double arrow

Изменения в общественном строе


В структуре общества изменения происходили постепенно. Их главной особенностью являлось формирование сословий, то есть больших социальных групп, обладающих, на основании обычая или закона, наследственными правами и обязанностями. В данный период определяются следующие сословия: княжеско-боярское, дворянское (служилое сословие), духовенство, крестьяне, купцы и ремесленники (мещане).

Высшими, привилегированными сословиями были те, кто владел или распоряжался землей - основным источником всей производственной деятельности людей. Крупнейшим землевладельцем оставался великий князь. Он владел дворцовыми и черносошными (чернотяглыми) землями. Лично ему и его семье принадлежали дворцовые земли. Кроме того, как глава государства, он распоряжался землями черносошными (чернотяглыми). Они считались государственными. Часть дворцовых земель раздавалась служащим при дворе великого князя, дворянам, за верную службу. Черные земли также иногда переходили в собственность бояр, дворян и духовенства.

Удельные князья и бояре постепенно из вассалов великого князя превращались в его подданных. Было ограничено их «право отъезда» (возможность вассала выйти из-под покровительства своего сеньора и перейти на службу к другому), вотчины приобретали характер условного землевладения, все более ограничивались их иммунитеты (отмена выдачи тарханных грамот и т.п.). Однако бояре, крупные землевладельцы, по-прежнему занимали высшее положение в обществе. Они эксплуатировали крестьян, кабальных людей, холопов, были свободны от податей и повинностей, судили (за исключением некоторых дел) своих крестьян и управляли ими.

Бояре входили в состав Боярской думы при князе, занимали важнейшие должности в системе управления государством и в вооруженных силах, имели привилегии в суде.

Однако, если раньше боярское звание могло быть получено только по наследству, теперь оно постепенно становилось придворным почетным званием, которое жаловал великий князь за особые заслуги. Княжеско-боярская знать вела борьбу против усиливающейся центральной государственной власти за сохранение своих привилегий. В середине XVI в. реформы царя Ивана IV существенно их ограничили, но все же далеко не полностью.

Княжеские слуги, вольные дворяне относились к средним и мелким феодалам. Они владели землей на так называемом поместном праве, т.е. условно, за службу и на время службы. Поместные земли не могли свободно отчуждаться и передаваться по наследству.

Дворянство становилось все более многочисленной группой, теснейшим образом связанной с великокняжеской властью, ее главной политической опорой. Они получали звания-должности думных дворян, думных дьяков, стольников, дворян московских и городовых, детей боярских и др. Дворяне были заинтересованы в укреплении центральной власти монарха. Это было обусловлено их экономическим положением: хозяйство среднего и мелкого феодала могло быть эффективным только в условиях активизации торговли и увеличения крестьянских повинностей. В последующем права дворян на землю и их политические привилегии постоянно расширялись.

С середины XVI века служилые люди (лица, находившиеся на государевой службе) стали разделяться на две категории. К первой относились те, кто служил «по отечеству» - бояре, дворяне, дети боярские, владевшие наследственными землями. Ко второй - те, кто служил «по прибору», - стрельцы, пушкари, городовые казаки и др. Они набирались из крестьян, посадских людей и служили за денежное жалование, пользовались некоторыми привилегиями.

Церковь и монастыри также являлись крупнейшими землевладельцами (до 1/3 всех частновладельческих земель). Духовенство, как правило, поддерживало стремление великих князей к политическому объединению Руси, укреплению государственного аппарата. Только сильная власть могла защитить интересы духовенства. Но в то же время широкие привилегии, иммунитеты церковных феодалов мешали централизации государства.

В начале XVI в. делались попытки ограничить дальнейший рост монастырско-церковного землевладения. Но эти попытки целей не достигли. Церковные феодалы сохранили свои огромные территории, ряд личных привилегий. В частности, они не платили государевых податей, подлежали только церковному суду, их жизнь, честь, имущество закон защищал повышенными мерами наказания.

Верхушку городского и посадского населения составляли купцы. «Лучшие люди» получали от княжеской власти привилегии, освобождались от части податей и повинностей, создавали свои корпорации с некоторыми правами самоуправления. Крупные купцы и ремесленники эксплуатировали городские низы - «черных», «молодших» людей, которые полностью облагались государственными и местными податями, многочисленными повинностями. Великокняжеская власть делала попытки ограничить влияние бояр и церковников в городах, усилить власть государевой администрации. Но этот процесс затянулся на многие десятилетия.

Крестьяне разделялись на три основные группы: чернотяглые (черносошные), т.е. государственные, дворцовые (князя и его семьи) и частновладельческие.

Чернотяглые крестьяне платили подати (тягло) и несли другие натуральные повинности великому князю (царю). Частновладельческие крестьяне жили на земле отдельных феодалов, за что должны были платить оброк (натуральный или денежный), либо обрабатывать землю феодала (барщина). Аналогичным было положение дворцовых крестьян.

С середины XV в. усилился процесс закрепощения крестьян. Сначала ограничивалось право перехода отдельных групп крестьян от одного господина к другому, затем был определен общий порядок перехода – только в «Юрьев день». Сохранялся институт холопства (челяди), но появилась и новая группа несвободных - кабальные люди, попавшие в зависимость как неоплатные должники. Различий в положении свободных крестьян, холопов и кабальных людей становилось все меньше.

В XVI веке в общественном строе Московского государства продолжали сохраняться основные тенденции развития. Все сословия полностью сформировались. Все больше ограничивались привилегии старой боярской знати и духовенства, расширялись права поместных землевладельцев-дворян. Прикрепление крестьян к земле началось значительно раньше. Первым юридическим актом в этом направлении стала ст. 57 Судебника 1497 г., установившая правило «Юрьева дня» (определенный и очень ограниченный срок перехода, уплата «пожилого»). Это положение было развито в Судебнике 1550 г. С 1581 г. вводятся «заповедные лета», в течение которых даже установленный переход крестьян запрещался. Составлявшиеся в 50–90-х гг. XVI в. писцовые книги стали документальным основанием в процессе прикрепления крестьян. С конца XVI в. начали издаваться указы об «урочных летах», устанавливавшие сроки сыска и возвращения беглых крестьян (5 – 15 лет). Заключительным актом процесса закрепощения стало Соборное Уложение 1649 г., отменявшее «урочные лета» и устанавливавшее бессрочность сыска. Закон определял наказания для укрывателей беглых крестьян и распространял правило о прикреплении на все категории крестьян.

Прикрепление развивалось двумя путями: внеэкономическим и экономическим (кабальным). В XV в. существовало две основных категории крестьян: старожильцы и новоприходцы. Первые вели свое хозяйство и в полном объеме несли свои повинности, составляя основу феодального хозяйства. Феодал стремился закрепить их за собой, предотвратить переход к другому хозяину. Вторые, как вновь прибывшие, не могли полностью нести бремя повинностей и пользовались определенными льготами, получали займы и кредиты. Их зависимость от хозяина была долговой, кабальной. По форме зависимости крестьянин мог быть половником (работать за половину урожая) или серебряником (работать за проценты).

Внеэкономическая зависимость в наиболее чистом виде проявлялась в институте холопства. Последний значительно видоизменился со времен Русской Правды: ограничиваются источники холопства (отменяется холопство по городскому ключничеству, запрещается холопить «детей боярских»), учащаются случаи отпуска холопов на волю. Закон отграничивал поступление в холопство (самопродажа, ключничество) от поступления в кабалу.

Развитие кабального холопства (в отличие от полного кабальный холоп не мог передаваться по завещанию, его дети не становились холопами) привело к уравниванию статуса холопов с крепостными. Процесс полного закрепощения крестьян завершился принятием «Соборного уложения» 1649 г., которое «прикрепило» к своим сословиям и основную массу городского населения. В то же время торговцы и промышленники все более сознавали и формулировали свои сословные интересы, иногда добивались их реализации (ликвидация «белых» слобод, принятие ограничений в торговле для иностранцев и т.п.).

В середине XVI в. происходит первая попытка юридически уравнять вотчину с поместьем: устанавливается единый порядок государственной (военной) службы. С определенных размеров земельных угодий (независимо от их вида – вотчины или поместья) их хозяева обязывались выставлять одинаковое число экипированных и вооруженных людей. Принцип служебности распространялся на оба феодальных сословия (боярство и дворянство). Одновременно расширяются права владельцев поместий: даются разрешения на обмен поместья на вотчину, на передачу поместья в приданое, на наследование поместий, с XVII в. поместья царским указом могут преобразовываться в вотчины.

Консолидация феодального сословия сопровождалась закреплением его привилегий: монопольного права владеть землей, освобождения от повинностей, преимуществ в судебном процессе и в праве занимать чиновничьи должности.

Городское население в XVII в. получает устойчивое наименование «посадские люди». Сложилась определенная иерархия: гости и гостиная сотня (купцы, торгующие за рубежами государства), суконная сотня, черные сотни (средние, мелкие и розничные торговцы) и слободы (ремесленные кварталы и цехи). Представители гостей, гостиной и суконной сотен наделялись существенными привилегиями, освобождались от ряда податей и повинностей.


Сейчас читают про: