Понятие конфликта и его составляющих. Функции конфликта: сигнальная, созидательная, разрушения, восстановления, диагностическая. Компоненты психологической структуры конфликта: познавательный, эмоциональный, волевой, мотивационный.
Классификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, межгрупповой, между личностью и группой; социальный, горизонтальные, вертикальные.
Классификация внутриличностных конфликтов (по А. Р. Лурия): «сближение - сближение», «удаление - удаление», «приближение - удаление». Ролевой конфликт.
Динамика развития конфликта: возникновение, (изменение психофизиологического состояния), возрастание напряженности, (выбор стратегии и тактики поведения), собственно конфликтное поведение, разрешение конфликта (полное, частичное). Конфликты деструктивный и конструктивный.
Основные причины конфликтов: распределение ресурсов, взаимосвязь задач, различия в целях, различия во взглядах, неудовлетворительная коммуникация, уровень развития коллектива, специфика деятельности; причины, связанные с межличностными отношениями в коллективе; причины конфликтов, вытекающих из свойств личности и стиля руководителя.
|
|
Типы конфликтогенов: стремление к превосходству, проявление агрессивности, проявление эгоизма.
Стратегии поведения в конфликтной ситуации: настойчивость, уклонение (уход), приспособление, сглаживание, компромисс, сотрудничество.
Методика разрешения конфликта через решение проблемы: определить проблему, проблемные решения приемлемые для обеих сторон, обеспечить атмосферу доверия, следовать принципам делового общения.
Управление конфликтами. Функциональные последствия конфликтов. Дисфункциональные последствия конфликтов. Структурные методы управления конфликтом: четкая формулировка требований; использование координирующих механизмов; установление общих целей; система поощрений. Правила разрешения конфликта.
Типы конфликтных личностей: демонстративный тип, ригидный тип, педант, бесконфликтный тип.
Профилактика конфликтности: создание благоприятного психологического климата; индивидуальная работа; создание четкой целевой установки; повышение профессионального мастерства; укрепление авторитета; политико-воспитательная работа; психопрофилактика; устранение подлинных причин конфликта, создание эмоционального равновесия в коллективе. Содержание и приемы профилактики конфликтов.
Пути разрешения конфликтов. Особенности разрешения конфликтных ситуаций. Учет специфически личностных факторов и характера деятельности юристов при разрешении конфликтных ситуаций. Психологические, педагогические, административные меры, используемые при разрешении конфликтных ситуаций. Учет формальных и неформальных отношений в коллективе при разрешении конфликтных ситуаций. Конкретные способы разрешения конфликта. Результаты разрешения конфликтов. Роль руководителя в разрешении конфликта.
Переговоры, как частный случай конфликта. Этапы переговорного процесса. Возможные ситуации. Правила аргументации.