Это опасный период, поскольку наибольшее количество неудач происходит в течение первых лет после возникновения организации. Из мировой статистики известно, что огромное число организаций небольшого масштаба терпят неудачу из-за некомпетентности и неопытности руководства. Каждое второе предприятие малого бизнеса терпит крах в течение двух лет, четыре из пяти предприятий – в течение пяти лет своего существования.
На этой стадии происходит создание организации, она делает первые шаги в своем развитии. Как правило, основателем выступает предприниматель, в одиночку или с несколькими соратниками, выполняющий все рабочие задачи.
Организация носит неформальный характер, а выполняемые рабочие задания перекрывают друг друга. Как правило, во вновь создаваемой организации отсутствуют штат специалистов-профессионалов, правила и инструкции, внутренние системы планирования, вознаграждения или координации. Право принимать решения принадлежит владельцу фирмы.
На этой стадии необходимо сформировать миссию организации, найти тот товар, который может быть предложен потребителю.
|
|
Этап юности (роста)
Если организации удается найти свое место на рынке, «раскрутить» свой товар, то она может перейти в следующую стадию – юности или роста.
Основатели организации вынуждены больше выполнять роль непосредственных руководителей, а не предпринимателей, проводя систематическое планирование, координацию, управление и контроль.
Окончательно формулируется миссия организации, число сотрудников в ней возрастает, компания специализируется на выпуске некоего успешного товара. Основатель, как правило, уже не является ее единственным собственником. В принятии решений принимает участие несколько доверенных лиц, но сохраняется относительно централизованный стиль управления. Появляется разделение труда, создаются отделы, налаживается планирование. В то же время коммуникации и структура в рамках организации остаются, в сущности, неформальными.