Тема 6 Риторика делового общения

Вопросы

1 Риторический инструментарий деловой речи.

2 Формы делового взаимодействия.

Термины и понятия

Риторика, красноречие, оратор, эпитет, метафора, гипербола, метонимия, литота, перифраза, аллегория, олицетворение, каламбур, антитеза, переговоры, деловая беседа, совещание, дискуссия.

Вопросы и задания для самоконтроля

1 Самостоятельная работа с текстом учебного пособия (Татарникова О.Н. Культура делового общения: учебное пособие.- Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2009.-С.44-58). Ответьте на следующие вопросы:

Ø Что такое риторика? Для чего человеку необходимо постигать это словесное искусство?

Ø Раскройте содержание понятия «ораторское искусство»

Ø Перечислите принципы речевого воздействия, используемы в риторике.

Ø Расскажите о коммуникационных риторических эффектах.

Ø Какие средства используют для эмоционального воздействия на слушателей?

Ø Раскройте понятие «деловая беседа» и расскажите о е функциях.

Ø Расскажите о структуре деловой беседы.

Ø Как можно определить свою готовность к деловой беседе?

Ø Какие приемы лучше использовать для начала беседы?

Ø Каким образом может быть определена цель беседы?

Ø Что нужно учитывать, передавая информацию в ходе беседы?

Ø Для чего необходимо проводить самоанализ результатов беседы?

Ø Дайте определение терминам: переговоры, совещание, дискуссия.

Ø Каковы, по вашему мнению, перспективы развития письменного делового общения?

Ø Какие есть тактики поведения в спорных вопросах?

Ø Каким образом можно избежать пассивности участников совещания?

Ø Назовите этапы деловой дискуссии

Ø Расскажите о правилах убеждения.

Дополнительные вопросы и творческие задания

1 Упражнение «Манипулятивные приемы, используемые на переговорах».

Ниже перечислены приемы, которые демонстрируют открытость и способствуют конструктивному диалогу, а также приемы и действия, которые приводят к закрытию позиции и тупику на переговорах. Рассортируйте изложенные ниже приемы на конструктивные и деструктивные. Подберите семь таких пар, чтобы с каждым позитивным приемом соседствовал его антипод. Те и другие приемы перемешаны:

1 Полагать, что вы знаете все, что необходимо для формирования позиции и решения проблемы; всегда иметь наготове ответ.

2 Высказывать ваши выводы как аксиомы.

3 Видеть все многообразие вариантов решения, быть готовым к поиску промежуточных, компромиссных решений.

4 Затрачивать основные усилия на защиту собственных взглядов.

5 Быть открытым по отношению к аргументам и взглядам, которые могут изменить вашу оценку.

6 Высказывать заключения как гипотезы, нуждающиеся в подтверждении.

7 Выяснять, какая аргументация стоит за взглядами вашего оппонента.

8 Высказывать взгляды в абстрактных, оценочных выражениях.

9 Слушать с целью сравнения и опровержения.

10 Формулировать вопрос с точки зрения верно или неверно.

11 Обговаривать свои аргументы и объяснять оппоненту, что привело вас к данным умозаключениям.

12 Активно слушать, демонстрировать готовность встать на место оппонента и понять его, прежде чем переходить к решению проблемы.

13 Цепляться за аргументы, которые подтверждают собственную оценку.

14 Доносить до оппонента, что вы не считаете свою позицию неопровержимой и окончательной

2 Переведите в формы делового общения переговоры между Попом и Балдой, героями одноименной сказки А.С.Пушкина. Используйте язык бизнеса: совмещение профессий, система оплаты труда, работодатель, работник, претендент на должность, договор, контракт, условия работы, компромисс, консенсус, виды и содержание деятельности и пр.

- Эпизод первый: заключение трудового соглашения.

«Нужен мне работник: Повар, конюх, плотник.

А где мне найти такого Служителя не слишком дорогого?»

Балда говорит: «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно,

В год за три щелка тебе по лбу, Есть же мне давай вареную полбу».

Призадумался поп, Стал себе почесывать лоб.

Щелк щелку ведь рознь. Да понадеялся он на русский авось.

Поп говорит Балде: «Ладно. Не будет нам обоим накладно…»

- Эпизод второй: отношение работника к своим обязанностям.

Ø Все ли условия соглашения выполняются?

Ø Как выполнил Балда свои обязанности?

- Эпизод третий: оплата труда, оговоренная соглашением. Справедливость каких правил делового сотрудничества подтверждают заключительные слова Балды: «Не гонялся бы ты, поп, за дешевизною».

В заключение подготовьте аналитическую информацию: какие правила составления трудового соглашения были нарушены партнерами в ситуации «Прием на работу».

3 Отработка стратегии и тактики ведения деловой беседы.

Примерные темы деловых бесед:

Ø Собеседование при приеме на работу по специальности после окончания вуза по направлению молодежного центра занятости.

Ø Разговор с директором фирмы, давшей объявление о наборе рекламных агентов.

Ø Разговор с ректором института с просьбой разрешить вам перейти на другой факультет.

4 Каковы тенденции развития риторики в современной деловой жизни?

Темы докладов и сообщений

1 Деловой этикет переводчика.

2 Этика делового красноречия.

3 Этикет письменного делового общения и обмена деловой информацией по факсу.

4 Национальные стили ведения переговоров.

Рекомендуемая литература

Основная

1 Введенская Л.А. Риторика и культура речи. Учебное пособие/Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов/Д: Феникс, 2010.- 537 с.

2 Татарникова О.Н. Культура делового общения: учебное пособие.- Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2009.-110с.

Дополнительная

1 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие. –М.:ИНФРА – М, 2000.-224 с.

2 Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.-544 с.

3 Психология делового общения. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента/Ред. - сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «Бахрах - М», 2006. – 784с.

4 Психология и этика делового общения: Учебник. / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.:Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-415 с.

Тема 7 Публичная (ораторская) речь

Вопросы

1 Анализ аудитории и ситуации.

2 Составление речи.

3 Вербальная и визуальная адаптация материала.

Термины и понятия

Риторический вопрос, вербальная адаптация, визуальная адаптация, троп, синоним.

Вопросы и задания для самоконтроля

1 Для чего необходимо собирать информацию об аудитории, перед которой планируется выступление?

2 Как, на ваш взгляд, можно определить заранее заинтересованность и осведомленность аудитории и установки слушателей?

3 Какие физические и психологические условия могут повлиять на эффективность выступления?

4 Как правильно сформулировать цель выступления?

5 Каким образом можно построить свою речь?

6 Какова цель эффективного выступления?

7 Расскажите о самых распространенных видах выступления?

8 Какие вы знаете виды заключения?

9 Что необходимо сделать, чтобы достичь взаимопонимания с аудиторией?

10 Как можно приспособиться к уровню понимания аудитории?

11 Что можно сделать, чтобы у аудитории сформировалось хорошее мнение о вас как об ораторе?

Дополнительные вопросы и творческие задания

1 Тренировка умения приветствовать аудиторию и начинать выступление.

Цель задания – научиться делать начальную паузу и здороваться с аудиторией так, чтобы интонация выражала радость от встречи.

Участники по очереди выходят к аудитории и приветствуют собравшихся жестом

или фразой. Остановиться нужно в том месте, откуда хорошо видны все собравшиеся. Начинать приветствие следует только после начальной паузы, «собрав» всех взглядом. После приветствия нужно произнести одну - две фразы. Это может быть комплимент собравшимся, вопрос к аудитории, обращение к тем чувствам, которые в данный момент волнуют людей

2 Как Вы понимаете высказывание Катона: "Речь умеет и скрыть, и раскрыть человеческий облик". Обоснуйте свой ответ примерами.

3 Проведите самодиагностику по тестам «Какой вы лектор»? и «Уверены ли вы в себе?» по книге Г.В Бороздиной «Психология делового общения» (М., 2002, с. 130-132).

4 Используя психологические доводы и приемы, постарайтесь убедить:

Ø Совершать пробежки: а) даму средних лет; б) пожилого мужчину.

Ø Бросить курить: а) восьмиклассника; б) тридцатилетнюю женщину.

Ø Сдавать одежду в химчистку: а) малообеспеченного гражданина; б) преуспевающего бизнесмена

Ø Застраховать имущество: а) многодетную семью; б) одинокого мужчину; в) директора фирмы.

Ø Изучить курс эффективного общения: а) нового сотрудника фирмы; б) директора фирмы.

Ø Сделать пожертвование в общество защиты бездомных собак: а) молодую женщину; б) преуспевающего директора фирмы.

Темы докладов и сообщений

1 Известные ораторы античности.

2 Этика делового красноречия.

Рекомендуемая литература

Основная

1 Введенская Л.А. Риторика и культура речи. Учебное пособие/Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова. – Ростов/Д: Феникс, 2010.- 537 с.

2 Татарникова О.Н. Культура делового общения: учебное пособие.- Курган: Изд-во Курганской ГСХА, 2009.-110с.

Дополнительная

1 Бороздина Г.В. Психология делового общения: Учебное пособие.–М.:ИНФРА –М, 2000.-224 с.

2 Куницина В.Н., Казаринова Н.В., Погольша В.М. Межличностное общение. Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2001.-544 с.

3 Психология делового общения. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента/Ред. - сост. Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «Бахрах - М», 2006. – 784с.

4 Психология и этика делового общения: Учебник. / Под ред. В.Н. Лавриненко. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997.-415 с.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: