенка старшего возраста интересует достижение практического, материально пред­ставленного результата, хотя и оценка взрослого для него также очень важна. В 5-7 лет у детей уже могут появляться гордость, удовлетворение от самостоятельно достигнуто­го результата в труде.

Итак, трудовая деятельность со всеми ее компонентами свойственна детям дошкольного возраста, хотя она и име­ет свои особенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: