Тема 3. Психология познавательных процессов

Ощущение. Понятие «ощущение». Нейрофизиологическая основа ощущений. Классификация ощущений. Ощущения экстерорецептивные (зрительные слуховые, обонятельные, вкусовые, температурные, тактильные), интерорецептивные (болевые, равновесия, ускорения), проприоцентивные (мышечно-двигательные).

Закономерности (свойства) ощущений и их учет в деятельности юриста. Чувствительность анализатора. Нижний и верхний пороги ощущений. Адаптация: понятие, виды.

Взаимодействие ощущений. Сенсибилизация (повышение чувствительности одного анализатора под влиянием воздействия раздражителя на другой анализатор); синестезия (появление неспецифических для данного органа чувств ощущений).

Контраст ощущений. Последовательные образы.

Факторы, влияющие на работу органов чувств, на точность пространственной локализации раздражителя.

Развитие ведущих видов чувствительности и умения управлять своими ощущениями.

Компенсаторные возможности в области ощущений.

Восприятие. Понятие «восприятие. Аналитико-синтетическая деятельность мозга как нейрофизиологическая основа восприятия.

Вербализация образа как критерий опознания. Факторы, влияющие на процесс опознания.

Перцептивные действия: обнаружение, собственно восприятие (формирование образа), опознание (сличение, идентификация).

Классификация (виды) восприятий: в зависимости от модальности - особенностей воспринимаемого сигнала, раздражителя (зрительные, слуховые, осязательные); в зависимости от формы отражения (пространства, времени, движения); в зависимости от цели (преднамеренное, непреднамеренное); в зависимости от степени организации (организованное - наблюдение, неорганизованное).

Избирательность, предметность, целостность, активность, осмысленность, константность восприятия, организация поля восприятия.

Восприятие пространства. Восприятие формы, объемности и величины предметов. Зрительные иллюзии. Виды зрительных иллюзий: переоценка вертикальных линий, неправильное восприятие величины объекта (предмета).

Восприятие времени: как отражение объективной деятельности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие длительности явлений. Восприятие темпа и ритма.

Восприятие движения как отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве. Воспринимаемые параметры движения: характер движения, форма движения, амплитуда, скорость, продолжительность, ускорение, направление.

Свойства продуктивности (качественные характеристики) восприятия: активность, точность, полнота, быстрота, объем, эмоциональная окрашенность.

Внимание: понятие, физиологическая основа, свойства, виды.

Внимание как избирательная направленность сознания. Ориентировочная деятельность и внимание. И.П. Павлов и А.А. Ухтомский о механизмах мозговой деятельности, обеспечивающих сосредоточение на объекте. Физиологические основы внимания: наличие доминантного очага возбуждения в коре головного мозга; образование условно-рефлекторных связей и выработка дифференцировки; наличие отрицательной индукции между участками с повышенной и пониженной возбудимостью.

Свойства (качественные характеристики) внимания: избирательность, концентрация, распределение, объем, интенсивность, устойчивость, отвлекаемость, переключаемость.

Виды внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное; внешнее и внутреннее.

Факторы, опосредующие внимание: тип высшей нервной деятельности, целеустремленность, текущее психическое состояние, характер раздражителя (сила, новизна, контраст и т.п.), отношение раздражителя к потребностям, условия текущей деятельности.

Функции внимания: отбор значимых воздействий, удержание определенного вида деятельности, регуляция и контроль деятельности.

Индивидуальные и возрастные характеристики внимания. Внимательность как свойство личности.

Роль внимания и внимательности в профессиональной деятельности юриста.

Наблюдение и наблюдательность. Формирование наблюдательности как свойства личности. Развитие наблюдательности и перестройка восприятия.

Память. Понятие памяти. Память и деятельность личности. Основные процессы памяти и их особенности. Виды памяти: сенсорная, произвольная, послепроизвольная, непроизвольная, оперативная, кратковременная, долговременная.

Физиологические механизмы запоминания и забывания.

Принципы организации памяти человека: роль ассоциаций в процессах памяти; память как совокупность процессов приема, трансформации и хранения информации; использование средств как специфический принцип организации человеческой памяти; зависимость запоминания от места запоминаемого объекта в структуре деятельности. Возрастные изменения процессов памяти.

Качественные характеристики памяти: скорость, объем запоминания; точность, длительность сохранения информации; способность к быстрому извлечению из памяти необходимой информации.

Приемы, улучшающие запоминание: смысловая организация материала, составление плана, составление схем и таблиц, сравнение сходных явлений и фактов, классификация.

Приемы активизации памяти: нормализация психического состояния, обращение к образной памяти, вербализация мыслительных процессов, упорядочение информации, метод проигрывания ролей, отсрочка, метод группового стимулирования мыслительных процессов.

Условия и задачи развития памяти в деятельности юриста.

Воображение: понятие, физиологическая основа, виды воображения.

Воображение как процесс создания новых представлений (образов) на основе имеющегося опыта.

Остаточные (следовые) процессы возбуждения и торможения, иррадиации и концентрации, положительной и отрицательной индукции, анализа и синтеза в корковых отделах различных анализаторов как физиологическая основа воображения.

Воображение как процесс преобразования представлений: вычленение значимого элемента из целостного образа предмета, изменение величины объектов, конструирование предмета, мысленное усиление свойств и качеств, перенос этого свойства на другие объекты, мысленное ослабление свойств и качеств, создание новых образов на основе обобщения.

Социальная природа воображения. Воображение как специфический вид человеческой деятельности. Активная роль воображения в проблемных ситуациях, характеризующихся дефицитом информации. Воображение как «образное мышление». Опережающее отражение в процессе воображения. Виды воображения: воссоздающее и творческое; произвольное, непроизвольное; ретроспективное, актуальное, направленное в будущее; образное (пространства, времени, движения); двигательное; эмоциональное (внешненаправленное, внутринаправленное); обонятельное; вкусовое; осязательное; слуховое; зрительное. Мечта.

Качественные характеристики воображения: новизна, оригинальность, осмысленность, тип и широта оперирования образом.

Воображения и эмоции.

Воображение и личность. Индивидуальные качества воображения. Роль фантазии в творческой деятельности человека. Воображение как способ самоизменения.

Воображение в деятельности юриста.

Представление, его физиологическая основа.

Виды представлений: по видам анализаторов, по степени обобщенности (единичные, общие) по степени проявления волевых усилий (непроизвольные, произвольные), по продолжительности (оперативные, кратковременные, долговременные).

Функции представлений: сигнальная, ориентировочная, регулирующая.

Особенности представлений: обобщенность образов, схематичность, привязанность к конкретным условиям, высокая степень осмысленности, относительная полнота образов.

Мышление как высшая форма познавательной деятельности. Теории мышления в отечественной и зарубежной психологии.

Типы мышления: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое.

Виды мышления: по характеру решаемых задач - теоретическое, практическое; по степени развернутости - дискурсивное, интуитивное; по степени новизны и оригинальности - репродуктивное, эвристическое, творческое, критическое, рационалистическое.

Операции мышления: анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстрагирование, конкретизация, противопоставление, классификация, систематизация.

Качества мышления: гибкость, быстрота, критичность, логичность, самостоятельность, широта, глубина, экономичность.

Результат, продукт мышления: суждение, умозаключение (дедуктивное, индуктивное, по аналогии), понятие.

Интуиция: понятие, сущность, виды (генетическая, прижизненная), результат. Значение интуиции в профессиональной деятельности юриста.

Эмоции в мышлении.

Мышление и решение задач.

Этапы мыслительной деятельности в процессе творческого поиска.

Этапы мыслительной деятельности в процессе творческого поиска (проблемная ситуация).

Подготовительный этап: осознание цели, формулирование вопросов.

Ориентирование в условиях задачи: анализ проблемной ситуации, ее составных частей и связей, гипотетический характер объяснения явлений и фактов.

Определение путей, средств и методов решения задачи: определение направленности поиска, способов решения частных задач, составление развернутого плана расследования.

Решение задачи: использование конкретных тактических комбинаций, программы деятельности в виде определенной совокупности следственно-розыскных действий.

Сопоставление полученных результатов с исходными условиями задачи.

Характеристика мыслительной деятельности юриста: познавательная активность, глубина и широта мышления; прогностичность, рефлексивность мышления; гибкость, подвижность мыслительных процессов; самостоятельность мышления.

Способы активизации мыслительной деятельности юриста: стимуляция мотивов мыслительной деятельности, активное включение в поисковую деятельность, вербализация мыслительных процессов, метод проигрывания ролей, отсрочка, метод группового стимулирования мыслительных процессов.

Использование знаний о закономерностях мышления в деятельности юриста.

Мышление и речь. Единство мышления и речи. Этапы формирования понятий. Речь как особая форма коммуникативной деятельности. Функции речи: обозначающая, регулирующая, коммуникативная, категориальная (понятийная), лексическая.

Виды речи: жестовая, звуковая; внешняя (устная - диалогическая, монологическая; письменная), внутренняя (внутреннее проговаривание, собственно внутренняя речь).

Речь и язык. Функции речи. Речевые особенности личности. Требования к речи юриста: содержательность, понятность, выразительность, действенность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: