В структуре мотивации можно выделить четыре компонента:
- удовольствие от самого процесса деятельности;
- прямой результат деятельности;
- вознаграждение за деятельность;
- избегание санкций, которые грозят в случае уклонения от деятельности или недобросовестного ее исполнения.
Мотив – средство, с помощью которого личность объясняет и обосновывает свое поведение. Мотивы придают трудовой ситуации личностный смысл. Стабильная готовность к определенным действиям выражается понятием установка.
Функции мотивов:
1) Ориентирующая (мотив направляет поведение работника в ситуации выбора вариантов этого поведения);
2) Смыслообразующая (мотив определяет собой субъективную значимость данного поведения для работника, выявляя его личностный смысл);
3) Опосредующая (мотив рождается на стыке внутренних и внешних побудительных сил, опосредуя их влияние на поведение);
4) Мобилизующая (мотив мобилизует силы работника для реализации значимых для него видов деятельности);
5) Оправдательная (человек оправдывает свое поведение).
|
|
Различают следующие виды мотивов:
· Мотивы побуждения (истинные реальные мотивы, активизирующие к действиям);
· Мотивы суждения (провозглашаемые, открыто признаваемые, несут в себе функцию объяснения себе и другим своего поведения);
· Мотивы тормоза (удерживают от определенных действий, деятельность человека обосновывается одновременно несколькими мотивами или мотивационным ядром).
Структура мотивационного ядра различается в зависимости от конкретных условий трудовых ситуаций:
1) Ситуация выбора специальности или места работы;
2) Ситуация повседневной работы;
3) Ситуация перемены места работы или профессии;
4) Инновационная ситуация, связана с изменением характеристик трудовой среды;
5) Конфликтная ситуация.
Например, для повседневного трудового поведения в мотивационное ядро входят следующие мотивы:
a) Мотивы по обеспечению первоочередных наиболее важных социальных потребностей;
b) Мотивы признания, то есть стремление человека соединить свою функциональную активность с определенным родом занятий.
c) Мотивы престижа, стремление работника реализовать свою социальную роль, занять достойный социальный статус.