Образцы предметов, материалов, веществ, следы которых чаще всего обнаруживаются на местах происшествий, всегда представляли профессиональный интерес для криминалистов. К числу таких объектов можно отнести:
огнестрельное и холодное оружие, боеприпасы;
типичные орудия взлома и инструменты, используемые при совершении преступлений;
детали, части изделий (подошвы обуви, фарное стекло, протекторы шин автотранспортных средств и т. п.);
вещества и материалы (в том числе наркотические, ядовитые, взрывчатые, горюче-смазочные, лакокрасочные, образцы бумаги, тканей, волос, волокон, почвы, растений и т. п.).
Совокупности индивидуальных признаков, характеризующих вышеперечисленные объекты справочно-вспомогательных учетов, дают возможность устанавливать целый ряд важных, особенно для целей розыска, обстоятельств.
Так, коллекции следов орудий взлома позволяют выяснить:
каким орудием мог быть оставлен след на месте происшествия;
не оставлен ли этот след орудием данного вида;
не оставлен ли след орудием, которое ранее использовалось для совершения преступления.
382 Глава 23. Криминалистическая регистрация
Признаки изделий и инструментов, отображающиеся в следах преступлений, могут свидетельствовать о внешнем виде этих предметов, их конструктивных особенностях, что при наличии коллекций позволяет выявить и наглядно представить аналог орудия преступления или иных предметов, связанных с совершившим преступление лицом.
Справочные коллекции оружия и боеприпасов дают возможность определять по имеющимся образцам систему и модель оружия. Кроме того, детали оружия из такой коллекции могут использоваться при производстве экспериментальной стрельбы из исследуемого оружия, если аналогичные детали в нем отсутствуют или неисправны.
Натурные коллекции различных веществ и материалов используются для установления природы этих объектов при сравнительных исследованиях, а также для классификации объектов по внешнему виду. Они могут служить также источником эталонов для количественных методов анализа.
Применение в криминалистических исследованиях современных методов анализа веществ и материалов, таких как хроматография, атомная и молекулярная спектроскопия, рентгенография и рентгеноскопия и т. п., невозможно без использования специальных атласов спектров, хромато-грамм, рентгенограмм и пр. Эти каталоги составляются по объектам экспертного исследования. При анализе производится сравнительное исследование спектра или рентгенограммы неизвестного вещества и соответствующего материала атласа. Например, атлас дифрактограмм наркотических веществ позволяет путем сопоставления с ними дифрактограмм веществ неизвестной природы определять, являются ли последние наркотическими, их фазовый состав, способ, а иногда время и место изготовления. В качестве справочно-вспомогательных учетов могут использоваться также каталоги качественного и количественного состава веществ и материалов в зависимости от различных параметров, полученных при исследовании, например каталоги межплоскостных расстояний и интегральных интенсивностей рентгеновских линий — для установления фазового состава веществ.
Однако эффективность применения справочно-вспомогательных учетов в раскрытии и расследовании преступлений все-таки остается довольно низкой. Объясняется это отсутствием единой научно обоснованной и организационно обеспеченной системы их комплектования и использования, трудностями ручной обработки и поиска содержащейся в коллекциях и каталогах информации. До сих пор натурные коллекции и каталоги создаются в основном инициативно, а следовательно, лишь в некоторых экспертных учреждениях. Роль головных экспертно-криминалистических учреждений в комплектовании таких коллекций, в решении задач систематизации и классификации объектов справочно-вспомогательных учетов проявляется слабо. В то же время использование современных информационных технологий позволяет уже сейчас заменять (в случаях, когда такая замена оправданна) натурные коллекции компьютерными базами данных.
Глава 24. Использование специальных знаний в деятельности органов следствия, дознания и суда
В процессе раскрытия и расследования преступлений, судебном разбирательстве уголовных, гражданских дел (в том числе арбитражных споров), производства по делам об административных правонарушениях нередко возникают вопросы, решение которых требует использования специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла. Такие вопросы решают сведущие лица, наделенные в этих целях специальными полномочиями.
Специальными являются знания, приобретенные субъектом в процессе практической деятельности путем специальной подготовки или профессионального опыта, основанные на системе теоретических знаний в соответствующей области (например, знание технологии швейного производства).
Специальные знания могут использоваться в процессуальной и непроцессуальной формах. Субъектами их использования являются: следователь; судья; дознаватель; начальник следственного отдела; прокурор-криминалист; прокурор в стадии возбуждения уголовного дела и предварительного расследования; специалисты; эксперты; лица, обладающие знаниями в области науки, техники, искусства или ремесла, но не наделенные процессуальными правами эксперта или специалиста; оперативные работники.
К процессуальным формам использования специальных знаний относятся:
привлечение следователем и судьей собственных специальных знаний;
участие специалиста в следственных действиях (ст. 164 УПК РФ);
участие специалиста в судебном заседании (ст. 271 УПК РФ, ст. 188 ГПК РФ, ст. 25.8 КоАП РФ);
производство экспертизы (ст. 195 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ, ст. 24.6 КоАП РФ).
Целями применения собственных знаний следователя или судьи являются: непосредственное обнаружение, фиксация, предварительное изучение, оценка и использование доказательств, решение вопроса об их относимо-сти и допустимости, правильная квалификация содеянного, определение предмета и пределов доказывания, качественное проведение процессуальных действий, организация взаимодействия со сведущими лицами (специалистами, экспертами) в процессе раскрытия и расследования преступлений.
Следователь овладевает общими профессиональными и специальными знаниями с момента обучения в вузе и на практике в процессе всей своей дальнейшей работы по специальности, включая обучение с целью повышения квалификации. Общими являются знания следователя в области уголовного процесса и др., специальными — знания, позволяющие решать частные задачи уголовно-процессуальной деятельности. К источникам получения специальных знаний относятся криминалистика, судебная экспертиза, судебная медицина, судебная психиатрия и т. п.
384 Глава 24. Использование специальных знаний
Овладение профессиональными и специальными знаниями позволяет следователю лучше воспринимать поступающую к нему информацию. Например, знание криминалистической техники, в частности классификации папиллярных узоров, дает ему возможность уже на стадии организации и проведения следственных действий оперативно провести проверку по типу узора причастных к событию лиц и сузить круг подозреваемых, целенаправленно подобрать дактилоскопические карты для экспертного исследования, по общим признакам решить вопрос о целесообразности дальнейшего исследования. Обладая знаниями, например, в области бухгалтерского учета, следователь способен на первоначальном этапе решить вопрос о возбуждении уголовного дела. Знания в области судебной экспертизы позволяют ему правильно поставить перед экспертом вопросы, оценить ход и результаты проведенных исследований, на основании установленных фактических данных составить план допроса, в совокупности с иными фактическими данными правильно квалифицировать действия преступника. Знания в области судебной медицины позволяют следователю оценить деятельность судебного медика при осмотре трупа на месте происшествия и результаты этой деятельности, особенно в тех случаях, когда требуется освидетельствование субъекта противоположного со следователем пола, избежать ошибок и предупредить появление необоснованных выводов.
Специалист — физическое лицо, имеющее соответствующие познания и навыки, обладающее процессуальным статусом (ст. 58 УПК РФ, ст. 188 ГПК РФ, ст. 25.8 КоАП РФ).
Специалист привлекается с целью оказания содействия дознавателю, следователю, суду в работе с доказательствами. В соответствии со ст. 58 УПК РФ специалист привлекается к участию в процессуальных действиях для содействия в обнаружении, закреплении и изъятии предметов и документов, применении технических средств в исследовании материалов уголовного дела, для постановки вопросов эксперту, а также для разъяснения сторонам и суду вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.
Он имеет право задавать вопросы участникам следственного действия с разрешения дознавателя, следователя, прокурора и суда; знакомиться с протоколом следственного действия, в котором он участвовал, и делать заявления и замечания, которые подлежат занесению в протокол; приносить жалобы на действия (бездействие) и решения дознавателя, следователя, прокурора и суда, ограничивающие его права.
Практически специалист может привлекаться к участию в любом следственном или судебном действии, за исключением допроса взрослых лиц, не страдающих какими-либо функциональными дефектами органов чувств, речи или психики и дающих показания на языке судопроизводства. В иных случаях и при допросе может участвовать специалист: педагог, психолог, психиатр, лицо, понимающее знаки глухонемого, и др. Участие специалиста в таких следственных действиях, как очная ставка, обыск, следственный эксперимент, позволяет своевременно получить разъяснение по: возникающим спорным вопросам, требующим профессиональных знаний; правильной характеристике тех или иных действий преступника (преступников), его психологических особенностей; определению свойств обнаруженных предметов. Содействие специалиста может заключаться в производстве видеозаписи и фотосъемки, в работе с микрообъектами и запахо-
Глава 24. Использование специальных знаний 385
выми следами, в оказании содействия при составлении планов и схем места происшествия и т. п.
Сведения о фактах, установленных специалистом, и его разъяснения фиксируются в протоколе следственного или судебного действия, протоколе об административном правонарушении и являются доказательствами по делу. Устные консультации специалиста или его письменные суждения, оформленные в виде заключения, также являются доказательствами (ст. 58, 271 УПК РФ, ч. 1 ст. 157 ГПК РФ). Подчеркнем, что в отличие от эксперта специалист не проводит инструментальных исследований материальных объектов (ч. 3 ст. 80 УПК РФ).
Следователь или судья, обладая специальными знаниями и соответствующими научно-техническими средствами, могут обойтись без помощи специалиста. Случаи обязательного его участия прямо указаны в законе:
участие педагога в допросе (опросе — ч. 4 ст. 25.6 КоАП РФ) свидетеля в возрасте до 14 лет (ст. 280 УПК РФ, ст. 179 ГПК РФ), а по усмотрению следователя — и при допросе свидетелей в возрасте от 14 до 16 лет (ст. 191 УПК РФ);
участие судебного медика, а при невозможности его участия — иного врача в наружном осмотре трупа (ст. 178 УПК РФ);
участие врача в освидетельствовании в необходимых случаях (ч. 4 ст. 179, ч. 2 ст. 290 УПК РФ).
Важнейшей процессуальной формой использования специальных знаний в судопроизводстве является судебная экспертиза, сущность которой состоит в анализе по заданию следователя (суда) сведущим лицом — экспертом предоставляемых в его распоряжение материальных объектов (вещественных доказательств), а также различных документов (в том числе протоколов следственных действий) с целью установления фактических данных, имеющих значение для правильного разрешения дела. По результатам исследования эксперт составляет заключение, которое является одним из предусмотренных законом доказательств.
Закон определяет, когда назначается судебная экспертиза (ст. 195 УПК РФ) и когда ее назначение является обязательным (ст. 196 УПК РФ).
Предмет судебной экспертизы составляют фактические данные, устанавливаемые при расследовании или судебном разбирательстве уголовного дела. Экспертиза назначается независимо от того, обладают ли следователь или судья специальными знаниями, поскольку фактические данные, полученные путем экспертного исследования, не могут быть отражены ни в каком процессуальном документе, кроме заключения эксперта.
Основными задачами, разрешаемыми судебными экспертизами, являются:
идентификация объектов (людей, животных, растений, предметов);
диагностика механизма события (времени, способа и последовательности действий, событий, явлений, причинных связей между ними, природы, качественных и количественных характеристик объектов, их свойств и признаков, не поддающихся непосредственному восприятию, и пр.);
экспертная профилактика — деятельность по выявлению обстоятельств, способствующих совершению преступлений, и разработке мер по их устранению.
Объектами экспертизы являются в основном вещественные доказательства, в том числе отображения людей и животных, предметов, механизмов и агрегатов, вещества, материалы и изделия, документы и полиграфическая
Глава 24. Использование специальных знаний
продукция, выделения человека, части его тела и трупы, разнообразные объекты растительного и животного происхождения и др.
Предмет, объекты, задачи и методы судебной экспертизы разрабатываются ее общей теорией. Методы судебной экспертизы, по своему характеру весьма разнообразные, подразделяются на общеэкспертные, используемые во многих видах экспертиз, и частноэкспертные, применяемые только в одном из видов экспертных исследований.
Непроцессуальные формы использования специальных знаний:
консультативная и справочная деятельность сведущих лиц. В этой форме специалист может оказывать помощь следователю, лицу, рассматривающему дело об административном правонарушении, и суду в подготовке следственных действий и материалов для экспертизы. Цель как консультативной, так и справочной деятельности сведущих лиц заключается в передаче следователю, дознавателю некоторой предварительной информации, позволяющей правильно ориентироваться в создавшейся обстановке. Как консультации, так и справки могут даваться в письменной или устной форме. Письменная информация приобщается к первичному материалу проверки. Справочными сведениями, полученными в ходе проверок по криминалистическим учетам, могут снабдить следователя (суд) и сотрудники ЭКЦ, в ведении которых имеются специализированные картотеки и коллекции;
производство ревизионных, оценочных и аудиторских действий, цель которых совпадает с целью консультаций и получения справочных данных;
участие сведущих лиц в оперативно-розыскных мероприятиях, в том числе производство ими так называемых предварительных исследований материальных объектов, оказание технической помощи следователю или оперативному сотруднику и т. п. Результаты такого использования доказательственного значения не имеют, поскольку содержатся в источниках, не предусмотренных УПК РФ, но широко применяются как ориентирующая информация при розыске скрывшегося преступника, установке способа совершения и сокрытия преступления, выявлении признаков готовящегося или совершенного преступного акта и др.;
дача специалистами консультаций адвокатам, поскольку согласно п. 4 ст. 6 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» адвокат вправе привлекать на договорной основе специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи.
Непроцессуальные формы участия сведущих лиц в расследовании не регулируются нормами УПК РФ, а осуществляются либо согласно ведомственным инструкциям, либо по усмотрению следователя, дознавателя.
Назначение судебной экспертизы. Экспертиза представляет собой процессуальное действие, заключающееся в производстве исследований различных объектов по поручению уполномоченного субъекта соответствующими специалистами и даче заключения о результатах этих исследований. Назначается экспертиза постановлением дознавателя, следователя, лица или органа, рассматривающего дело об административном правонарушении, или определением суда.
Процессуальное законодательство допускает производство судебных экспертиз как сотрудниками экспертных учреждений, так и другими лицами, обладающими специальными знаниями. Однако основная масса судеб-
Глава 24. Использование специальных знаний
ных экспертиз производится в экспертных учреждениях. В настоящее время в стране действует широкая сеть государственных судебно-экспертных учреждений, которые являются специализированными учреждениями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ (ст. 11 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»).
Судебно-экспертные учреждения Министерства юстиции РФ производят судебные экспертизы по уголовным и гражданским делам как для судов общей юрисдикции, так и для арбитражных судов, причем количество экспертиз, назначаемых при рассмотрении арбитражных споров, так же как и в гражданском процессе, неуклонно возрастает. Головным экспертным учреждением этой системы является Российский федеральный центр судебной экспертизы (РФЦСЭ), где осуществляются научные разработки и создаются новые методики исследования вещественных доказательств, а также производятся судебные экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов. РФЦСЭ, как правило, производит либо повторные и особо сложные экспертизы, которые по каким-либо причинам не могут выполняться в других экспертных учреждениях, либо первичные экспертизы для судебных и следственных органов следующих регионов: Москва, Московская, Тверская, Смоленская области.
Периферийными судебно-экспертными учреждениями этой системы являются региональные центры судебной экспертизы (РЦСЭ), центральные лаборатории судебной экспертизы (ЦЛСЭ) и лаборатории судебной экспертизы (ЛСЭ). Центральные ЛСЭ осуществляют экспертизы большинства родов и видов, такие как традиционные криминалистические, веществ и материалов, автотехнические, бухгалтерские. В ряде центральных лабораторий производятся также пожарно-технические, строительно-технические, технологические, товароведческие, экономические судебные экспертизы.
Каждая ЦЛСЭ имеет основную и дополнительную зоны обслуживания. В пределах основной зоны выполняются все роды и виды судебных экспертиз. В дополнительной зоне — только те, которые не производятся в зональной (нецентральной) ЛСЭ. Последние обычно выполняют традиционные криминалистические, автотехнические, бухгалтерские и некоторые экспертизы веществ и материалов.
Некоторые ЛСЭ в городах своей зоны обслуживания имеют отделы (филиалы) или экспертные группы, где выполняются наиболее актуальные для данного региона виды экспертиз.
Экспертно-криминалистические подразделения органов внутренних дел производят экспертизы в рамках уголовного судопроизводства, а также предварительные исследования. Как правило, экспертизы инициируются следователями или дознавателями органов внутренних дел, реже — прокуратурой и судом.
Централизованное руководство экспертными подразделениями осуществляет Экспертно-криминалистический центр (ЭКЦ) МВД России. Кроме того, экспертные подразделения на местах входят в структуру региональных управлений или отделов внутренних дел. В ЭКЦ производятся наиболее сложные, комплексные и повторные судебные экспертизы, а также экспертизы и исследования по многоэпизодным уголовным делам, когда преступления совершены в различных регионах страны и расследованием занимается следственный комитет МВД России. Наряду с этим в научно-
388 Глава 24. Использование специальных знаний
исследовательской лаборатории ЭКЦ осуществляются разработки, направленные на совершенствование существующих и создание новых методов и методик предварительных и экспертных исследований. ЭКЦ, выполняя свои организационно-методические функции, внедряет разработанные методики в экспертную и следственную практику. Круг экспертиз и исследований, выполняемых экспертами и научными сотрудниками ЭКЦ, чрезвычайно широк — это экспертизы практически всех наиболее распространенных родов и видов.
Структуру экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на местах составляют ЭКЦ республик, краев, областей и крупных городов, где осуществляются практически все те же роды и виды экспертиз и предварительных исследований, что и в ЭКЦ МВД России; ЭКЦ областей и районов, городов, где производятся в первую очередь основные традиционные виды экспертиз: трасологические, баллистические, почерко-ведческие, фототехнические, технико-криминалистические экспертизы документов, а также часто фоноскопические, пищевые и экспертизы веществ и материалов.
Наряду с экспертизами в экспертно-криминалистических подразделениях органов внутренних дел производятся проверки по криминалистическим учетам.
Судебно-экспертные учреждения Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию (Росздрав) состоят из судебно-медицинских и судебно-психиатрических учреждений. Судебно-медицинские экспертные учреждения — бюро судебно-медицинской экспертизы — обеспечивают производство судебно-медицинских экспертиз и исследований трупов; судебно-медицинских экспертиз и освидетельствований потерпевших, обвиняемых и других лиц; судебно-медицинских экспертиз вещественных доказательств.
Для исследования различных объектов в бюро имеются структурные подразделения:
отдел судебно-медицинской экспертизы потерпевших, обвиняемых и других лиц;
отдел судебно-медицинской экспертизы трупов, с гистологическим отделением (где проводятся микроскопические исследования тканей человека);
судебно-медицинский отдел (где производятся анализы трупных материалов химическими, биологическими, спектральными методами) и цитологическая лаборатория (по исследованию микрочастиц);
районные, межрайонные и городские отделения, организуемые на базе больниц вне городов, где расположены бюро (с учетом объема работы и отдаленности от бюро судебно-медицинской экспертизы).
Бюро судебно-медицинской экспертизы имеются в крупных городах, областях, краях и республиках России. Контроль за качеством судебно-медицинских экспертиз на местах возложен на главных районных, межрайонных и городских судебно-медицинских экспертов. В научно-практическом и организационно-методическом отношении бюро судебно-медицинской экспертизы подчиняются главному судебно-медицинскому эксперту. Головным учреждением, осуществляющим научное и методическое руководство судебно-медицинскими экспертными учреждениями, является Республиканский центр судебно-медицинской экспертизы Росздрава, где наряду с научными исследованиями производятся особо сложные или
Глава 24. Использование специальных знаний
повторные экспертизы, а также некоторые контрольные и дополнительные исследования.
К участию в производстве судебно-медицинских экспертиз могут привлекаться профессора, доценты, преподаватели кафедр и курсов судебной медицины медицинских институтов и университетов, специалисты учреждений здравоохранения.
В системе органов здравоохранения Российской Федерации осуществляются также судебно-психиатрические экспертизы. Эти экспертизы могут производиться амбулаторно и стационарно.
Стационарные судебно-психиатрические экспертизы обвиняемых и подсудимых проводятся в судебно-психиатрических отделениях или палатах психиатрических (психоневрологических) стационаров, а экспертизы потерпевших, свидетелей и других лиц — в общих отделениях психиатрических больниц.
Амбулаторные судебно-психиатрические экспертизы (в том числе заочные и посмертные) проводятся специально создаваемыми для этих целей судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, которые функционируют при психиатрических или психоневрологических учреждениях. Персональный состав комиссии (не менее трех специалистов) утверждается ежегодно органом здравоохранения (республики, края, области, крупного города).
Научно-методическое руководство деятельностью судебных экспертов-психиатров в масштабе России возложено на Государственный научный центр социальной и судебной психиатрии им. В. П. Сербского (Москва), который производит также наиболее сложные экспертизы для судебных и следственных органов России.
Организационно-методическое руководство психиатрическими и психоневрологическими учреждениями, в том числе и судебно-психиатрическими экспертными комиссиями, возложено на главного психиатра медицинского управления (органа здравоохранения) региона.
Государственные судебно-экспертные учреждения существуют, кроме того, в Министерстве обороны, Федеральной таможенной службе, Федеральной службе безопасности, Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков России.
Если в государственных судебно-экспертных учреждениях данного региона экспертиза требуемого рода или вида не проводится, а также если поступило ходатайство участников процесса, она может быть поручена сотруднику негосударственного судебно-экспертного учреждения или неэкспертного учреждения, предприятия, частному эксперту или любому соответствующему специалисту, избираемому следователем или судом.
Классификация судебных экспертиз может производиться по различным основаниям.
По роду специальных знаний судебные экспертизы подразделяются на криминалистические, экспертизы веществ и материалов, судебно-медицинские и психиатрические, инженерно-технические, инженерно-транспортные, экономические, экологические, почвоведческие, биологические и др.1
По объему исследования они делятся на основные и дополнительные. Дополнительная экспертиза производится в случаях недостаточной ясно-
Более подробно этот вопрос будет рассмотрен в следующей главе.
Глава 24. Использование специальных знаний
сти заключения эксперта, неполного разрешения поставленных перед ним вопросов, а также необходимости постановки дополнительных вопросов, связанных с предыдущим экспертным исследованием. Дополнительную экспертизу рекомендуется проводить тому же лицу, которое проводило первоначальную, хотя она может быть назначена и другому эксперту.
По последовательности проведения экспертизы подразделяются на первичные и повторные. Повторная — это экспертиза, которая производится при мотивированном несогласии с заключением первичной экспертизы для исследования тех же объектов и решения тех же вопросов, если возникают сомнения в достоверности заключения эксперта, в том числе ввиду его необоснованности либо существенных процессуальных нарушений при ее назначении и производстве. Повторная экспертиза может быть назначена в то же экспертное учреждение, что и первичная, но другому эксперту либо группе экспертов. В резолютивной части постановления следователь (суд) должен указать, что данная экспертиза является повторной, перечислить вопросы, поставленные на разрешение первичной экспертизы, и полученные в результате ее проведения выводы. Представляется и заключение первичной экспертизы.
По составу экспертизы бывают единоличные (проводит один эксперт), комиссионные (два и более специалистов в одной области) и комплексные (несколько специалистов в различных областях). Наиболее часто комплексные экспертизы организуются при условии, что ответ на вопрос можно получить в результате совместных экспертных исследований специалистами смежных (пограничных) областей науки, техники, искусства или ремесла.
При производстве комиссионной экспертизы каждый эксперт решает поставленную задачу целиком, в полном объеме. В процессе этой работы осуществляется внутригрупповая коммуникация: обсуждаются пути решения задачи, методы и средства ее решения, результаты индивидуальной работы. Коллективное мнение комиссии экспертов выражает их полное согласие друг с другом.
Несколько иначе обстоит дело при производстве комплексной экспертизы. Поскольку здесь используют разные средства и методы исследования, определяется очередность их проведения. Методы и средства, применяемые одним экспертом, не должны создавать трудностей для последующих исследований того же объекта экспертом иного профиля. Это требует наличия у каждого из них четкого представления о схеме всего исследования и применяемых средствах и методах на всех этапах.
Если все принимающие участие в комплексной экспертизе пришли к одинаковому выводу, составляется единое заключение. Эксперт, не согласный с выводами остальных, дает свое заключение.
Если экспертизу проводят учреждения двух ведомств, выносится одно постановление, и с ним знакомится каждый из руководителей этих ведомств.
Среди участников комплексной экспертизы выбирается ведущий эксперт — один из наиболее опытных, авторитетных. Он организует работу группы, координирует действия ее членов и проводит совещания экспертов.
В процессе расследования представляется важным правильно выбрать момент назначения экспертизы. Для этого необходимо хотя бы ориентировочно представлять длительность требуемого исследования, учитывать его
Глава 24. Использование специальных знаний
реальные возможности (наличие нужных специалистов, их загруженность, состояние приборной базы и др.). Некоторые виды экспертиз, производство которых требует длительного времени (например, судебно-экономиче-ские, судебные инженерно-технические и др.), следует назначать сразу же, как только в них возникла необходимость и собраны все нужные материалы. В противном случае может возникнуть реальная угроза срыва сроков расследования, установленных законом.
Подготовка к назначению экспертизы состоит из: формулирования задач экспертизы; определения материалов дела, содержащих исходные данные для нее; подбора объектов экспертизы; вынесения постановления (определения) о назначении экспертизы.
Судебная экспертиза назначается по усмотрению следователя, за исключением специально оговоренных случаев обязательного ее назначения (ст. 196 УПК РФ), связанных с установлением:
1) причины смерти;
2) характера и степени вреда, причиненного здоровью;
3) психического или физического состояния подозреваемого, обвиняемого, когда возникает сомнение в его вменяемости или способности самостоятельно защищать свои права и законные интересы в уголовном судопроизводстве;
4) психического или физического состояния потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания;
5) возраста подозреваемого, обвиняемого, потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение.
В стадии предварительного расследования экспертиза назначается следователем (ст. 38, 195 УПК РФ). В случаях, когда для производства судебной экспертизы необходимо помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей, в медицинский или психиатрический стационар (п. 3 ч. 2 ст. 29 УПК РФ), субъект, назначающий экспертизу, возбуждает перед судом ходатайство, поскольку только суд правомочен принимать такое решение.
Признав необходимым производство по делу судебной экспертизы, следователь, дознаватель, суд, должностное лицо, рассматривающее дело об административном правонарушении, выносит мотивированное постановление (определение), которое является процессуальным основанием для ее проведения (ст. 195, 196 УПК РФ, ст. 79 ГПК РФ, ст. 82 АПК РФ, ст. 26.4 КоАП РФ).
Постановление (определение) состоит из трех частей: вводной, описательной, резолютивной. Во вводной части указываются место и дата составления постановления (определения), лицо, его составившее, дело, фамилия обвиняемого (если он установлен), статьи УК РФ, в соответствии с которыми он привлечен к ответственности. В описательной части постановления кратко излагается фабула дела и обстоятельства, в связи с которыми возникла потребность в специальных знаниях, могут быть указаны также некоторые особенности объекта исследования, представляющие интерес для эксперта (например, условия хранения объекта, которые могли вызвать его видоизменение), статья процессуального кодекса, в соответствии с которой назначена судебная экспертиза. В резолютивной части постановления указывается род или вид экспертизы, формулируются вопро-
392 Глава 24. Использование специальных знаний
сы, выносимые на разрешение эксперта, назначается эксперт или определяется судебно-экспертное учреждение, сотрудникам которого поручено производство экспертизы, приводится перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Большое значение имеет правильная формулировка вопросов, выносимых на разрешение эксперта. При постановке вопросов необходимо учитывать, что согласно процессуальному законодательству эксперт вправе указать в заключении на обстоятельства, имеющие значение для дела, по поводу которых не были заданы вопросы, однако он не обязан делать это. Поэтому вопросы должны быть конкретными, четкими и ясными, не допускающими двоякого толкования. Если вопросы взаимосвязаны, они должны задаваться в логической последовательности. В методической литературе по судебной экспертизе имеются примерные перечни вопросов для различных родов и видов судебных экспертиз. Задаваемые вопросы должны относиться к компетенции эксперта. Нельзя ставить на разрешение экспертизы вопросы о наличии признаков состава преступления, виновности или невиновности определенного лица и форме его вины. При формулировании вопросов следователь или суд могут консультироваться с экспертом или специалистом.
В резолютивной части постановления приводится также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. Такими материалами являются объекты экспертного исследования, образцы, необходимые для проведения сравнительных исследований, протоколы следственных действий и другие документы, содержащие сведения, необходимые эксперту для производства исследований и дачи заключения. Указанные документы представляются в распоряжение эксперта по инициативе следователя или в связи с ходатайством самого эксперта.
Подготовка к назначению судебной экспертизы включает подбор образцов для сравнительного исследования, необходимых для ее проведения. Это самостоятельный вид объектов, используемых в ходе экспертизы, отбор которых зависит от рода и вида экспертизы, характера вопросов, выносимых на ее разрешение. Одним из тактических условий получения образцов для сравнительного исследования является верное (с точки зрения следственной ситуации, цели исследования и состояния объектов) определение момента их получения. Все образцы, направляемые на экспертизу, должны быть необходимого качества, в нужном количестве и достоверного происхождения.
Образцы для сравнительного исследования в зависимости от времени и условий их возникновения принято разделять на несколько групп.
Свободными образцами являются такие, которые образовались до возбуждения уголовного дела (начала производства по гражданскому делу) и вне связи с ним. Их получают при производстве обыска, выемки, осмотра, а также от подозреваемых, обвиняемых, потерпевших, свидетелей, истцов и ответчиков, иных участников процесса.
Экспериментальные образцы отбираются в заданных условиях; их получают в связи с подготовкой материалов на экспертизу на основании ст. 202 УПК РФ, ст. 81 ГПК РФ, ст. 26.5 КоАП РФ, а также ст. 19 и 35 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации».
Условно свободными являются образцы, возникшие после возбуждения уголовного дела, но не в связи с подготовкой материалов на экспертизу;
Глава 24. Использование специальных знаний
в качестве подобных образцов могут использоваться, например, подписи обвиняемого, сделанные им в протоколах допросов.
На подозреваемом и обвиняемом лежит обязанность предоставить субъекту, назначающему экспертизу, необходимые образцы для сравнительного исследования, которыми обычно являются отпечатки пальцев и ступней ног (обуви), слепки зубов, образцы волос, крови, слюны, почерка, фонограммы голоса и иные. В исключительных случаях при отказе предоставить образцы те из них, характер которых это допускает, могут быть получены принудительно.
Аналогичные образцы можно получить и у свидетеля или потерпевшего, но лишь в том случае, когда необходимо проверить, не оставлены ли этими лицами следы на месте происшествия или на вещественных доказательствах. В необходимых случаях получение образцов осуществляется с участием эксперта, которому поручено производство судебной экспертизы, или специалиста (ст. 19 Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации»). Процедура изъятия образцов для сравнительного исследования фиксируется в протоколе.
Производство судебной экспертизы и оценка ее результатов. Получив постановление следователя и все материалы, руководитель судебно-экспертного учреждения оценивает их с точки зрения полноты и надлежащего оформления. Если они неполны или оформлены с нарушениями, а также если в экспертном учреждении нет соответствующего специалиста или нужной аппаратуры, он может вернуть постановление без исполнения. Если оснований для этого нет, руководитель выбирает специалиста должного профиля и поручает ему производство экспертизы.
Процесс экспертного исследования состоит из ряда стадий, на каждой из которых решаются определенные задачи.
Подготовительная стадия (стадия предварительного исследования) — эксперт знакомится с постановлением и уясняет вопросы, поставленные на его разрешение. Затем он производит экспертный осмотр поступивших материалов, знакомится с состоянием их упаковки, проверяет, как оно отразилось на поступивших объектах, сверяет их по перечню в постановлении следователя. На этой стадии эксперт составляет план предстоящего исследования, определяет, какая аппаратура может ему потребоваться, какие методики следует применить.
Стадия раздельного исследования заключается в исследовании каждого объекта, выделении, фиксации и изучении их признаков, имеющих значение для предмета экспертизы (идентификационные, диагностические). В итоге в распоряжении эксперта должен оказаться комплекс соответствующих признаков — общих и частных, характеризующих объект с достаточной полнотой в аспекте решаемой задачи.
На этой стадии может возникнуть необходимость в проведении экспериментов с целью получения необходимых сравнительных образцов или решения иных вопросов (например, уясняется механизм ледообразования и др.). Экспертный эксперимент — факультативная стадия процесса экспертного исследования.
Стадия сравнительного исследования объектов экспертизы — часто центральная часть исследования, позволяющая получить необходимые данные для ответа на поставленные перед экспертом вопросы. На этой стадии комплексы признаков, выявленных при раздельном исследовании, сопоставляются, определяются их совпадения и различия, устанавливаются при-
Глава 24. Использование специальных знаний
чины имеющихся различий, существенны они или случайны и какую роль могут играть при формулировании выводов эксперта.
Заключительной является стадия оценки результатов и формулирования выводов. Предметом оценок служит весь процесс исследования, примененная методика и рекомендованные ею методы, обоснованность полученных результатов. Задача заключается и в том, чтобы обнаружить допущенные ошибки и исправить их, если это возможно, не проводя повторного исследования.
По результатам своей работы эксперт (эксперты) дает заключение — письменный документ, составленный в соответствии с предписаниями закона. Заключение экспертизы указывает основание ее производства, данные об эксперте, условия экспертизы, вопросы эксперту, описание процесса исследования с указанием применяемых методик и методов и полученных промежуточных результатов, установленные экспертом фактические данные, а также выводы. Выводы эксперта должны полностью вытекать из произведенной экспертизы, содержать ответы на вопросы, сформулированные следователем.
Выводы, к которым приходит эксперт при даче заключения, могут быть категорическими — положительными или отрицательными и вероятными — положительными или отрицательными. Эксперт также может прийти в выводу о невозможности решения вопроса, но в исследовательской части он приводит причины невозможности. Категорическим является достоверный вывод о существовании (след оставлен обувью, представленной на исследование) или несуществовании (след не оставлен обувью, представленной на исследование) данного факта, явления, о состоянии объекта, характере процесса и т. п. Вероятный вывод носит предположительный характер и означает, что для категорического вывода либо недостаточно данных, либо не было научных оснований (текст документа, по всей вероятности, выполнен гр. К.). Такой вывод не является доказательством по делу, но он может лечь в основу ряда следственных версий, планирования розыскных мероприятий и т. п. При невозможности дать единственный вариант решения поставленного вопроса эксперт формулирует альтернативный вывод, предлагая несколько вариантов ответа. Выбор одного из них делает орган, назначивший экспертизу. Возможен и так называемый условный вывод, когда решение вопроса ставится в зависимость от какого-либо условия.
Изготовленные в ходе исследования фотоснимки, схемы, сопоставительные таблицы, спектрограммы и т. д., иллюстрирующие ход исследований и выводы эксперта, прилагаются к заключению.
Посредством экспертизы можно выяснить происхождение и причинные связи отдельных фактов, признаков, механизм их образования, определить время начала и хода процессов, явлений. Экспертиза обеспечивает решение вопроса о тождестве лиц, предметов, животных, веществ, устанавливает их групповую принадлежность, позволяет выяснить состав вещества, дать качественную и количественную характеристику его элементов; устанавливает факты, имеющие юридическое значение (возраст, половую зрелость, характер и тяжесть телесных повреждений); помогает дать правовую оценку расследуемому событию.
Велико значение экспертизы в профилактике преступлений. Например, с помощью экспертных заключений следователь или дознаватель нередко получают возможность выявить конкретные недостатки в деятельности предприятий, организаций, учреждений, обусловившие хищение имущест-
Глава 24. Использование специальных знаний
ва (несовершенство запирающих устройств и средств сигнализации в складских помещениях и т. п.), причины и условия, способствовавшие совершению расследуемого и других преступлений.
Поскольку заключение эксперта является одним из доказательств, в соответствии с законом оно подлежит оценке субъектом, назначившим экспертизу. Оцениваются следующие моменты.
1. Соблюдение закона при назначении и производстве экспертизы, наличие в заключении эксперта всех необходимых реквизитов.
2. Полнота заключения: на все ли поставленные вопросы даны ответы; если вопросы были переформулированы экспертом, то соответствуют ли они по смыслу поставленным при назначении экспертизы; соответствуют ли характеру экспертизы обстоятельства, установленные экспертом по собственной инициативе.
3. Научная обоснованность выводов эксперта: правильно ли избрана и применена соответствующая экспертная методика, не допущены ли неоправданные ее упрощения, корректны ли проведенные эксперименты и т. п.
4. Логика исследования: соблюдена ли должная последовательность его стадий, логическая обоснованность выводов ходом и результатами исследования, их непротиворечивость.
5. Доказательственное значение выводов эксперта и их согласуемость с другими доказательствами по делу.
Из всего вышеперечисленного наиболее спорной представляется возможность следователя и суда оценить научную обоснованность заключения. Очевидно, что для этого надо располагать определенным комплексом знаний, близким по уровняю к знаниям самого эксперта.
Еще до революции возникла концепция обязательной силы экспертных заключений, был предложен взгляд на эксперта как на научного судью. Эта концепция была отвергнута, поскольку она в сущности явилась рецидивом теории формальной оценки доказательств, когда каждое из них обладало заранее предусмотренной силой. Но в данном случае уголовный процесс оказался в плену свободной оценки доказательств: свобода оценки налицо, но подлинной оценки в данном случае быть не может. Не разбираясь достаточно профессионально в примененных методах и экспертных методиках, следователь и суд вынуждены в большинстве случаев полагаться на авторитет либо автора методики (метода), либо органа или учреждения, давшего добро на ее применение. О какой же оценке может идти речь, если взамен убежденности основанием становится вера?
Выход из сложившегося положения намечен в ст. 53 и 271 УПК РФ, где защитнику дается право на привлечение для консультаций специалиста, а сторонам — возможность вызова любого специалиста в суд для консультаций. Таким образом может быть обеспечена реальная состязательность специалистов и экспертов в суде.
Остановимся на экспертных ошибках, могущих повлечь за собой ошибочные действия и выводы по делу следователя и суда.
Доказательственность экспертного заключения зависит от его истинности, внутренней непротиворечивости, точности и достоверности всех действий, оценок и выводов эксперта в ходе и по результатам процесса экспертного исследования.
В общем виде экспертную ошибку можно определить как не соответствующее объективной действительности суждение эксперта или его действия, не приводящие к цели экспертного исследования, если и искаженное сужде-
Глава 24. Использование специальных знаний
ние, и неверные действия представляют собой результат добросовестного заблуждения. Подчеркнем основной признак, позволяющий отличить экспертную ошибку от заведомо ложного заключения: ошибка — результат добросовестного заблуждения эксперта, а не заведомо для него неверных рассуждений или действий. Именно этот признак отличает экспертную ошибку от преступления против правосудия. Заведомая ложность может выражаться в сознательном игнорировании существенных фактов и признаков объектов экспертизы, в искаженном описании этих фактов и признаков, заведомо неправильной их оценке или заведомо неверных действиях и операциях по их исследованию, умышленно неверному выбору экспертной методики или ее применению. Осознание ложности своих выводов или неправильности действий исключает заблуждение как психологическое состояние, при котором субъект не осознает неправильности своих суждений или действий. Такое заблуждение является добросовестным: эксперт искренне полагает, что он мыслит и действует правильно.
Причина ошибочного заключения эксперта не всегда состоит в допущенных экспертом ошибках. Экспертное исследование может быть проведено безупречно, и сделанные выводы — полностью соответствовать полученным результатам, но, если исходные для экспертизы данные были ошибочными или исследуемые объекты не имели отношения к делу, были фальсифицированы и т. п., заключение эксперта по делу окажется ошибочным.
В этом случае речь об экспертной ошибке не идет: причиной является либо ошибка органа, назначившего экспертизу, либо его умышленно неправильные действия, правонарушение. Исходя из этого, в дальнейшем экспертные ошибки будут трактоваться и рассматриваться лишь в том смысле, в каком определено их понятие.
Природа экспертных ошибок. По своей природе экспертные ошибки неоднородны и могут быть разделены на три класса: 1) ошибки процессуального характера; 2) гносеологические ошибки; 3) деятельностные (операционные) ошибки.
В основу данной классификации положена характеристика сторон процесса экспертного исследования (процессуальной, гносеологической, дея-тельностной).
Ошибки процессуального характера заключаются в нарушении процессуальных режима и процедуры экспертного исследования. К их числу относятся выход эксперта за пределы своей компетенции, в частности вторжение его в правовую сферу (например, отвечая на вопрос о взаиморасположении стрелявшего и потерпевшего в момент производства выстрела, эксперт указывает, что выстрел в К. был произведен Б., находящимся за углом дома №...); выражение экспертной инициативы в не предусмотренных законом формах; несоблюдение (по незнанию) процессуальных норм, в том числе отсутствие в заключении необходимых по закону реквизитов; обоснование выводов не результатами исследования, а материалами дела и т. п. Ошибки процессуального характера могут явиться следствием некритического отношения эксперта к формулировке или сущности экспертного задания, когда, например, следователь в нарушение своих процессуальных обязанностей по сбору доказательств поручает эту работу эксперту. Предметом экспертного исследования по букве закона могут быть только уже обнаруженные следователем и приобщенные к делу в качестве вещественных доказательств объекты.
Глава 24. Использование специальных знаний
Ошибки процессуального характера могут явиться следствием неверных действий и руководителя экспертного учреждения. Так, представляется ошибочной получившая известную распространенность практика формирования руководителем (при его несогласии с заключением эксперта — сотрудника этого учреждения) комиссии экспертов для повторного исследования представленных объектов. По существу, в данном случае речь идет о назначении повторной экспертизы, что не входит в компетенцию данного руководителя.
Гносеологические ошибки коренятся в сложностях процесса экспертного познания. Как известно, познание может быть содержательным и оценочным. Следовательно, и экспертные ошибки могут быть допущены при познании сущности, свойств, признаков объектов экспертного исследования, отношений между ними, а также и при оценке результатов, итогов экспертного исследования, их интерпретации. Гносеологические ошибки можно подразделить на логические и фактические (предметные).
Логические ошибки — это ошибки, связанные с нарушением в содержательных мыслительных актах законов и правил логики, а также с некорректным применением логических приемов и операций. В традиционной логике они подразделяются на ошибки в посылках и ошибки в аргументации, типичными из которых является, например, смешение причинной связи с простой последовательностью во времени или обоснование тезиса аргументами, которые являются верными, но из которых доказываемый тезис не вытекает.
Фактические, или предметные, ошибки — искаженное представление об отношениях между предметами объективного мира, при этом предметные ошибки, которые относятся к содержанию умозаключения, могут быть замечены и исправлены только тем, кто знаком с самим предметом, о котором идет речь. На практике имеют место случаи использования для обоснования экспертного вывода признаков, нейтральных для решения поставленной задачи. Например, в совокупность признаков, которые являются основанием для установления исполнителя рукописи, включаются признаки, характеризующие автора рукописи. Вывод об одной совокупности предметов основывается на признаках состава материалов предметов. Орудие взлома идентифицируется не только по признакам следа-отображения, но и по частицам краски. Естественно, что подобные фактические ошибки может обнаружить лишь компетентное в подобных вопросах лицо.
Деятельностные (операционные) ошибки связаны с осуществляемыми экспертом операциями и процедурами с объектами исследования и могут заключаться в нарушении предписанной последовательности этих процедур, в неправильном использовании средств исследования или использовании непригодных средств, в получении некачественного сравнительного материала и т. д.
Причины экспертных ошибок. Они могут быть двоякого рода: объективные, т. е. не зависящие от эксперта как субъекта экспертного исследования, и субъективные — коренящиеся в образе мышления и (или) действиях эксперта. Такое деление носит условный, методический характер, поскольку субъективные ошибки сами имеют объективное основание.
Дать исчерпывающий перечень объективных и субъективных причин экспертных ошибок не представляется возможным, что вынуждает ограничиться указанием лишь наиболее часто встречающихся, или типичных.
1. Объективные причины экспертных ошибок:
отсутствие разработанной методики экспертного исследования;
Глава 24. Использование специальных знаний
несовершенство используемой экспертной методики;
применение ошибочно рекомендованных методов;
отсутствие полных данных, характеризующих идентификационную значимость признаков, устойчивость их отображений в следах;
использование неадекватных математических моделей и компьютерных программ.
Некоторые из них можно рассматривать и как условия субъективных ошибок. Однако в своей массе это именно объективные причины, предупредить которые сам эксперт не в состоянии.
2. Субъективные причины экспертных ошибок:
профессиональная некомпетентность эксперта. Она может выражаться в незнании современных экспертных методик, неумении пользоваться теми или иными техническими средствами исследования, применить метод, наиболее эффективный в данной ситуации, неправильной оценке идентификационной значимости признаков, результатов, полученных партнером по комплексной экспертизе, и т. п.; профессиональная некомпетентность эксперта может проявиться и при попытке решения им вопросов, относящихся к иной области специальных знаний, нежели те, которыми он обладает, т. е., с процессуальной точки зрения, в выходе эксперта за пределы свой компетенции;
профессиональные упущения эксперта: небрежность, поверхностность производства исследования, пренебрежение методическими рекомендациями, правилами пользования техническими средствами, а также неполное выявление идентификационных признаков, использование не всех известных эксперту методов исследования, игнорирование тех или иных признаков объектов или их взаимозависимости и др.;
дефекты или недостаточная острота органов чувств эксперта, преимущественно органов зрения;
неординарные психологические состояния эксперта. Они могут быть следствием стрессовых ситуаций, усталости, поспешности, болезни и т. п.;
характерологические черты личности эксперта (неуверенность или, наоборот, гипертрофированная уверенность в своих знаниях, умениях, опытности, повышенная внушаемость или пренебрежительное отношение к мнению коллег, мнительность и т. п.);
влияние материалов дела, в том числе заключения предшествующий экспертизы или авторитета проводившего ее эксперта, поведения следователя, участников судебного разбирательства, руководителя судебно-экспертного учреждения (СЭУ);
стремление проявить экспертную инициативу без достаточных к тому оснований, утвердить свой приоритет в применении нетривиальных методов решения экспертной задачи, отличиться новизной и дерзостью решения, оригинальностью суждений и выводов;
логические дефекты умозаключений эксперта;
дефекты в организации и планировании экспертного исследования как со стороны руководителя СЭУ, так и самого (самих) эксперта. И в том и в другом случае причины носят субъективный характер, но относятся к разным субъектам.
Для того чтобы обнаружить, исправить и предупредить экспертные ошибки, возможны различные пути и средства, учитывающие специфику отдельных родов и видов судебных экспертиз; ограничимся лишь некоторыми общими замечаниями.
Глава 24. Использование специальных знаний 399
Экспертные ошибки могут быть обнаружены:
а) при проверке самим экспертом хода и результатов проведенного им
исследования на любой его стадии, и в особенности на стадии формулиро
вания выводов;
б) при анализе и обсуждении результатов экспертного исследования,
осуществляемого комиссией (однородная и комплексная комиссионные
экспертизы);
в) при анализе экспертом заключений предшествующих экспертиз;
г) при проверке хода и результатов экспертного исследования руководи
телем экспертного подразделения или учреждения, следователем, присут
ствующим при производстве экспертизы;
д) при оценке заключения следователем или судом (первой, кассацион
ной или надзорной инстанцией).
В случаях, перечисленных в п. «а»—«г», вмешательства органа, назначившего экспертизу, как правило, не требуется. Если эксперт (эксперты) обнаруживает ошибку в заключении предшествующей экспертизы, то он принимает меры к недопущению подобной ошибки в своем исследовании и учитывает ее при объяснении различий между своими и предыдущими выводами. Если ошибка замечена следователем, присутствующим при производстве экспертизы, то он немедленно ставит об этом в известность эксперта. Однако на практике подобная ситуация чрезвычайно редка. Типичным является обнаружение экспертных ошибок следователем и судом при оценке заключений. В этом случае, если ошибка не влияет на выводы эксперта, она может быть нейтрализована или устранена путем его допроса или назначением дополнительной экспертизы. В противном случае назначается повторная экспертиза.
Наконец, экспертные ошибки могут быть обнаружены в процессе обобщения экспертной практики, осуществляемого в практических или научных целях. Существенно для судопроизводства обнаружение лишь тех ошибок, которые повлекли неправильный вывод эксперта и остались незамеченными. Если такое заключение легло в основу процессуального решения, определяющего судьбу дела (постановление о прекращении дела, приговора), руководитель СЭУ обязан поставить в известность об обнаруженной экспертной ошибке орган, назначивший экспертизу, или суд, рассматривающий дело по существу, а после вынесения приговора — соответствующую судебную инстанцию или прокуратуру.