Перестройка государственного аппарата в связи с переходом от войны к миру

Окончание Великой Отечественной и Второй мировой войн в 1945 году поставило перед СССР достаточно сложные и неоднозначные проблемы восстановления разрушенного войной хозяйства, проведения демобилизации, поставило проблему выбора путей социально-экономического и политического развития. СССР понес самые большие потери в войне, за годы войны были разрушены 1710 советских городов и рабочих поселков, более 70 тысяч сел и деревень. Восстановительные процессы характеризовались перестройкой высших органов государственной власти в СССР. Восстанавливалась законотворческая деятельность Верховного совета СССР. На третьей сессии Верховного совета были приняты положения о комиссиях законодательных предположений Совета Союза и Совета Национальностей. Комиссии должны были готовить законопроекты и требовать от министерств и учреждений заключения по вопросам, поднятым в проектах законов. Внесены изменения и в избирательное законодательство: установлен Возрастной ценз для кандидатов в депутаты Верховного совета – 23 года, а для кандидатов в Верховные советы республик, находящихся в составе СССР- 21 год. Возросло и само влияние Верховного совета в процессе управления государством. В феврале 1947 года расширялась компетенция Президиума Верховного совета СССР, к его ведению было отнесено денонсирование международных договоров, установление почетных званий СССР, воинских знаний, дипломатических рангов. Восстановление двоенных норм жизни характеризовало и реорганизацию исполнительных органов государственной власти. В марте 1946 года Верховный совет СССР принял закон о преобразовании Совета народных комиссаров СССР в Совет Министров СССР, а народных комиссариатов - в министерства. Происходит сокращение ряда новых министерств, так что к марту 1949 года количество министерств сократилось с 29 до 20 министерств. Судебные органы власти СССР также подвергались реорганизации, в связи с переходом к мирному времени. В тех местностях СССР, где существовало военное положение, восстанавливалась подсудность военных трибуналов,. Военные трибуналы железнодорожного транспорта были реорганизованы в линейные и окружные суды. Проведены выборы в народные суды. Указ Президиума Верховного совета СССР от 16 сентября 1948 года устанавливал возрастной ценз народных судей и народных заседателей – 23 года. Военные трибуналы вернулись к своей довоенной подведомственности - разбирали дела военных преступников, военнослужащих немецкой армии. В 1946-1947 году Военная коллегия Верховного суда СССР рассмотрело дело Атамана Семенова, атамана Краснова, генерала Шкуро, боровшихся против Советской власти в годы Великой Отечественной войны. 19 марта 1946 Верховный совет СССР принял закон о присвоении Прокурору СССР наименования Генеральный прокурор СССР. Принято Постановление ЦК ВКП (б) от 5 октября 1946 года о юридическом образовании и подготовки кадров для системы суда и прокуратуры.Переход страныот войны к миру способствовал реорганизации всего государственного аппарата. В 1947 году Государственная плановая комиссия Совета министров СССР была преобразована в Государственный плановый комитет при Совете Министров СССР, в задачи которого входили планирование, учет и контроль за выполнением народно-хозяйственных планов. Решение задач восстановительного периода потребовали создания Государственного комитета по снабжению народного хозяйства Совета Министров СССР и Государственного комитета по внедрению новой техники в народное хозяйство Совета Министров СССР. Испытав на себе тяготы военного времени, граждане ждали улучшения условий труда и быта, а так же смягчения политического режима.

Упразднение чрезвычайных органов власти и восстановление в полном объеме деятельности конституционных органов власти и управления. Внесение изменений в Конституцию СССР (1946 г.). В связи с переходом страны к мирному времени упразднялись и чрезвычайные органы государственной власти, созданные в период Великой Отечественной войны. В соответствии с указом Президиума Верховного совета СССР от 4 сентября 1945 года упразднялся Государственный комитет обороны СССР, произошло восстановление механизмов деятельности Верховного совета СССР и Совета народных комиссаров (с 1946 года Совета министров СССР). В период 1946-1947 годов по поручению Сталина И.В. велась работа по подготовке нового проекта Конституции СССР, но предложения ряда региональных руководителей о децентрализации экономической жизни и расширении хозяйственной самостоятельности местных органов власти входили в противоречие с наметившимися тенденциями восстановления норм жизни довоенного времени, поэтому новая Конституция не была принята, а в Конституцию СССР 1936 года были внесены незначительные изменения: уточнено количество союзных республик, число которых увеличилось с 11 в 1936 году, до 16 – в 1947 году, а так же узаконено переименование наркоматов в министерства, а Совета народных комиссаров в Совет Министров СССР.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: