Субъект трудовой деятельности. Типичные внутрисубъектные рассогласования субъекта труда при выполнении профессиональной деятельности

Субъект труда — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.

Для того чтобы стать субъектом труда, необходимо:

1) достижение высокого уровня развития способностей и других профессионально важных качеств личности;

2) удовлетворенность трудом;

3) адекватное отражение объекта труда;

4) развитие системы саморегуляции;

5) усвоение общественно выработанных способов деятельности;

6) развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.

Субъект – носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно, руководствуясь образом требуемого результата (замыслом)

Изучение человека как субъекта труда – предполагает исследование тех его сторон, свойств, процессов, которые важны для труда, или являются его следствием, сформированы трудом.

У субъекта труда мы исследуем те качества личности, индивидуальные характеристики, которые необходимы для труда, либо они являются результатом труда, как-то детерминированы трудом (может деформировались из-за труда).

· Субъектом труда человек не рождается, но становится в процессе социализации

· Люди проявляют свои уникальные качества в труде, т.е. не рассматриваются как формальные единообразные звенья производственного процесса

· Психологи изучают человека как субъекта труда на разных уровнях регуляции (личностно-смысловом, на уровне действий и операции, на уровне когнитивных процессов, психомоторики, на уровне психофизиологических функций, комплексно)

· Субъект труда может быть индивидуальным (отдельный человек) или групповым при совместных формах труда

Психологические признаки сознания субъекта труда:

1. Осознания социальной ценности продукта труда (понимание и отношение)

2. Осознание обязательного, социально-нормативного характера труда (понимание (человек мог словами описать, что означает выполнение, как приемы выполнения, что можно и чего нелья) и отношение (д.б. позитивным)).

3. Осознание и владение орудиями труда (понимание, умение и отношение к использованию орудий). Как пользоваться орудиями и распоряжаться ими, и позитивное отношение

4. Осознание межлюдских производственных отношений и своего места в них (понимание и отношение)

Компоненты субъекта труда:

1)Психические регуляторы труда (макродинамика в онтогенезе) Опыт, знания-умения-навыки, чувственные представления. Ценностные ориентиры, интересы, мотивы, склонности, сознание Я, профессиональное самосознание.

2)Функциональные состояния в труде (микродинамика в течение дня, недели) Работоспособность, трудоспособность, особые психические состояния: стресс, утомление, монотония и пр.

3)Индивидуально-личностные свойства (относительно устойчивы) ПВК, способности, свойства интегральной индивидуальности разных уровней, характер, пол, возрастные особенности и т.п.

Уровни изучения: уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью), уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий.

Противоречия внутри структуры самого профессионала как субъекта:

а) в структуре компетентности (знаний, умений, осведомленности, подготовленности, опыта):

• между специальной компетентностью и социальной – знает свое дело, но плохо, неверно понимает людей – руководителей, подчиненных, если таковые есть, коллег; неудачно или с трудом строит с ними отношения, часто "влипает" в конфликты; не ориентирован в вопросах социальной психологии, не интересуется ими, как бы не видит эту реальность;

• между специальной компетентностью и личностной – знает свое дело, но плохо, невернознает и рефлексирует себя

• между однобокой личностной компетентностью и социальной – придавая значение своим психическим состояниям, переживаниям, плохо представляет себе внутренний мир других людей, приписывая им свои возможные состояния.

• между неравномерным освоением человеком отдельных умений, действий и общей системой профессиональной деятельности – некоторые действия могут быть освоены очень хорошо, что порождает у человека на основании отдельных "точечных" успехов иллюзию своей высокой профессиональной успешности; д

б) в структуре личностных ценностей, ценностных ориентаций:

• между ориентацией "на себя в деле" и "на дело в себе" – может слишком преобладать ориентация на показ себя, демонстрацию себя другим, тогда как реальный уровень мастерства и продукт работы могут мало волновать, поскольку истинные причины не слишком высокого успеха могут выталкиваться из сознания и видеться ложно – "помешали", "не дают ходу" и пр.; как следствие, возникают снижение уровня работы над собой и достоинства самого продукта, замедление роста мастерства или даже "застой" и деградация.

• между ориентацией на результат работы и на ее процесс

• между ориентацией на саморазвитие и самосохранение – установка на саморазвитие связана с тенденцией брать на себя все новые и новые нагрузки,

• между ориентацией на профессиональные образцы, эталоны, задаваемые ближайшим социальным окружением, культивируемые в нем, и ориентацией на оригинальные образцы

• между деловой ориентацией на узкую специальность и склонностью к универсализму, выраженными интересами к многим областям жизни и деятельности.

в) в структуре человека как субъекта деятельности:

• между стойкими особенностями психики человека, которые по случайному стечению обстоятельств оказались трудно совместимыми с работой именно по данной профессии.

• между особенностями проявлений активности в профессиональной и внепрофессиональной областях.

• между процессами развития и компенсации личных качеств.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: