Реформа системы государственно-партийных органов власти и управления

После смерти в марте 1953 года И.В. Сталина и смещения с поста Л.П.Берия власть перешла в руки ставшего главой советского государства Н.С. Хрущева, который начал активно проводить реформу системы партийных и советских органов. Прежде всего, Хрущев восстановил пост первого секретаря ЦК КПСС, который сам и занял. Таким образом, партийный аппарат начал вновь набирать силу и претендовать на главную роль по отношению к советским и хозяйственным органам. Более того, Хрущев принял меры по сокращению численности административно-хозяйственного аппарата, который к 1954 году насчитывал более шести с половиной миллионов советских чиновников. В октябре 1954 года ЦК КПСС и Совет министров СССР приняли совместное постановление о реорганизации структуры государственного аппарата. Были ликвидированы тысячи трестов, контор, снабженческих организаций, которые представлялись в цепи государственных структур излишними. Прошла реорганизация и в самих министерствах, в результате чего сложилась новая структура управления из четырех звеньев: главк – управление – отдел – сектор.

В 1957 году отраслевой принцип управления промышленностью и строительством был заменен на территориальный принцип, в результате чего в созданных административных экономических районах были образованы как управленческие органы советы народного хозяйства (совнархозы). Совнархозы подчинялись непосредственно Советам министров союзных республик. Совнархозам было предоставлено право на основе действующего законодательства издавать на местах собственные постановления и распоряжения. При совнархозах образовывались технико-экономические советы на правах совещательных органов, включавшие руководителей партийных, комсомольских, профсоюзных организаций, специалистов, ученых, новаторов и передовиков производства.

Однако почти сразу возникли проблемы в отношениях между самими совнархозами, которые выражали свои местнические интересы. Для координации деятельности совнархозов в 1960 году были созданы государственные комитеты Совета министров СССР, а затем в ряде союзных республик учреждены республиканские совнархозы. В ходе этой реформы стало ясно, что необходим орган, который возглавит управление экономикой в масштабах страны, и в 1963 году был образован Высший совет народного хозяйства СССР. К этому времени стало очевидным, что совнархозы не оправдали надежд по эффективному управлению промышленностью и строительством на основе территориального принципа. В марте 1963 года было принято постановление о воссоздании системы централизованного управления промышленностью и строительством. К 1965 году экономические административные районы были упразднены, и совнархозы были ликвидированы.

Другой эксперимент, проведенный по инициативе Хрущева, был направлен на реформирование партийного аппарата. Хрущеву представлялось, что партийные органы на местах следует разделить по территориальному принципу на промышленные и на сельскохозяйственные. В 1962 году были созданы в каждой области два областных комитета КПСС, один из которых управлял промышленностью и строительством, а другой – сельским хозяйством. Районная партийная структура упразднялась. Эта реформа вызывала неудовольствие в среде партийных руководителей, так как между искусственно созданными промышленными и сельскохозяйственными обкомами партии началась конкурентная борьба за сферы влияния. В 1965 году вернулись к единому партийному управлению на местах.

Одновременно с реформированием партийных и хозяйственных структур в январе 1957 года началась реорганизация системы местных органов власти. Было принято постановление ЦК КПСС, в котором определялись задачи советов депутатов трудящихся: значительное улучшение организационно-массовой работы и дальнейшее укрепление связи советов с населением, всемерное вовлечение трудящихся в работу комиссий, массовых самодеятельных организаций. Объявлялась решительная борьба с бюрократизмом и волокитой, невнимательным отношением к нуждам населения, принимались меры по усилению роли советов в хозяйственном и культурном строительстве, обеспечении общественного порядка и прав граждан, в соблюдении законности.

Результаты сказались скоро - деятельность советов оживилась: регулярно стали созываться сессии, на которых обсуждались и решались вопросы развития хозяйства и культуры, активизировалась деятельность постоянных комиссий советов, теснее стали связи советов с населением.

Одновременно развивалась правовая база деятельности советов. В 1957 - 1960 годах в союзных республиках были приняты новые Положения о местных (сельских и районных) советах депутатов трудящихся, в которых регламентировались их права и обязанности, порядок деятельности.

Некоторые реорганизации системы советских органов, проведенные в эти годы, пожалуй, мы сегодня не можем оценить положительно. К ним с полным основанием можно отнести разделение в конце 1962 года краевых, областных советов депутатов трудящихся на промышленные и сельские, которым были соответственно подчинены промышленные и сельскохозяйственные районы. Это такое же разделение функций исполкомов советов, какое произошло в партийных органах, о чем мы упоминали ранее. Полная неоправданность такой реорганизации советов стала очевидной очень скоро: на местах нарушилось единство власти, началась неразбериха в управлении.

В декабре 1957 года состоялся пленум ЦК КПСС, который принял решение о том, что профессиональные союзы должны активно включиться в производственный процесс на предприятиях. Теперь профсоюзные комитеты могли проверять выполнение коллективных договоров, контролировать охрану труда и условия социального быта трудящихся.

Серьезные изменения произошли в системе правоохранительных органов. В марте 1954 года по указу Президиума Верховного Совета СССР был создан Комитет государственной безопасности (КГБ) СССР при Совете министров СССР. Милиция осталась в составе МВД СССР. Важные изменения, по мнению Хрущева как главы государства, коснулись деятельности органов внутренних дел. Возобладало представление о том, что следует ликвидировать МВД СССР, а функции по борьбе с преступностью передать МВД союзных республик. В феврале 1955 года было создано МВД РСФСР, в ведение которого перешли милиция, внутренние войска, учебные заведения, расположенные на территории РСФСР. В августе 1962 года МВД РСФСР было преобразовано в Министерство охраны общественного порядка (МООП) РСФСР.

К 1966 году стало ясно, что необходимо восстановить централизованное управление органами внутренних дел в масштабах Советского Союза. В июле 1966 было создано союзно-республиканское Министерство охраны общественного порядка СССР, которому в сентябре того же года передали все функции МООП РСФСР в связи с упразднением последнего. В ноябре 1968 года Президиум Верховного Совета СССР принял указа о переименовании МООП СССР в МВД СССР. Аналогичные указы были приняты во всех союзных и автономных республиках.

В период реорганизации органов внутренних дел Хрущев предложил привлечь к охране общественного порядка общественные формирования, названные добровольными народными дружинами (ДНД). В 1957-1958 годах на ряде крупных промышленных предприятий были созданы такие дружины, которые в вечернее время патрулировали в общественных местах, в парках, в местах массовых гуляний. Основываясь на этом опыте, ЦК КПСС и Совет Министров СССР в марте 1959 года приняли постановление «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Это постановление стало основным нормативно-правовым документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД. В 1959 году в СССР насчитывалось более 80 тысяч таких ДНД с общей численностью более двух миллионов дружинников. Они внесли определенный вклад в борьбу с бытовым хулиганством и в надзор за поведением несовершеннолетних на улицах.

Определенные изменения коснулись сферы сельского хозяйства в связи с мнением Хрущева «о срастании города с деревней». В феврале 1958 года было принято постановление о ликвидации машинно-тракторных станций (МТС), которые являлись государственными предприятиями, оказывающими помощь сельскохозяйственной техникой колхозам и совхозам. Теперь вся техника (трактора, комбайны и так далее) продавалась колхозам за наличный расчет или с предоставлением на эти цели кредита. Колхозы, которые при покупке техники в МТС не могли полностью рассчитаться за ее приобретение, получали рассрочку платежей до 2-3 лет, а в ряде случаев до 5 лет. На практике ликвидация МТС оказалась невыгодна для большинства колхозов, которые были вынуждены истратить все свои финансовые ресурсы. В 1958-1961 годах отмечалось сильное сокращение парка сельскохозяйственных машин. Кроме того, находясь в пользовании колхозов, техника быстро выходила из строя, а необходимых ремонтно-технических служб вовремя на селе создать не удалось.

Другое начинание Хрущева касалось укрупнения колхозов, которое должно было привести к образованию мощных колхозных союзов, способных решать самые большие задачи. К 1955 году количество колхозов в стране сократилось до 83 тысяч, а в 1960 году - до 45 тысяч. Несмотря на заверения советского правительства, что "современные укрупненные колхозы технически оснащены значительно лучше, чем прежде", а доходы колхозников "резко возросли", положение дел в сельском хозяйстве оставалось сложным. В конце 1950-х годов обозначилось замедление темпов роста производимой сельскохозяйственной продукции. В начале 1960-х годов это негативно отразилось на дефиците продуктов питания и на значительном повышении на них цен.

После разоблачения в 1956 году культа личности И.В. Сталина Хрущев полагал важным шагом в государственном строительстве принятие новой Конституции СССР в отличие от прежней 1936 года, которую в народе называли «сталинской». В апреле 1962 года Верховный Совет СССР принял постановление о выработке новой Конституции СССР. Тогда же была создана конституционная комиссия, которую лично возглавил Хрущев. До конца 1964 года комиссия активно готовила материалы к подготовке проекта новой союзной конституции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: