Коммуникативная сторона делового общения

Вопросы

1 Вербальные средства коммуникации.

2 Паралингвистические средства коммуникации.

3 Невербальные средства коммуникации.

Термины и понятия

Коммуникация, вербальное общение, невербальное общение, коммуникатор, реципиент, язык, аттракция, паралингвистика, кинесика, жест, мимика, знак, просодика, экстралингвистика, такесика, проксемика, заражение, внушение, убеждение.

Вопросы и задания для самоконтроля

1 Расскажите о структуре делового общения.

2 Почему эффективность общения чаще всего связывают с коммуникативной стороной?

3 Что является основной целью обмена информацией?

4 Какие виды коммуникативных барьеров вы знаете? Каковы причины их возникновения?

5 Какие сигналы относится к средствам коммуникативного общения?

6 Какие вы знаете требования к качеству речи делового человека?

7 Какие вербальные сигналы способствуют аттракции?

8 Перечислите требования к паралингвистическим сигналам в условиях делового общения.

9 Что такое невербальное общение? Какие системы невербальных сигналов вы знаете?

10 Что означает выражение «читать человека»?

11 Почему важно понимать язык телодвижений?

12 Чему можно больше верить: языку слов или языку тела?

13 Какие жесты чаще всего используются в процессе делового общения? Как их можно интерпретировать?

14 Как цели делового взаимодействия отражаются в организации пространственной среды?

Дополнительные вопросы и творческие задания

1 Выполните упражнение «Моя проблема в общении» (с помощью преподавателя).

2 Как Вы понимаете одно из правил успешной коммуникации, предложенное Гисбертом Бройнингом: "Голос является самым сильным инструментом убеждения. Выразительность голоса воспринимается партнером не столько разумом, сколько чувством.

3 Монотонность речи часто является причиной неудачи в деловом общении". Аргументируйте свой ответ.

4 Упражнение «Передать одним словом» (с помощью преподавателя).

5 Андрей Макаревич в одной из своих песен призывал: «Давайте делать паузы в словах...» Нужны ли они в разговоре? Поясните функцию пауз на следующих примерах.

Ø В «Записных книжках» К. С. Станиславского мы встречаем незатейливый совет старого актера молодой громкоголосой дебютантке: «Не голос усиляй — может пропасть правда, — говори реже».

Ø В диалоге пауз избегают те, кто чувствует себя тревожно и боится «зависнуть в пустоте» или спровоцировать опасный поворот в беседе. А. Моруа в своем «Искусстве беседы» писал: «Женщина, которая страшится объяснения в любви или сиены ревности, должна любой ценой не допускать в разговоре пауз. Пока люди молчат, у них есть время принять решение; кроме того, затянувшаяся пауза позволяет резко изменить тон беседы, и это не звучит диссонансом».

6 Насколько эффективным средством общения являются жесты? В чем проявляются их недостатки и ограниченность?

7 Какого рода просьбы или требования легче всего передать жестами? Какие - труднее всего? Какие из них вообще невозможно выразить жестом?

8 Могут ли жесты передать эмоции?

9 Согласны ли Вы с высказыванием Ф.Шиллера: "Из слов человека можно заключить, каким он намерен казаться, но, каков он на самом деле, приходится угадывать по его мимике". Обоснуйте свой ответ примерами.

10 В XVIII в. известный политик граф Честерфилд, готовя сына к дипломатической карьере, писал ему: «Говоря с людьми, всегда смотри им в глаза; если ты этого избегаешь, люди начинают думать, что ты считаешь себя в чем-то виноватым; к тому же ты теряешь возможность узнавать по выражению лиц, какое впечатление на них производят твои слова». Как вы считаете, граф дал сыну хороший совет? Какие бы рекомендации дали дипломатам вы?

11 Тест «Что говорят нам мимика и жесты?»

12 Как Вы понимаете высказывание А. Шопенгауэра: " Лицо человека высказывает больше и более интересные вещи, нежели его уста: уста высказывают только мысль человека, лицо мысль природы ". Обоснуйте свой ответ примерами.

13 Величина межличностной дистанции зависит от культурных традиций, воспитания, индивидуального жизненного опыта и личностных особенностей. Где она длиннее, где короче и почему? Какие приемы общения сокращают или удлиняют межличностную дистанцию? Объясните следующие примеры межкультурных и индивидуальных различий:

Ø Японцы садятся довольно близко друг к другу и чаще используют контактный взгляд, чем американцы; их не раздражает необходимость соприкасаться рукавами, локтями, коленями; американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», а азиаты считают американцев «слишком холодными и официальными».

Ø А. Пиз наблюдал на одной из конференций, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли на расстоянии около метра друг от друга и сохраняли эту дистанцию в течение всего разговора; когда же разговаривали японец и американец, они медленно передвигались по комнате: японец наступал, а американец отодвигался — каждый из них стремился достичь привычного и удобного пространства общения.

Ø Молодая пара, только что эмигрировавшая в Чикаго из Дании, была приглашена в местный американский клуб. Через несколько недель после того, как их приняли в клуб, женщины стали жаловаться, что они чувствуют себя неуютно в обществе этого датчанина, поскольку он «пристает к ним». Мужчины же этого клуба почувствовали, что якобы датчанка своим поведением намекала, что она для них вполне доступна в сексуальном отношении.

Ø Сельские жители, воспитанные в условиях меньшей плотности населения, чем горожане, имеют и более просторное личностное пространство, поэтому при рукопожатии «деревенский» протянет руку издалека и наклонит корпус вперед, но с места не сойдет, а еще лучше просто помашет приветственно рукой.

Темы докладов и сообщений

1 Особенности языка тела различных наций.

2 Одежда и манеры делового мужчины.

3 Одежда и внешний облик деловой женщины.

4 Требования этикета к рабочему месту и служебному положению.

Рекомендуемая литература

Основная

1 Ботавина Р.Н. Этика деловых отношений: Учеб. Пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003. - 206 с.

2 Татарникова О.Н. Культура делового общения: учебное пособие.- Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2009.-110с.

Дополнительная

1 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.–М.: ИНФРА –М, 2006-224 с.

2 Пиз А. Язык телодвижений, СПб.: «Изд. Дом Гуттенберг», 2000.-222 с.

3 Фаст Дж. Язык тела. – М., 1995.-320 с.

4 Формановская Н.И. Речевой этикет и культура общения. науч.-попул. – М.: Высш. шк., 1989. – 159 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: