Глава 9. Духовные факторы исторического процесса

Наиболее ранней и широко распространенной концепцией о детерминирующей, или определяющей, роли в развитии человечества был провиденциализм (от лат. providencia - провидение), который видит главный и единственный фактор исторического развития в воле и провидении Бога. Начиная от Августина Блаженного и кончая современными теологами, этот взгляд настойчиво внедрялся в сознание людей не только церковью, но и защитниками различных идеалистических направлений в философии. Не случайно поэтому, на него нередко ссылаются и представители нерелигиозных направлений в философии истории, хотя такие ссылки у них представляют скорей дань устоявшимся традициям в обществе, и потому имеют чисто формальный характер. Когда читаешь работы таких авторов, как Д. Вико, И. Гердер, И. Кант, Г. Гегель и даже более близких к нашему времени историков и философов, таких, как А. Тойнби, К. Ясперс, М. Хайдеггер и многих других, то нельзя не заметить в их сочинениях ссылок на божественную волю и предопределение. В еще большей степени такая апелляция к божественному вмешательству в человеческие дела встречается у русских религиозных философов Н.А. Бердяева (1874-1948) и С.Н. Булгакова (1871-1944), которые начинали свою деятельность марксистами и завершили религиозными философами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: