Проводя силовой анализ кинематической схемы рычажного механизма, необходимо решить следующие задачи:
- определить усилия в кинематических парах механизма;
- определить величину уравновешивающей силы (или момента).
Это необходимо для:
- расчёта звеньев механизма и элементов привода на прочность, устойчивость и пр.;
- выбора типа и расчёта мощности привода;
- прогнозирования износа трущихся поверхностей;
- выбора типа подшипников и способа их смазки;
- расчёта к.п.д. механизма и решения большого числа других более мелких вопросов конструирования механизма.
Обычно силовой анализ выполняется с использованием принципа Д`Аламбера. В этом случае такой расчёт (анализ) часто в литературе называют «кинетостатическим».
Существует несколько видов (этапов, стадий) силового анализа механизма:
А) Силовой анализ на начальном этапе. На этом этапе для выполнения полезных функций создаётся кинематическая схема механизма и на основании статистических данных выбираются некоторые параметры звеньев и параметры работы его.
На этом этапе обычно предполагается, что начальное (ведущее) звено механизма перемещается с постоянной скоростью (
). Это предположение существенно уменьшает значения ускорений точек и звеньев механизма и приводит к тому, что определяются несколько усреднённые значения усилий в звеньях и кинематических парах. Но эти данные очень важны для предварительной конструкторской проработки механизма: конструирования звеньев механизма; более точного определения весовых и инерционных параметров звеньев; выполнения прочностных и иных расчётов звеньев; выбора коэффициентов запаса прочности; конструирования кинематических пар и т.д.
Б) Силовой анализ после предварительной конструкторской проработки. Определённые новые значения параметров кинематической схемы механизма учитываются при повторном кинематическом и силовом анализах механизма, после чего, при необходимости, вносятся корректировки в конструкцию механизма.
В) Силовой анализ после конструкторской разработки механизма. На этом этапе по определённым правилам массы и моменты инерции всех звеньев механизма приводятся к начальному звену, все внешние силы и моменты также приводятся к начальному звену. Составляется дифференциальное уравнение движения начального звена (динамическая модель механизма), дважды интегрируя которое определяют закон движения ведущего звена (
).
Иногда на этом же этапе определяют параметры маховика, производят, если это необходимо, уравновешивание некоторых звеньев. Затем вновь производится кинематический и силовой анализ механизма и, при необходимости, вносятся корректировки в конструкцию механизма.
Г) Если механизм предназначен для работы на борту летательного аппарата или в условиях космоса, когда имеют место очень жёсткие ограничения на габаритные размеры и массу, то задаются минимальные коэффициенты запаса прочности и некоторые из рассмотренных этапов могут повторяться многократно.
Заметим, что курсовой проект студентами выполняется на этапе А) и в нём не предполагается проведение повторных кинематических и силовых анализов механизма.
С позиций кинетостатики все механизмы делят на два класса: тихоходные и быстроходные.
К тихоходным относят такие механизмы, в которых силы инерции звеньев значительно меньше некоторых внешних сил и силами инерции можно пренебречь. В этом случае проводимые расчеты называют «статическими».
К быстроходным относят такие механизмы, в которых силы инерции больше некоторых внешних сил и можно пренебречь некоторыми внешними силами, например, весом звеньев механизма. В этом случае проводимые расчеты называют «кинетостатическими».
Пример. Расчёты показывают, что в двигателе внутреннего сгорания при радиусе кривошипа (коленвала) 80 мм, частоте вращения 2500 об/мин и весе ползуна (поршня) 2 кГ, сила инерции, приложенная к ползуну может достигать величины 1500 – 1700 кГ. В данном случае сила инерции почти на 3 порядка превышает вес ползуна, следовательно весом ползуна можно пренебречь.
Замечание: При выполнении курсового проекта мы не будем пренебрегать никакими силами.






