Тема 1. Психология как научная и учебная дисциплина

Психология как научная и учебная дисциплина. Объект, предмет, и задачи психологии. Определение понятий: психология, психика, сознание, бессознательное, личность, поведение, деятельность. Основные группы психических явлений: психические процессы (познавательные, эмоциональные, волевые); психические состояния (мотивационные, эмоциональные, волевые, разных уровней организации сознания); психические свойства (темперамент, направленность, характер, способности); психические образования; социально-психологические явления и процессы.

Общие и частные задачи психологии как науки.

Структура (отрасли) современной психологии. Междисциплинарный характер психологии: взаимосвязь с общественными, общепрофессиональными и специальными учебными дисциплинами.

Этапы становления психологии как науки.

Первый этап - психология как наука о душе.

Античность. Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Трактат «О душе». Положение о функциональной взаимосвязи души и тела.

Средневековье. Ибн-Сина (Авицена 980-1037гг.). Трактат «Канон». Положение о зависимости психики от работы мозга.

Эпоха возрождения. Леонардо-да Винчи (1452-1519гг.). Изучение четырех всеобщих человеческих состояний - радости, плача, распри и физического усилия. Изучение зрительного восприятия. Разработка правил тренировки воображения.

Второй этап - психология как наука о сознании.

XVII век. Франсис Бэкон (1561-1626). Об основах эмпирического изучения явлений сознания путем описания его процессов.

Рене Декарт (1598-1650). О критерии отличия психологического и физиологического. О взаимовлиянии души и тела.

Джон Локк - основатель эмпирической психологии. Сознание. Идеи как результат опыта.

Третий этап - психология как наука о поведении.

Конец XIX - начало XX века. Вильгельм Вундт. Структуролистический подход к изучению сознания. Ощущение, образы, чувства - основные психологические элементы сознания.

Уильям Джеймс. Функциональный подход к изучению сознания. Роль сознания в адаптации человека к окружающей среде.

Бихевиористический подход. Джон Уотсон, его статья «Психология с точки зрения бихевиориста». Предсказание и управление поведением. Поведением как реакции на стимул - раздражитель.

Когнитивный подход. Р.А. Абельсон. Изучение процессов переработки информации поступающей в мозг. Результат переработки - новые знания.

Психоаналитический подход. Зигмунт Фрейд. Разработка теории личности и ее структуры. Структурные компоненты души: бессознательное (Я-эго, прием информации и ее сохранение); подсознательное (ОНО-ид, средоточие сексуальных и агрессивных инстинктов; собственно сознание (Сверх-Я-супер эго; хранилище моральных установок воспринятых бессознательно от родителей).

Защитные механизмы от внутреннего напряжения: подавление, отрицание, рационализация, реактивные - противоположные образования, проекция на внешнее окружение, изоляция, регрессия - уход в детство, сублимация - направление энергии сексуальных и агрессивных целей на другие цели.

Четвертый этап (современный). Психология как наука, изучающая поведение, закономерности и механизмы психики. (Системный подход).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: