Социальные и теоретические предпосылки возникновения социологии как науки

Основоположником социологии считается Огюст Конт (1798–1857). Именно он стал автором термина «социология» в своей работе «Курс позитивной философии», опубликованной в 1839 г. Для Конта социология – это наука, изучающая процесс совершенствования разума человека под влиянием общественной жизни. Он считал, что главным методом, инструментом, с помощью которого ученые будут изучать общество, является наблюдение, сравнение и эксперимент. Основной тезис Конта – необходимость строгой проверки положений социологии путем социального эксперимента.

Необходимость возникновения новой науки Конт обосновывал исходя из выдвинутого им закона о трех стадиях развития интеллектуального развития человека: теологической, метафизической и позитивной.

Первая, теологическая стадия охватывает древность и раннее средневековье (до 1300 г.). Она характеризуется господством религиозного мировоззрения.

На второй, метафизической стадии (с 1300 по 1800 гг.) человек объясняет социальные процессы при помощи философских абстракций, объясняющих общество как создание человеческого разума.

На третьей, позитивной стадии человек отказывается от философских абстракций и переходит к наблюдению и фиксации объективных связей и законов, управляющих общественными явлениями. Конт противопоставлял социологию как позитивную науку теологическим и метафизическим спекуляциям об обществе.

Социология по Конту должна выполнять функцию обоснования рационального, правильного государственного и общественного порядка. В рамках этой концепции Конт рассматривает основные общественные институты: семью, государство, религию – с точки зрения их общественных функций, их роли в деле социальной интеграции.

Теорию социологии Конт делил на социальную статику и социальную динамику. Социальная статика изучает социальные связи, явления общественного строения, «структуру коллективного существа» присущую всем человеческим обществам. Социальная динамика должна рассматривать теорию общественного прогресса, решающим фактором которого, по его мнению, выступает духовное развитие человечества. Целостную же картину общества, по мнению Конта, дает единство статики и динамики общества. Конт противопоставлял своим концепциям теории, которые рассматривали общество как продукт договора, он выступал против переоценки роли великих людей, указывал на соответствие политического режима уровню развития цивилизации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: