Товар - продукт труда, произведенный для обмена или на продажу

Критерием взаимодействия товаров является цена - общественное выражение стоимости товара.

Виды цен:

- оптовая цена - цена отдельных видов или партий товаров;

- розничная цена - цена единицы товара;

- демпинговая цена - бросовая, цена ниже стоимости товара;

- трансферная цена - передаточная, цена между партнерами внутри экономического объединения, не формируется на рынке.

Функции цен:

- информационная - информирует производителей о платежеспособности потребителей, а потребителей - об ассортименте предлагаемой продукции;

- распределительная - распределяет доходы в обществе, разоряя одних и обогащая других;

- стимулирующая - стимулирует производителя на внедрение новых технологий, которые минимизируют затраты и максимизируют прибыль.

2. Экономическое отношение - это взаимосвязь хозяйствующих субъектов, которую можно выразить в виде формулы «человек-человек», т.е. экономическое отношение имеет субъективный характер, ибо не может существовать без людей. Субъектами экономического отношения в этом случае выступают производитель и потребитель, характер взаимодействия которых определяется конкуренцией. Конкуренция (от лат. concurrere - сталкивание) - экономическое соперничество, борьба.

В результате возникшей дилеммы ни одно из этих противоположных суждений, вероятно, не является истинным, ведь процессы производства, распределения, обмена и потребления благ и услуг невозможно представить без человеческого общения. В равной мере отношения между субъектами хозяйствования лишены всякого содержания, если они оторваны от стороны экономической деятельности. Поэтому в действительности выделяют третий подход к определению понятия «экономическое отношение:

3. Экономическое отношение - это взаимосвязь субъектов хозяйственной деятельности по поводу взаимодействия вещей, выраженное формулой субъект-вещь-вещь-субъект, где в качестве первого субъекта выступает производитель, вещи - продукт труда, который на рынке превращается в продукт потребления второго субъекта - потребителя.

Описанное в третьем случае экономическое отношение обладает некоторыми особенностями:

а) экономическое отношение имеет хорошо и постоянно видимую сторону - материальный аспект хозяйственной деятельности по движению продуктов в сферах их производства, распределения, обмена и потребления.

Невидимая сторона экономических отношений - это непосредственные связи между людьми, которые подчас скрываются под покровом коммерческой производственной тайны. Без них самого экономического отношения.

б) экономическое отношение не может существовать в отрыве от других сопряженных с ним отношений, которые предшествуют или следуют за ним.

Занимаясь хозяйственной деятельностью, человек не замечает, что его работа представляет собой определенное звено в большой цепи экономических связей. Такая цепь сейчас охватывает не только отдельную страну, но и весь мир. По мере развития человеческой цивилизации прочность скрепляющих ее связей возрастает. Это сближает и делает все более взаимозависимой хозяйственную жизнь народов.

Экономическая система отличается многообразием типов и форм: это простейшие социальные объединения и социально-экономические структуры общества.

Экономические системы различаются по характеру их взаимоотношений с окружающей средой. В связи с этим выделяют два типа систем:

- закрытые системы замыкают свою хозяйственную деятельность в определенных рамках (натуральное производство);

- открытые постоянно расширяют свои связи с другими производственными объединениями (товарно-рыночное хозяйство).

Экономическая система - это целостная совокупность прочно связанных между собой отношений, которые устанавливаются в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных и нематериальных благ и услуг.

Тема: «Рынок».

Вопросы:

1. История, условия происхождения и функции рынка.

2. Достоинства и недостатки рынка. Задачи государства в рыночной экономике.

3.Субъекты и объекты рынка. Классификация рынка.

4. Инфраструктура рынка: основные и вспомогательные элементы рыночной экономики.

1 вопрос. Рынок, обмен и обращение – эти категории тесно связаны между собой и на бытовом уровне отождествляются.

Между тем они строго детерминированы и представляют собой различные исторические ступени развития товарных отношений.

Наличие общественного разделения труда приводит к необходимости возникновения обмена деятельностью и продуктами труда. В этом смысле обмен есть экономическая категория, присущая всем экономическим эпохам. Наиболее типичной формой обмена является бартер.

Бартер – это непосредственный обменодного товара на другой (Т-Т) без посредства денег.

Между этими понятиями «обмен» и «товарное обращение» есть различия.

Товарное обращение – товарный обмен, опосредованный деньгами (Т-Д-Т).

Как видно, товарное обращение связано с денежным обращением и предполагает наличие развитой денежной системы.

Однако на протяжении многих столетий товарное обращение оставалось спорадическим явлением.

И лишь когда оно приобретает всеобщий характер, можно говорить об утверждении системы рынка. Это случилось 6-7 тыс. лет назад.

Таким образом, рынок есть результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования.

Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами. Как правило, это были городские площади, торжки.

По мере развития товарного производства развивался и менялся как сам рынок, так и понимание его экономистами.

Рынок многогранен. Этим объясняется наличие в экономической литературе множества определений рынка.

С точки зрения купли-продажи рынок – сфера взаимодействия спроса и предложения, потребителя и производителя.

С точки зрения организации экономики рынок – общественная форма функционирования экономики.

С позиции участников рынка рынок – форма общественной связи между субъектами хозяйствования.

Как способ решения экономических проблем рынок - это стихийный (спонтанный) порядок взаимодействия между потребителем и производителем, основанный на ценовых сигналах.

Кроме рыночного различают иерархический способ экономического развития.

Иерархия - это субординация взаимодействия всех участников экономической деятельности «сверху донизу» по принципу пирамиды.

Существует два уровня отношения к способам решения экономических проблем:

1. Нормативная оценка - это субъективное суждение, основанное на преобладающей иерархии ценностей («хорошо» или «плохо»).

2. Позитивная оценка - это уровень суждений, основанный на эффективности того или иного способа.

Современная экономика основана на сосуществовании рынка и иерархии, на

микро-уровне преобладает иерархия, на макро-уровне - рынок.

Таким образом,

Рынок - это система организационно-экономических отношений, осуществляемая через куплю-продажу во всех звеньях воспроизводства: в сфере производства, распределения, обмена и потребления.

Рынок - это категория историческая, т.е. возник на определенной ступени развития общества.

Условия возникновения рынка:

1. Общественное разделение труда - такое состояние в сообществе людей, когда ни один из них не может жить на полном самообеспечении, то есть нуждается в обмене.

2. Специализация труда - ориентация труда на профессионализм и квалификацию работников, в основе которой лежит принцип сравнительных преимуществ.

3. Экономическая самостоятельность и независимость - свобода выбора, возможность производителю самому решать «что», «как» и «для кого» производить.

Границы свободы производителя определяются правовой основой, созданной государством, и конъюнктурой рынка, т.е. способностью рынка меняться.

Режимом наибольшего благоприятствования на рынке является собственность.

4. Величина трансакционных издержек (ТАИ)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: