На предприятиях (в организациях)

В данном случае речь идет о расследовании преступлений, предусмот­ренных рядом статей УК РФ: ст. 169 «Воспрепятствование законной пред­принимательской или иной деятельности», ст. 201 «Злоупотребление пол­номочиями», ст. 285 «Злоупотребление должностными полномочиями», ст. 286 «Превышение должностных полномочий», ст. 290 «Получение взят­ки», ст. 291 «Дача взятки», ст. 292 «Служебный подлог».

Указанные составы преступлений могут сочетаться в различных комби­нациях, пополняться другими (например, легализация доходов, лжепред­принимательство), в целом же они характеризуют достаточно распростра­ненные в настоящее время действия по завладению государственным и об­щественно-кооперативным имуществом там, где оно еще сохранилось.

Подобные хищения осуществляются организованными преступными формированиями, в которые входят должностные лица, осуществляющие управление имуществом; лица, в ведении и пользовании которых находит­ся это имущество; лица, осуществляющие с этим имуществом необходи­мые хозяйственно-финансовые операции. Подобного рода хищения явля­ются длящимися, они умело организуются и маскируются, наносят много­миллиардные убытки экономике.

Предметом этих хищений все чаще становятся ценное промышленное сырье, нефть и нефтепродукты, газ, природные ископаемые, редкоземель­ные металлы, оружие, денежные суммы. Участился вывоз за границу стра­тегически важного сырья, других квотируемых товаров. Что касается хище­ний крупных денежных средств, то они осуществляются за счет присвое­ния заранее созданных неучтенных излишков денег в процессе основного или побочных производственных процессов1; путем присвоения крупных сумм, полученных от преступных операций с банковскими кредитами (в том числе и с участием лжефирм); путем переплаты денежных средств по зарубежным контрактам с последующим возвратом части денег платель­щику (как правило, перечисляемых на его счет в зарубежном банке).

Способы хищений на производстве, как обычно, связаны с созданием неучтенных денег или продукции. В последнее время все более распро­страняется перевод основных фондов из государственного предприятия в частный сектор. Формами его реализации становятся создаваемые инве­стиционные фонды, занижение стоимости приватизируемых предпри­ятий, проведение аукционов с участием подставных лиц, когда имущест­во приобретается по стартовой цене, а иногда даже (в нарушение правил) и ниже.

Получаемые в результате хищений денежные средства перечисляются на счета создаваемых коммерческих структур якобы за предполагаемые рабо­ты или услуги, после чего обналичиваются и присваиваются.

Все изложенные выше манипуляции сопровождаются дачей взяток чи­новникам разных уровней, санкционирующих проведение тех или иных операций либо не осуществляющих контроль, который входит в их обязан­ности.

1 О присвоении и растрате (ст. 160 УК РФ) см. гл. 47.


§ 3. Расследование хищений, совершаемых на предприятиях (в организациях) 735

Операции, связанные с хищениями, возможны внутри как легально действующих структур, так и специально созданных для целей хищения.

Основными ситуациями, возникающими на момент начала расследова­ния, являются следующие:

1) наличие негласной информации, поступающей в оперативные под­разделения МВД, ФСБ. С учетом поступившей информации данными под­разделениями осуществляется оперативная проверка, результаты которой предоставляются следствию;

2) поступление информации из государственных и других контрольных органов (налоговой инспекции, контрольно-ревизионных управлений Минфина и иных ведомств, от аудиторских фирм) непосредственно в след­ственные подразделения;

3) поступление информации как в следственные, так и в оперативные подразделения в виде сообщений должностных лиц, средств массовой ин­формации, из других официальных источников о возможных преступных действиях с имуществом предприятия.

Любой из приведенных видов информации может отличаться большей или меньшей полнотой, содержать подробные данные о месте, времени, способах хищения или давать только общее представление о происходя­щем.

В любом случае расследование подобных преступлений, совершаемых организованными преступными формированиями (ОПФ), представляет значительные трудности. Как отмечалось ранее, такие преступления гото­вятся тщательно, способы их совершения продуманы, скрываются весьма умело. К тому же зачастую преступная деятельность удачно маскируется правомерной. Когда же ее не удается скрыть, в ход идут взятки, подкуп, коррумпированные связи, угрозы и даже физическое уничтожение.

Алгоритм действий по 1-й ситуации:

использование фактора внезапности, так как известные следствию дан­ные собирались негласным путем;

организация следственно-оперативной комбинации по задержанию преступников с поличным в момент передачи, вывоза или транспортиров­ки похищенного имущества;

задержание участников преступных акций;

серия неотложных следственных действий, призванных процессуально закрепить собранные негласным путем данные (осмотр мест происшест­вий, имущества, документов, выемка документов, обыски, осмотр ТС, про­изводственных и складских помещений и т. п.);

назначение ревизии или аудиторской проверки хозяйственно-финансо­вой деятельности;

назначение и проведение судебно-экономической и криминалистиче­ской экспертиз, экспертиз технологической и товароведческой.

Алгоритм действий по 2-й ситуации. В этой ситуации участники ОПФ ос­ведомлены о проведенной проверке (ревизии, проверке налоговых орга­нов), поэтому действия следователя не являются для них неожиданными. Здесь необходимо:

провести доследственную проверку силами следователя, оперативных работников в целях изучения данной хозяйственной структуры, ее связей с другими организациями (в том числе с АО, СП, ТОО); системы осуществ­ляемых хозяйственных операций, документооборота, личности подозревае­мых и т. п.;



Глава 48. Преступления в сфере экономической деятельности


если проверяется коммерческая структура, то ознакомиться с уставны­ми документами, договорной документацией, документами о размерах ус­тавного капитала и резервного фонда и др.;

недостающую информацию о финансово-хозяйственной деятельности получить из органов налоговой инспекции, таможенной службы, организа­ций внешнеэкономического профиля и др.

После возбуждения по результатам проверки уголовного дела первона­чальными следственными действиями будут:

выемка и осмотр первичных бухгалтерских и иных документов, имею­щих отношение к выявленным фактам хозяйственно-финансовых наруше­ний;

анализ бухгалтерских документов и документов первичной проверки, при необходимости с помощью специалиста;

осмотр производственных и складских помещений;

изъятие образцов сырья, технологических карт, продукции, производст­венной документации, позволяющих установить факты отступлений от тех­нологии производства в целях экономии сырья и создания неучтенной продукции;

допрос лиц, производивших проверку;

допрос подозреваемых;

обыски на рабочих местах и по месту жительства подозреваемых в целях обнаружения доказательств преступной деятельности;

назначение экспертиз (криминалистических, финансово-экономиче­ских, технологических, товароведческих).

Алгоритм действий по 3-й ситуации. В сведениях от должностных лиц могут содержаться достоверные факты, которые стали им известны в силу их статуса. Тогда схема действия проходит по алгоритму 2-й ситуации.

Если в сообщениях граждан или средств массовой информации содер­жится непроверенная и, возможно, недостоверная информация, то дейст­вия проводятся по алгоритму 1-й ситуации, т. е. начинаются с оперативной проверки данных.

После проверок и возбуждения уголовного дела многое зависит от того, насколько имеющиеся данные будут использованы для выявления новых источников надежной доказательственной информации.

Отличительной чертой расследования рассматриваемых посягательств является широкое привлечение сведущих лиц (специалистов, экспертов, ревизоров, аудиторов).

В ходе расследования большую помощь в анализе структуры предпри­ятия, его деятельности, его связей с иными хозяйствующими объектами могут оказать составляемые схемы. Такие схемы позволяют получить на­глядное представление о взаимодействии членов преступной группы, о ме­ханизме и способах хищения, о связях с другими организациями, об от­дельных эпизодах преступной деятельности, о движении документооборота и т. п.

При обысках особое внимание уделяют поиску материалов «черной» бухгалтерии: записей, счетов, тетрадей, журналов, записных книжек. Це­лью обыска является и выявление имущества, на которое может быть нало­жен арест в возмещение ущерба. Само похищенное в натуре или реализо­ванное в денежные средства преступники обычно немедленно переправля­ют за границу.


§ 4. Расследование фальшивомонетничества 737


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: