Чтобы лучше понять работу всей этой сложной структуры и её связей, рассмотрим некоторые понятия, термины и определения, которые применяются в электроэнергетике.
Единая энергетическая система России – совокупность производственных и иных имущественных объектов электроэнергетики, связанных единым процессом производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии) и передачи электрической энергии в условиях централизованного оперативно-диспетчерского управленияв электроэнергетике.
Энергетическая система – совокупность электростанций (АЭС, ТЭС, ГЭС), электрических и тепловых сетей, соединенных между собой и связанных общностью режима (работающих параллельно) в непрерывном процессе производства, преобразования и распределения электрической энергии и тепла при общем управлении этим режимом.
Объединенная энергосистема (ОЭС) – совокупность нескольких энергетических систем, объединенных общим режимом работы, имеющая общее диспетчерское управление.
Электрическая сеть – совокупность электроустановок для передачи и распределения электрической энергии, состоящая из подстанций (ПС), распределительных устройств (РУ), токопроводов, воздушных и кабельных линий электропередачи (ЛЭП), работающих на определенной территории.
Обеспечение функционирования энергосистемы – сочетание всех технических и организационных действий, направленных на то, чтобы энергосистема могла выполнять функцию по энергоснабжению с учетом необходимой адаптации к изменяющимся условиям.
Системный оператор ЕЭС России (СО-ЦДУ ЕЭС) – специализированная организация, осуществляющая единоличное управление технологическими режимами работы объектов электроэнергетики и уполномоченная на выдачу оперативных диспетчерских команд и распоряжений, обязательных для всех субъектов оперативно-диспетчерского управления, субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой.
Диспетчерский центр – структурное подразделение организации-субъекта оперативно-диспетчерского управления, осуществляющий в пределах закрепленной за ним операционной зоны управление режимом энергосистемы.
Центр управления сетями (ЦУС) – структурное подразделение сетевой компании, уполномоченное на осуществление, в пределах закрепленной за ним зоне эксплуатационной ответственности, оперативного управления и оперативного ведения подведомственными объектами диспетчеризации.
Операционная зона – территория, в границах которой расположены объекты электроэнергетики и энергопринимающие установки потребителей электрической энергии, управление взаимосвязанными технологическими режимами работы которых осуществляет соответствующий диспетчерский центр.
Диспетчерское ведение – организация управления технологическими режимами работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, при которой технологические режимы или эксплуатационное состояние указанных объектов или установок изменяются только по согласованию с соответствующим диспетчерским центром.
Диспетчерское управление – организация управления технологическими режимами и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики или энергопринимающих установок потребителей электрической энергии с управляемой нагрузкой, при которой технологические режимы или эксплуатационное состояние указанных объектов или установок изменяются только по оперативной диспетчерской команде диспетчера соответствующего диспетчерского центра.
Оперативное управление – организация управления технологическим режимом работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики, при которой технологический режим работы или эксплуатационное состояние объектов изменяется по командам персонала, уполномоченного субъектом электроэнергетики.
Оперативное ведение – организация управления технологическим режимом работы и эксплуатационным состоянием объектов электроэнергетики, при которой технологический режим работы или эксплуатационное состояние объектов изменяется с разрешения персонала, уполномоченного субъектом электроэнергетики.
Подразделение РЗА (обычно служба РЗА) – подразделение субъекта электроэнергетики (потребителя), на которое возложены функции решения вопросов по РЗА энергообъектов, входящих в субъект. Отметим, что на электростанциях и каскадах ГЭС – это службы РЗА или электротехнические лаборатории (ЭТЛ).
Кроме рассмотренных выше, имеются следующие субъекты электроэнергетики России со своими службами РЗА:
ФСК – Федеральная сетевая компания – ОАО «ФСК ЕЭС»;
МЭС – Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» – магистральные электрические сети;
ПМЭС – Филиал ОАО «ФСК ЕЭС» – предприятие магистральных электрических сетей;
«Росэнергоатом» – Федеральное государственное унитарное предприятие «Российский государственный концерн по производству электрической и тепловой энергии на атомных станциях»;
ОГК – Оптовая генерирующая компания;
ТГК – Территориальная генерирующая компания;
РГК – Региональная генерирующая компания;
МРСК – Межрегиональная сетевая компания;
РСК – Распределительная сетевая компания;
РЭС – Региональная энергосистема;
ПЭС – Предприятие электрических сетей, входящее в состав РСК.
Складывающаяся к настоящему времени структурная схема вертикали организации и взаимодействия служб РЗА приведена на рис.1.3. При этом обеспечивается надежность функционирования систем и устройств РЗА, предусматривается централизованный подход к их оперативному и техническому обслуживанию путем создания и реализации структуры взаимодействия служб РЗА как по централизованному управлению (иерархическая структура управления), так и по нецентрализованному управлению в хозяйственной структуре управления и по эксплуатации УРЗА, установленных на ЭС и ПС. Такая структура, в принципе, способна решать все вопросы по РЗА, включая вопросы системного характера и локального плана.
Функции по централизованному управлению системами РЗА – функции, которые влияют на надежность ЕЭС России, ОЭС и региональной энергосистемы (РЭС) и которые должны выполняться для обеспечения управления режимами ЕЭС России, ОЭС и РЭС. При выполнении этих функций требуется координация действий служб РЗА, которая выполняется системой оперативно-диспетчерского управления. На уровне ЕЭС России, ОЭС и РЭС эту координацию осуществляют «СО-ЦДУ ЕЭС» совместно с его филиалами (ОДУ и РДУ), где ОДУ и РДУ, соответственно, объединенное и региональное диспетчерское управление.
Имеется четыре уровня по централизованному управлению системами и устройствами РЗА в этой иерархической структуре:
– уровень ЕЭС – высший уровень управления;
– уровень ОЭС – средний уровень управления;
– уровень РЭС – региональный уровень управления;
– уровень предприятия – низший уровень управления.
Соответственно, все УРЗА делятся на четыре группы:
I группа – устройства РЗА, находящиеся в диспетчерском управлении СО-ЦДУ ЕЭС;
II группа – устройства РЗА, находящиеся в диспетчерском управлении ОДУ;
III группа – устройства РЗА, находящиеся в диспетчерском управлении РДУ;
IV группа – устройства РЗА, находящиеся в диспетчерском управлении ФСК ЕЭС, РСК и т.п., АЭС, ТЭС, ГЭС.
Высший уровень управления осуществляет служба РЗА СО-ЦДУ ЕЭС. Этот уровень решает вопросы по централизованному управлению системами и устройствами РЗА ЕЭС России, между смежными ОЭС и между ЕЭС России и зарубежными энергосистемами. Реализация решений осуществляется через службы РЗА ОДУ.
Средний уровень управления осуществляют службы РЗА ОДУ. На этом уровне решаются вопросы по централизованному управлению системами и устройствами РЗА ОЭС и вопросы РЗА между РЭС, между объектами МЭС, АЭС, ТЭС, ГЭС, потребителей. Реализация решений осуществляется через службы РЗА РДУ. Кроме того, этот уровень реализует решения и указания высшего уровня.
Уровень регионального управления осуществляют службы РЗА РДУ. На этом уровне решаются вопросы по централизованному управлению системами и устройствами РЗА РЭС, а также вопросы по РЗА, которые не входят в компетенцию служб РЗА ОДУ, между РЭС. Реализация решений осуществляется через ЭТЛ ТЭС, АЭС, ГЭС, службы РЗА РГК и ЦУС РСК (АО-энерго), службы РЗА потребителей и службы РЗА МЭС (ЦУС МЭС). Кроме того, этот уровень реализует решения и указания вышестоящих уровней.
Низший уровень управления осуществляют службы РЗА РГК, ЦУС РСК (АО-энерго), ПМЭС, потребителей. Этот уровень реализует решения вышестоящих уровней по централизованному управлению системами и устройствами РЗА, а также вопросы РЗА узлов РЭС.
Функции по нецентрализованному управлению системами РЗА и эксплуатации технических средств РЗА – функции, которые также влияют на надежность ЕЭС России, ОЭС и РЭС. Эти функции не связаны с управлением режимами ЕЭС, ОЭС и РЭС и не требуют координации действий со стороны системы оперативно-диспетчерского управления. К этим функциям относятся, в первую очередь, работы по ТО УРЗА непосредственно на ЭС и ПС.
Функции по нецентрализованному управлению системами и устройствами РЗА осуществляются службами (подразделениями) РЗА концерна «Росэнергоатом» и его филиалов, службами РЗА ОАО «ФСК ЕЭС», РСК и их филиалов, службами РЗА РГК и потребителей. Эти функции направлены на организацию выполнения мероприятий по линии нецентрализованного управления системами и устройствами РЗА и на организацию эксплуатации УРЗА, размещенных на ЭС и ПС субъектов электроэнергетики, в соответствии с действующими нормативно-техническими документами, на организацию технического перевооружения, проведение технической политики, организацию финансирования всех работ по РЗА и т.д.