Особенности развития России в начале ХХ века. Нарастание социально-экономического и политического кризиса в стране

К началу ХХ столетия Российская империя оставалась самым большим государством тогдашнего мира. В состав страны входили огромные территории: Урал, Поволжье, Сибирь, Польша, Финляндия, Средняя Азия, Кавказ, Украина, Белоруссия, Прибалтика, Дальний Восток. Империя обладала самым большим населением, составлявшим 175 млн. человек, вооруженными силами (1млн.200 тысяч человек), большой площадью 22,2 млн. кв. км. За пореформенное время (1860-1900-гг.) для экономической развития были характерны масштабные изменения - Россия вошла в пятерку крупнейших по промышленному потенциалу государств тогдашнего мира благодаря интенсивному протекционистскому курсу императора Александра III и ликвидации военно-технологического отставания страны от передовых держав мира. Российский промышленный переворот- переход от ручного труда к машинному, характерный для 1880-1890-х годов характеризовался развитием отраслей промышленного производства: металлургической, угольной, горнодобывающей и др. В условиях гигантского крестьянского населения (70% от всего населения империи) заказчиком промышленной продукции могло быть только государство, заинтересованное в развитии в первую очередь военных технологий. Этот факт позволял многим исследователям характеризовать российскую модель капитализма в качестве государственно-монополистического капитализма. При этом, в сельском хозяйстве сохранялось множество феодально-крепостнических пережитков, в виде временнообязанных отношений крестьян с помещиками и крестьянского малоземелья. Для российского сельского хозяйства была характерна зерновая специализация. Таким образом, в империи складывались острые экономические противоречия между высокими темпами развития промышленности и отсталым сельским хозяйством, зависимого от колебаний цен на мировом рынке зерна и обладающего низким уровнем производительности, в сравнении с темпами развития сельского хозяйства в США и регионе Южной Америки.

По своей политической системе Российская империя оставалась самодержавной монархией с неограниченными полномочиями императора и самодержца Всероссийского. Вся система органов государственной власти, состоящая из Государственного совета, Правительствующего сената, Совета Министров и министерств должна была облекать высочайшую волю в рамки законов империи. Российские императоры Александр III(1881-1894гг.) и его сын Николай II, взошедший на российский престол в октябре 1894 года воспринимали свои властные полномочия именно как неограниченные, что нашло свое выражение в первой статье Полного свода законов Российской империи: «Его величество император и самодержец Всероссийский есть монарх самодержавный и неограниченный и никому ответа быть не должен, служить ему есть не только за страх, но и за совесть сам Борг повелевает». Социальной опорой самодержавия в стране оставался сословный строй поколебленный реформами 1860-1870-х годов, основанный на господствующей роль российского дворянства во всех сферах общественной и государственной жизни. Из дворян комплектовался чиновничье-бюрократический аппарат и в придворной и гражданской службе и офицерский состав - в системе военной службы. Вместе с тем во второй половине ХIХ века наметились новые тенденции в социальном развитии страны - в результате реформ 1860-1870-х годов возникла достаточно широкая прослойка земской интеллигенции, начался сложный процесс формирования российской буржуазии. Либеральное земство уже с конца ХIХ века пыталось подавать адреса на имя императора о допуске своих представителей в Государственный совет империи и о созыве органа народного представительства. Либералы стремились к участию в реальном управлении страной, но царское самодержавие сохраняя нерушимость сословного строя не допускало эти новые слои русского общества не только к управлению государством, но и к участию в работе Государственного совета. Особо показательной в этом отношении стала речь императора Николая II на произнесенная в 1895 году на собрании представителей земских управ регионов империи. В ней он назвал стремление земств принимать участие в управлении государством «бессмысленными мечтаниями». Масштабные социальные изменения происходили и в крестьянской среде к началу ХХ века. Крестьяне, освобожденные от крепостной зависимости, своей земли в собственности не имели, вынужденные были выплачивать выкупную ссуду. В поисках денежных средств крестьяне, занимаясь отходничеством, нанимались на городские фабрики и заводы. Происходил процесс пролетаризации крестьянства, подвергавшегося на фабриках и заводах бесчеловечной эксплуатации со стороны заводчиков и фабрикантов, выражавшейся в 14-16 часовом рабочем дне, низком уровне заработной платы, отсутствии системы защиты труда (профсоюзы), системе штрафов заводской администрации и отсутствии пенсионного обеспечения. Итогом становился рост рабочего движения, выразившегося в стачках, волнениях и демонстрациях протеста в городах. Все меры по развитию рабочего законодательства, предпринимаемые с начала 1880-х годов правительством не имели успеха, по той причине, что государство продолжало опираться на сословный строй, где положение человека, его права и обязанности строго передавались по наследству. Нарастала масштабная и невиданная социальная напряженность, усугублявшаяся неопределенностью перспектив развития страны. При дворе императора Николая II две мощных противостоящих друг другу группировки сановников, имевшие разные взгляды на пути развития империи. Первая группировка, представленная министром финансов империи в 1892-1903 годах Сергеем Юльевичем Витте (1849-1915гг.) выступала за ускорение промышленное развитие, развитие иностранных инвестиций, поддержку отечественных производства промышленных товаров, обеспечение конвертируемости рубля, поощрение частного предпринимательства. Вторая группировка, представленная министром внутренних дел империи Вячеславом Константиновичем Плеве, выступала за сохранение сословного строя, государственную поддержку разоряющихся дворянских поместий, сохранение самодержавия и отказ от уступок либеральному общественному мнению, обеспечение и защиту интересов дворянских поместий, отказ от государственной монополии на производство и продажу алкоголя. Противостояние этих придворных группировок еще больше усиливало остроту социальной напряженности в империи и создавало настоящий «кризис верхов», выразившегося отсутствии четкого понимания процесса развития империи в новом ХХ веке.

Изменение социальной структуры общества. Правовой статус социальных групп

Вместе с тем сохранение русского самодержавия, выступающего против каких-либо перемен в политической жизни и опора на феодально-крепостнические пережитки в экономическом развитии заставляли государство не только сохранять, но и укреплять сословный строй, состоящий из шести замкнутых социальных групп: дворянства, духовенства, купечества, мещанства, казачества и крестьянства. Самым превиллегированным сословием империи по - прежнему оставалось дворянство, составлявшее не более 1% от населения страны. Дворянство оставалось превиллегированным сословием империи. Их превиллегии заключались в освобождении от налоговой обязанности и формировании чиновничьего и военного аппарата управления только из его представителей. К началу ХХ века шел процесс разорения дворянских имений. Государство уже с конца 19 века проводило политику социальной поддержки разоряющегося дворянства, что нашло свое выражение ив организации в 1885 году Дворянского банка империи, необходимого для выдачи представителям этого сословия беспроцентных ссуд. К началу XX века потомственное дворянство, которое официально воспринималось, как «первая опора престола» и «одно из надёжнейших орудий правительства», постепенно теряет своё экономическое и административное доминирование. На 1897 год доля потомственных дворян среди военных составляет 52 %, среди гражданских госслужащих 31 %. На 1914 год в деревнях жило от 20 до 40 % дворян, остальные переселяются в города. Дворянство делилось на потомственное и личное. Правовой статус дворян определялся дворянской сословной принадлежностью родителей в случае с потомственным дворянством. Принадлежность к дворянскому сословию фиксировалась в особых родословных книгах – гербовниках. Сословие почетных дворян (именных граждан), появившееся по указам Николая I 1832 года предоставлялось государством гражданам, имеющим особые заслуги. Система дворянской выслуги определялась Табелью о рангах, принятой в 1722 году, определявшей систему получения дворянского титула для лиц, дослужившихся до V класса Табели о рангах. Другим особым сословием империи было духовенство - служители Русской православной церкви - черное (монашествующее) и белое (проповедующее миру). Русская православная церковь и ее служители регулировали акты гражданского состояния подданных империи, в ее руках находилось решение проблем в области культуры, образования и воспитания. Следующим сословием было купечество, оформленное еще в конце ХVIII века в виде трех гильдий- групп с правами ведения торговли на определенных территориях. К началу ХХ века российское купечество оставалось бесправным, хотя и имело право на участие в деятельности органов местного самоуправления. Другим сословием империи были мещане - средние слои городского населения, обладающие необходимым имущественным цензом, необходимым для участия в деятельности органов местного самоуправления. Военным сословием было казачество, существовавшее в виде военных подразделений, охраняющих границы империи- Терское, Донское, Оренбургское, Амурское, Кубанское, Уральское казачьи войска. Наконец, самым большим по численности населения было российское крестьянство - самое большое сословие российского общества (82% от всего населения империи) и самое бесправное. Крестьянство, страдавшее от малоземелья и скованное общиной и ее обычаями, сдерживало рост крестьянского хозяйства. Отмена крепостного права привела к резкой дифференциации крестьянских хозяйств на кулацкие, зажиточные хозяйства и хозяйства крестьян-бедняков, которые больше всего страдали от крестьянского малоземелья, огромных налогов и вынужденные в течении 49 лет после отмены крепостного права погашать выкупную ссуду перед государством. Новой тенденцией в социальном развитии становилось появление российской буржуазии, рабочего класса и интеллигенции, архаичные нормы российского законодательства - ограничение доступа в образовательные учреждения и доступа к общественно-политической деятельности представителям недворянских сословий, а также мероприятия по социальной и национальной и религиозной дискриминации (ограничение в правах). Все подданные российской короны классифицировались по религиозной принадлежности, источником которой признавалась религиозная принадлежность родителей, отмеченная в метрических книгах приходских церквей. Русская православная церковь и ее культовые здания были на превиллегированном положении - освобождены от налогов и податей, все остальные церкви и культы считались инородческими и их последователи подвергались дополнительному налоговому бремени и ограничению в политических правах. Уголовное уложение 1903 года устанавливало в статье 90 уголовную ответственность в виде заключения в крепость на срок до 1 года за «произнесение и чтение сочинений, возбуждающих к переходу православных в иное вероисповедание». В конце ХIХ века Русское самодержавие проводило и политику русификации окраин, направленную на ограничение автономии великого княжества Финляндского и царства Польского, «в державном обладании империи обретаемых». Это выражалось в принятии манифеста Николая II о его праве, как великого князя Финляндского, издавать финские законы без согласования с парламентом княжества - сеймом, закона 1910 года о ликвидации финских вооруженных сил и о призыве финских новобранцев в российскую армию, закона о русском языке, который должен был стать в княжестве языком делопроизводства и администрации, вместо финского и шведского языков. Такая же политика русификации проводилась и в царстве Польском, направленная на вытеснение польского языка и низведение этого региона до Привислинского края империи. Политика русификации вызывало обострение национальных противоречий и вызвала рост национального движения в империи.

Общественный кризис и революция 1905-1907 годов. Образование политических партий

К началу ХХ века Российская империя обладала острыми социальными, политическими, экономическими и национальными противоречиями, которые в соединении с грандиозными поражениями русской армии в войне с Японией 1904-1905 годов ознаменовали собой начало первой русской революции- времени невиданных и масштабных социальных потрясений, выраженных в стачках, демонстрациях протеста. Поводом для первой русской революции стали события 9 января 1905 года, когда мирная демонстрация Санкт-Петербургских рабочих была расстреляна около Зимнего дворца. В итоге империю потрясли масштабные стихийные волнения города покрывались рабочими баррикадами. В деревне возникали крестьянские волнения, захват дворянских имени и убийство помещиков, стачки происходили на крупнейших заводах и фабриках империи, останавливалось железнодорожное сообщение, что свидетельствовало о нарастании революционного кризиса в обществе и государстве, характеризовавшийся ослаблением государственного контроля за всеми сферами жизни и усилением общественной активности, выраженной в создании российских политических партий, отражающих интересы разных слоев российского общества. По причине резкого обострения противоречий в российском обществе первыми возникли политические партии, ориентирующиеся на интересы многомиллионного российского крестьянства и прослойки наемных рабочих, острее всего испытывавших кризисные явления - Российская социал-демократическая Рабочая партия и Партия социалистов-революционеров. С другой стороны, факт позднего возникновения политических партий в России, в сравнении с Великобританией и Францией, САСШ, связан с длительным сохранением сословной структуры и незаинтересованностью общества в создании таких организаций, которые должны были вести борьбу за власть и реализацию интересов своего класса в сфере управления и отсутствием парламента в России, как органа народного представительства, состоящего из представителей политических партий и общественных движений. Уложение о наказаниях уголовных исполнительных 1903 года в статье 128 вообще наказывало бессрочным поселением лиц, виновных «в произнесении, или чтении публично речи… с порицанием установленных законами образа правления». Таким образом, сама легальная деятельность политических партий до 1905 года была вообще не возможна, но в связи с революционным кризисом и падением авторитета правительства в России появились политические партии. Все партии можно разделить на три группы:

- консервативно-монархические («Союз русского народа», «Союз Михаила-Архангела», «Союз истинно русских людей»), добивавшиеся сохранения самодержавия и полностью поддерживающих политику власти;

- либерально-буржуазные («Союз 17 октября» и Партия народной свободы (конституционно-демократическая партия), выступавшие за проведение либеральных реформ и развитие страны по пути конституционной монархии, расширения политических прав и свобод и создание органа народного представительства, в качестве законодательного органа, контролирующего российского императора;

-революционно-демократические партии (Российская социал-демократическая партия (меньшевики и большевики), партия социалистов –революционеров), выступающие за свержение монархии и установление демократической республики, наделение крестьян землей за счет ликвидации помещичьего землевладения. Важно понять то, что все партии отстаивали интересы разных слоев населения: дворянства, буржуазии и предпринимателей, либеральной земской интеллигенции, крестьян и наемных работников, что позволяет сделать вывод о том, что против сохранения самодержавия объединились разные слои населения.

Манифест 17 октября 1905 года и Основные законы Российской империи от 23 апреля 1906 года

Невозможность разогнать манифестации и забастовки, шествия и демонстрации заставило правительство империи, во главе с императором Николаем II пойти на уступки общественному мнению, выразившихся в разработке проекта закона о привлечении избранных от населения лиц к участию в предварительной разработке и обсуждении законодательных предположений, на основании чего 6 августа 1905 года были принят Манифест императора Николая II учреждении Государственной думы, Учреждение Государственной думы и Положение о выборах в Думу. Государственная дума должна быть, в соответствии с данными документами, представительным органом, избираемым на 5 лет цензового, неравного и непрямого избирательного права. Выборы должны быть многостепенными, что должно было способствовать попаданию в Думу депутатов, угодных исполнительной власти. Таким образом, данный проект создания Думы, названный «Булыгинским» по имени Министра внутренних дел А.Г.Булыгина, подразумевал создание не законодательного, а законосовещательного органа, что стало уступкой требованиям умеренной части либеральной интеллигенции. Объявление о созыве такой Государственной Думы вызвало возмущение большей части российского общество и не дало правительству ощутимого результата в обуздании беспорядков. Следующим этапом изменений в государственном строе становилась подготовка и издание 17 октября 1905 года манифеста Николая II «Об усовершенствовании государственного порядка», составленного Сергеем Юльевичем Витте. Манифест подразумевал:

- провозглашение невиданных ранее демократических прав и свобод подданных империи, отмену национальной и религиозной дискриминации, разрешение митингов, собраний и союзов;

- допуск к управлению страной подданных и созыв Государственной думы в качестве законодательного органа власти.

Эти изменения характеризовали собой масштабную трансформацию всех органов государственной власти, а по – скольку данные изменения противоречили Основным законам Российской империи, то возникала необходимость создания Основных законно Российской в новой редакции от 23 апреля 1906 года. Значение основных законов заключалось в правовом обеспечении деятельности нового органа Государственной думы и приведении текста манифеста 17 октября 1905 года с основными законами Российской империи. В преамбуле текста основных законов говорилось о том, что они принимаются для «разделения полномочий императорской власти и парламента - Государственной думы». Впервые эта редакция основных законов содержала в себе правовое регулирование деятельности Государственной думы, которая признавалась, в соответствии с текстом законов, парламентом страны и должна была осуществлять законодательную власть «наравне с государем-императором» (ст.7), а так же одобрять, или не одобрять законы на таком же условии (ст.44). В соответствии со ст. 59 статьей члены Государственной думы должны избираться раз в пять лет из населения империи, она может «возбуждать предположения к отмене законов». Важнейшим изменением стало признание того факта, что ни один закон не может воспринять силу без одобрения Государственной думы, что стало официально началом закрепления правового механизма конституционной монархии. В отечественной историко-правовой науке ряд ученых (Васильева Н.И., Гальперин Г.Б, Королев А.И.) на основании данных фактов считали, что в 1905-1906 годах в Российской империи начался реформистский переход к конституционной монархии - разновидности монархического правления, при ограничении власти монарха представительным органом, обладающим законодательными полномочиями. Так возникла ли конституционная монархия в России? Ответ на вопрос даст анализ полномочий императоры. Основные законы упоминают в первой главе «Основы верховной самодержавной власти» о том, что императору принадлежит верховная самодержавная власть и высшая законодательная власть в процессе утверждения любого закона, и в руках императора сохраняются полномочия назначения главы правительства без какого-либо участия Государственной думы, да и утверждение бюджета страны и кредитов на содержание государственного аппарата обходится без парламента (ст.7,9, 17,73-76). Таким образом, полномочия императора Николая II не были ограничены - в его руках сохранялась высшая законодательная, исполнительная и судебная власть. Отсюда, другая часть специалистов в области истории государства и права (Дякин В.С., Аврех А.Я.) вообще не признавали существование в России конституционной монархии, и исходили из факта сохранения самодержавно-абсолютистского режима. Вместе с тем, сторонники этих двух точек зрения признают сам факт изменений в государственном строе империи.

Основные компоненты российской политической системы

Изменения в функционировании остальных высших органов власти происходили минимальные. Вместе с созданием совета министров империи во главе с Сергеем Юльевичем Витте 19 октября 1905 года, новый орган государственной власти в лице председателя правительства и его товарищей, а так же министров комплектовался «по Высочайшей воле» и не был ответственен перед Государственной думой и Государственным советом, превращавшимся в верхнюю палату российского парламента. В условиях сохранения за императором прав назначения членов Государственного совета и признания равных законодательных полномочий с Государственной думой, Государственный совет становился надежным механизмом контроля над деятельность Государственной думы.

Основным изменение в системе управления империей становился созыв Государственной думы. 11 декабря 1905 года императором был утвержден Избирательный закон по выборам в Государственную думу, в соответствии с которым, в условиях сохранения сословного общества, проходили выборы в Государственную думу определял три группы избирателей(курии): земледельческая, городская и крестьянская, для участия в выборах устанавливался земельный и имущественный ценз. Таким образом, принятие данного закона должно было значительно укрепить представительство помещиков в новом органе власти. Организационное устройство Государственной думы империи определялось «Учреждением Государственной думы» от 20 февраля 1906 года. Аппарат Государственной думы, разместившийся в Таврическом дворце Санкт- Петербурга, состоял из общего собрания и канцелярии. Только после организационно-правовых процедур, 27 апреля 1906 года состоялось торжественное открытие заседания Государственной думы в Таврическом дворце. Председателем Государственной думы стал конституционный демократ, профессор гражданского права Московского университета Сергей Александрович Муромцев. Центральным в деятельности думы становился аграрный вопрос. Свои законопроекты предлагали представители всех политических партий, прошедших в Государственную думу: кадеты и эсеры. Эсеры выступали за ликвидацию помещичьего землевладения и передачу земель крестьянам, конституционные демократы же выступали за ликвидацию помещичьего землевладения путем выкупа. Дума рассматривала и другие законы: об отмене смертной казни, о гражданском равноправии, но правительство, во главе с председателем Ильей Горемыкиным (1839-1917гг.) резко выступало против вмешательства депутатов в сферу управления государством и о недопустимости ликвидации помещичьего землевладения как экономической основы дворянства, а значит и самодержавия. В результате острого противостояния, первая Государственная дума 9 июля 1906 года была распущена, что вызвало недовольство депутатов в Выборге, потребовавших гражданского неповиновения через отказ от уплаты налогов и от призыва в армию. Вторая Государственная дума 1907 года была оппозиционна правительству во главе со сменившим Горемыкина, Петром Аркадьевичем Столыпиным (1862-1911гг.). В думу были избраны представители РСДРП и эсеров, которые предложили радикальные способы решения агарного вопроса за счет полной ликвидации помещичьего землевладения, что привело к роспуску 3 июня 1907 года второй Государственной думы и началу подготовки правительством П.А.Столыпина нового избирательного закона. «Третьеиюньская» политическая система: (Государственные думы III (1907-1912гг.) и IV созывов (1912-1917гг.)

По новому избирательному закону на 33% увеличивалось представительство помещиков, крестьяне же лишались своих представителей на 56%. Роспуск второй Государственной думы и публикация нового избирательного закона 3 июня 1907 года были оценены как государственный переворот. Ведь была нарушена 87 статья основных законов империи 1906 года о том, что ни один закон не может вступить в законную силу без одобрения Государственной думы. Поскольку Государственная дума была одной из важнейших уступок самодержавия, данных в годы первой русской революции, то государственный переворот становился концом первой русской революции. Вместе с тем, не созывать государственную думу теперь было уже не возможно, политическую жизнь империи уже не возможно было без нее представить. Саму же политическую систему Российской империи, существовавшую в период с роспуска второй государственной думы 3 июня 1907 года до Февральской революции 1917 года, в историко-правовой науке принято называть третьеиюньской политической системой, в основе которой лежал неограниченные полномочия императора и самодержца Всероссийского и системы исполнительных органов власти: Совета министров, Правительствующего сената и Святейшего синода и деятельности Государственной думы третьего (1907-12годов) и четвертого (1912-1917 годов) составов. Классовой природой третьеиюньской, думской монархии становился блок дворянства и верхов нарождающейся российской буржуазии. Сама Государственная дума третьего и четвертого составов демонстрировала этот блок – большинство голосов принадлежало монархистам и октябристам, смыкавшимся в проправительственный блок. Подавляющее большинство законопроектов в период с 1907 по 1912 год было выдвинуто по инициативе министерств и главных управлений, сама же законотворческая деятельность думы была ничтожной. Уже на этапе существования Государственной думы четвертого созыва (1912-1917 годов) третьеиюньская политическая система начала испытывать кризисные явления как по причине падения ее авторитета среди оппозиционной общественности, так и по причине практически безропотного подчинения Государственной думы правительству и императору, которые проводили свои законопроекты, блокируясь с октябристско-черносотенным большинством.

Правовые основы реформ П.А. Столыпина

Именно опираясь на черносотенно-октябристское большинство Государственной думы, во главе с председателем М.В. Родзянко, правительство империи во главе с Петром Аркадьевичем Столыпиным начало проводить аграрные реформы. Они проводились с целью решения аграрного вопроса и расширения социальной опоры самодержавия за счет раздела между крестьянами общинных земель. Правовой основой аграрной реформы становились указы Николая II «О даровании населению облегчений по уплате налогов» и Указ «Об учреждении комитета по земельным делам в составе Главного управления землеустройства и земледелия». Этот орган должен был объединять деятельность нескольких министерств по кредитам и земельным делам. Наконец, особое значение в проведении реформы имел царский указ от 9 ноября 1906 года «О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающегося крестьянского землевладения и землепользования». Он предоставлял крестьянам возможность свободного выхода крестьян из общины и закреплял за крестьянами части общинных земель в собственность. Крестьянин должен был подать сельскому старосте заявление о выходе из общества и сельский сход должен был в месячный срок определить крестьянину участок земли. Для содействия крестьянам в обработке получаемой земли и повышении ее урожайности, указ императора 1906 года «О выдаче Крестьянским поземельным банком ссуд под залог надельных земель» подразумевал предоставление крестьянам льготных ссуд, и расширялись права отделений государственного банка в предоставлении ссуд крестьянам. Несколько важных законов в продолжение столыпинской аграрной реформы приняли депутаты третьей Государственной думы - Закон от 14 июня 1910 года «Об изменении и дополнении некоторых постановлений о крестьянском землевладении», закреплявший права крестьян на свои наделы в частную собственность и закон 1911 года «О землеустройстве», вводивший принудительные разделы общинных земель по желанию крестьян. Все эти нормативно-правовые акты предполагали реорганизацию Крестьянского поземельного банка. Он должен был скупать помещичьи земли и продавать их крестьянам мелкими участками, и выдавать ссуды не переезд крестьян в отделенные районы империи - в Сибирь и на Дальний восток, за счет чего реформы ставили перед собой еще одну задачу освоения новых земель и колонизацию окраин империи. Все эти мероприятия должны были решить аграрный вопрос, с одним достаточно важным условием – нерушимостью помещичьего землевладения и укрепления положения дворян как опоры трона. Вместе с тем, реформы опирались и на зажиточные слои российской деревни, стимулируя процесс становления и развития кулацких частновладельческих хозяйств. Таким образом, законопроекты правительства Столыпина и становились проявление законотворческой деятельности дворянства и нарождающейся российской буржуазии, интересы которых и выражала III и IV Государственные думы. Таким образом, реформы правительства носили компромиссный и половинчатый характер, но не учитывали интересов российского крестьянства не стремящихся в массовом порядке выходить из общины и осваивать окраины империи. За годы реформ, из общины выделились около 2 млн. крестьянских хозяйств, что составило всего 1-2% от всех крестьянских хозяйств в империи в процентном соотношении, часто позволяет сделать вывод о нерешенности агарного вопроса и сохранении предпосылок для масштабных революционных потрясений, в условиях начавшейся мировой войны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: