double arrow

Центральные и местные органы управления


В XIII-первой половине XIV вв. Московское княжество представляло собой типичную феодальную сеньориальную монархию. Великий князь возглавлял иерархию князей и бояр, состоявшую с ним в определенных договорных отношениях. Заключенные на основе древних обычаев договоры предоставляли удельным князьям, боярам и духовенству широкие феодальные привилегии и иммунитеты.

По мере централизации государства и подчинения отдельных княжеств Московскому великому князю его власть значительно возросла. В XIV-XV вв. происходит резкое сокращение иммунитетных прав отдельных феодалов: удельные князья и бояре становятся подданными великого князя.

С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб - двуглавый орел, совмещенный с гербом Москвы (изображением Георгия Победоносца). В 1498 г. в Успенском соборе, при «венчании на великое княжение» внука Ивана III царевича Дмитрия, на его голову впервые была возложена своеобразная корона - «шапка Мономаха», якобы присланная из Константинополя. Захват турками-османами Константинополя усилил значение Московской митрополии, несмотря на то, что в 1458 г. из нее выделилась митрополия Западной Руси, находящейся в землях Великого княжества Литовского. На рубеже XV-XVI вв. возникает теория «Москва - третий Рим», что послужило еще большему укреплению централизованного Московского государства.

Одним из средств укрепления великокняжеской власти, а также упорядочения финансов была денежная реформа, проведенная в начале XVI в. Ее основное значение заключалось в том, что она вводила в государстве единую денежную систему, чеканить монету мог теперь только великий князь, деньги удельных князей изымались из обращения.

В XIV-XV вв. продолжала действовать дворцово-вотчинная система управления. Важная роль в ней принадлежала княжескому двору во главе с дворецкими и дворцовыми ведомствами - путями. В XIV в. существовали конюший, стольничий, ловчий и другие пути, возглавляемые соответствующими путными боярами.

Великий князь управлял государством, опираясь на совет боярской аристократии - Боярскую думу.

Боярская дума была постоянно действующим органом. Она вместе с князем осуществляла законодательную, административную и судебную деятельность. Состав ее формировался на основе системы местничества, при которой представители феодальных фамилий занимали определенные места при дворе князя и на государевой службе не по способностям или заслугам, а по древности и знатности рода. Местничество являлось серьезным тормозом развития русского государства.

Первоначальное количество путных бояр было небольшим (около 20 человек). Они относились к высшим «думным чинам». Вторыми по старшинству в Думе были окольничие, далее – думные дворяне, позднее появились думные дьяки - представители растущей правительственной администрации.

Боярская дума заседала ежедневно в присутствии великого князя и решала вопросы внутренней и внешней политики, а также разбирала другие важные дела. Состав Боярской думы на протяжении XIV-XVI вв. постепенно менялся. В нее стали входить не только путные бояре, тысяцкие, окольничии, «бояре введенные» и дети боярские, но и думные дворяне, думные дьяки и др.

Новый государственный аппарат Великого княжества Московского сформировался к середине XVI в.

На решение государственных вопросов оказывало влияние и высшее духовенство. Церковные соборы обсуждали многие вопросы, которые выдвигала великокняжеская власть, оказывали ей поддержку. Хотя великий князь назначал митрополитов и епископов по своему усмотрению, на практике церковные деятели не всегда выступали советчиками и помощниками великого князя. Церковные соборы лишь утверждали выбор кандидатур великого князя. Иногда они, исходя из своих интересов, противодействовали его мероприятиям.

Местное управление до конца XV в. основывалось на системе кормлений и осуществлялось наместниками и волостелями, которых назначал великий князь. Их функции четко не определялась. Они занимались административными, финансовыми и судебными делами на подвластной территории (городе, земле, волости и т.п.). Вместо жалованья за службу они имели право оставить себе «корм» - часть собранных у населения продуктов. Срок пребывания в должности сначала не был ограничен. По мере централизации Русского государства положение кормленщиков изменялось: устанавливались определенные размеры «корма», регламентировались права и обязанности кормленщиков, срок их деятельности стал составлять от 1 до 3 лет, ограничивались судебные права и др.

Черносошные крестьяне жили по-прежнему общинами, которые составляли традиционные волости. Каждая волость на мирском сходе выбирала старосту или сотского с их товарищами (помощниками). Важные дела староста решал «поговоря с волостью» или «со всеми крестьяны», т.е. после обсуждения на мирском сходе. Волостное управление заведовало общими хозяйственными угодьями - лесом, озером и т.п., могло сдать их аренду. Старосты призывали новых поселенцев на пустые земли, решали другие вопросы местной жизни.

Постоянных судебных органов еще не существовало. Суд не был отделен от администрации, и судебные функции осуществляли: великий князь, боярская дума, дворцовые ведомства, наместники, волостели и церковный суд. Сохранялась вотчинная и зарождалась поместная юстиция.

Мелкие крестьянские дела судебно-административного характера решали волостные старосты и сотские. Они разбирали и споры между крестьянами. Более важные дела (об убийствах, грабежах, поджегах) разбирали княжеские наместники и волостели. Но представители волости - старосты или «добрые люди» из крестьян должны были присутствовать в этих судах, «правды стеречи». Без них суд не мог состояться.

Постепенно формируется система обжалования решений местных судов в центральных органах.

Правопорядок в городах - «благочиние» - обеспечивали все представители администрации с помощью вооруженных стражников. В сельской местности - владельцы вотчин и поместий, а так же волостные старосты и сотские. Заботы землевладельцев о благочинии и благоустройстве в своих владениях, обусловливаясь их личными экономическими интересами, не ограничивались какими-либо определенными нормативными рамками и, таким образом, всецело находились в прямой зависимости от доброй воли феодала, а также от его индивидуальных качеств.

В конце XV - начале XVI вв. была проведена реорганизация вооруженных сил, которые стали теперь включать старое боярское ополчение, дворянское поместное ополчение, народное ополчение и княжеское дворцовое войско.

Роль дворянского ополчения возрастала. Ополченцы должны были, по призыву великого князя, являться к месту сбора «конно, оружно, людно». То есть каждый из них представлял собой вооруженного кавалериста со своими слугами. Причем их количество должно было соответствовать величине поместного владения. Полки дворянской конницы представляли собой грозную силу и надежную опору великокняжеской власти.

Был отрегулирован порядок сбора народного ополчения: от каждой единицы обложения («сохи») требовалось выставить определенное количество «посошных» ратников с оружием и припасами.

Усилилась роль и княжеского дворцового войска: в нем появились артиллерийские орудия и наемные солдаты и офицеры.


Сейчас читают про: