double arrow

Государственное управление охраной труда. Основные принципы государственной политики

Основные принципы государственной политики

ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЖД

ПРАВОВЫЕ, НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ И

В настоящее время в РФ принято большое число законодательных и нормативных документов, направленных на решение вопросов безопасности в обществе.

Основные из них:

- Трудовой кодекс Российской Федерации;

- Закон РФ «О безопасности»;

- ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»;

- Закон РФ о коллективных договорах и соглашениях;

- Р 2.2.2006-05. «Руководство по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда»;

- ФЗ «О пожарной безопасности»;

- Рекомендации по организации работы службы охраны труда на предприятии, в учреждении и организации;

- Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве.

В статье 37 Конституции РФ закреплено право каждого гражданина на труд «в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены».

Гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда изложены в Трудовом кодексе Российской Федерации.

Одним из главных направлений государственной политики в области охраны труда следует назвать «обеспечение приоритета жизни и здоровья работников».

Государственная политика в области охраны труда проявляется в:

- координации деятельности в области охраны труда, экономической и социальной политики, охраны окружающей природной среды;

- установлении единых нормативных требований по охране труда;

- государственном управлении деятельностью в области охраны труда, включая государственный надзор и контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных актов;

- проведении эффективной налоговой политики, стимулирующей создание здоровых и безопасных условий труда;

- обязательном расследовании каждого несчастного случая и профессионального заболевания на производстве;

- установлении компенсаций и льгот за тяжелые работы и работы с вредными или опасными условиями труда, не устранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда;

- защите интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве, а также их семей;

- подготовке специалистов в области охраны труда;

- установлении государственной статистической отчетности об условиях труда и травматизма;

- международном сотрудничестве при решении проблемы охраны труда.

Государственное управление в сфере охраны труда содержит два уровня управления: федеральный и региональный, представляющие вертикально-территориальную централизованную пирамидальную систему управления.

Государственное управление охраной труда осуществляется соответствующими органами государственного управления в пределах их полномочий.

Основная структура государственной системы управления охраной труда зафиксирована статьей 216 Трудового кодекса. Она предусматривает, что государственное управление охраной труда осуществляется Правительством Российской Федерации непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, и другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим эти функции до административной реформы 2004 г., было Министерство труда и социального развития Российской Федерации (Минтруда России). В его структуре вопросами организации и управления охраной труда в Российской Федерации занимался специальный Департамент условий и охраны труда.

В ходе административной реформы 2004 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 321, утвердившим Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации, последнее является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и охраны труда.

С этой целью в Минздравсоцразвития России на правах структурного подразделения образован Департамент трудовых отношений и государственной гражданской службы. Он обеспечивает деятельность Министерства по вопросам, относящимся к своему ведению. Непосредственно вопросами охраны труда занимается отдел политики охраны труда Департамента трудовых отношений и государственной гражданской службы.

Важнейшими задачами и функциональными обязанностями федерального уровня управления являются: 1) создание правовой базы деятельности всех органов власти и субъектов права в сфере охраны труда и 2) долгосрочное (экономическое) и оперативное (административное) управление всей этой деятельностью. С этой точки зрения федеральный уровень отличается от всех других не только местом в пирамиде управления, но и типом управления. Данный тип характеризуется всеобщностью, реальной властностью и (относительной) независимостью принимаемых управленческих решений.

Кроме того, в ряде федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих отраслевое управление, имеются специальные подразделения – отделы охраны труда, которые осуществляют отраслевое управление охраной труда. Хотя формально оно и осуществляется на федеральном уровне власти, но фактически (по типу управления) немногим отличается от других «нефедеральных» типов управления, приближаясь к корпоративному (ведомственному) типу управления.

Государственное управление охраной труда на территориях субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их полномочий. Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Важнейшими задачами и функциональными обязанностями регионального уровня управления являются: 1) адаптация правовой базы управления охраной труда применительно к специфике региона; 2) координация деятельности всех территориальных подразделений федеральных органов исполнительной власти и региональных административных структур в сфере управления охраной труда и безопасностью производственной деятельности; 3) организация научно-внедренческой и образовательно-информационной инфраструктуры корпоративного управления охраной труда; 4) оперативное (административное) управление всей этой деятельностью.

Органы местного самоуправления обеспечивают реализацию основных направлений государственной политики в области охраны труда в пределах полномочий, переданных им органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: