Субъект труда — это активно действующий, познающий и преобразующий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа.
Для того чтобы стать субъектом труда, необходимо:
1) достижение высокого уровня развития способностей и других профессионально важных качеств личности;
2) удовлетворенность трудом;
3) адекватное отражение объекта труда;
4) развитие системы саморегуляции;
5) усвоение общественно выработанных способов деятельности;
6) развитие навыков самооценки, чувства самоутверждения и самоуважения.
Субъект – носитель активности во взаимодействии с объектом, действует осознанно, руководствуясь образом требуемого результата (замыслом)
Изучение человека как субъекта труда – предполагает исследование тех его сторон, свойств, процессов, которые важны для труда, или являются его следствием, сформированы трудом.
У субъекта труда мы исследуем те качества личности, индивидуальные характеристики, которые необходимы для труда, либо они являются результатом труда, как-то детерминированы трудом (может деформировались из-за труда).
|
|
· Субъектом труда человек не рождается, но становится в процессе социализации
· Люди проявляют свои уникальные качества в труде, т.е. не рассматриваются как формальные единообразные звенья производственного процесса
· Психологи изучают человека как субъекта труда на разных уровнях регуляции (личностно-смысловом, на уровне действий и операции, на уровне когнитивных процессов, психомоторики, на уровне психофизиологических функций, комплексно)
· Субъект труда может быть индивидуальным (отдельный человек) или групповым при совместных формах труда
Психологические признаки сознания субъекта труда:
1. Осознания социальной ценности продукта труда (понимание и отношение)
2. Осознание обязательного, социально-нормативного характера труда (понимание (человек мог словами описать, что означает выполнение, как приемы выполнения, что можно и чего нелья) и отношение (д.б. позитивным)).
3. Осознание и владение орудиями труда (понимание, умение и отношение к использованию орудий). Как пользоваться орудиями и распоряжаться ими, и позитивное отношение
4. Осознание межлюдских производственных отношений и своего места в них (понимание и отношение)
Компоненты субъекта труда:
1)Психические регуляторы труда (макродинамика в онтогенезе) Опыт, знания-умения-навыки, чувственные представления. Ценностные ориентиры, интересы, мотивы, склонности, сознание Я, профессиональное самосознание.
2)Функциональные состояния в труде (микродинамика в течение дня, недели) Работоспособность, трудоспособность, особые психические состояния: стресс, утомление, монотония и пр.
|
|
3)Индивидуально-личностные свойства (относительно устойчивы) ПВК, способности, свойства интегральной индивидуальности разных уровней, характер, пол, возрастные особенности и т.п.
Уровни изучения: уровень деяний (целостная деятельность в единстве с личностью), уровень действий, уровень макроэлементов и уровень микроэлементов действий.
Противоречия внутри структуры самого профессионала как субъекта:
а) в структуре компетентности (знаний, умений, осведомленности, подготовленности, опыта):
• между специальной компетентностью и социальной – знает свое дело, но плохо, неверно понимает людей – руководителей, подчиненных, если таковые есть, коллег; неудачно или с трудом строит с ними отношения, часто "влипает" в конфликты; не ориентирован в вопросах социальной психологии, не интересуется ими, как бы не видит эту реальность;
• между специальной компетентностью и личностной – знает свое дело, но плохо, невернознает и рефлексирует себя
• между однобокой личностной компетентностью и социальной – придавая значение своим психическим состояниям, переживаниям, плохо представляет себе внутренний мир других людей, приписывая им свои возможные состояния.
• между неравномерным освоением человеком отдельных умений, действий и общей системой профессиональной деятельности – некоторые действия могут быть освоены очень хорошо, что порождает у человека на основании отдельных "точечных" успехов иллюзию своей высокой профессиональной успешности; д
б) в структуре личностных ценностей, ценностных ориентаций:
• между ориентацией "на себя в деле" и "на дело в себе" – может слишком преобладать ориентация на показ себя, демонстрацию себя другим, тогда как реальный уровень мастерства и продукт работы могут мало волновать, поскольку истинные причины не слишком высокого успеха могут выталкиваться из сознания и видеться ложно – "помешали", "не дают ходу" и пр.; как следствие, возникают снижение уровня работы над собой и достоинства самого продукта, замедление роста мастерства или даже "застой" и деградация.
• между ориентацией на результат работы и на ее процесс
• между ориентацией на саморазвитие и самосохранение – установка на саморазвитие связана с тенденцией брать на себя все новые и новые нагрузки,
• между ориентацией на профессиональные образцы, эталоны, задаваемые ближайшим социальным окружением, культивируемые в нем, и ориентацией на оригинальные образцы
• между деловой ориентацией на узкую специальность и склонностью к универсализму, выраженными интересами к многим областям жизни и деятельности.
в) в структуре человека как субъекта деятельности:
• между стойкими особенностями психики человека, которые по случайному стечению обстоятельств оказались трудно совместимыми с работой именно по данной профессии.
• между особенностями проявлений активности в профессиональной и внепрофессиональной областях.
• между процессами развития и компенсации личных качеств.