Монотонный труд, виды монотонности. Критерии оценки. Сущность неблагоприятного воздействия на работника. Психологические методы коррекции и профилактики монотонии

Монотонность в переводе с греческого означает однообразие. В психологической литературе понятием "монотонность" характеризуют особое психическое состояние, которое возникает у человека как реакция на однообразную и бедную н на впечатление деятельность В социально-экономической литературе монотонность связывается с чрезмерным расчленением трудового процесса на простые элементы (операции).

Психофизиологическая сущность монотонности объясняется закономерностями взаимодействия процессов возбуждения и торможения.

Основные признаки монотонных работ следующие:

- малоэлементные состав, т.е. структурная однообразие и простота трудовых действий;

- незначительная длительность выполнения однотипных трудовых операций и действий;

- высокая повторяемость трудовых операций и действий в единицу времени

Согласно учению И.П. Павлова о высшей нервной деятельности для каждого условного рефлекса в коре головного мозга есть своя точка приложения, то есть нервная клетка, которая отвечает за этот рефлекторный акт. Это означает, что каждой трудовой действием или трудовым движением управляет специальная нервная клетка или группа нервных клеток. При выполнении простых однообразных операций и действий в состоянии возбуждения находится ограниченное количество нервных клеток. По образному выражению И.П. Павлова, в этом случае имеет место «долбление в одну клетку». В следствие этого происходит быстрое истощение энергетических веществ в корковых центрах, и процесс возбуждения в них изменяется процессом охранительного торможения.

Восстановительная функциональная система блокирует рабочий акт, чтобы предотвратить перенапряжение и истощение нервных клеток. При этом торможение в работающих корковых центрах развивается на фоне общего в торможения в коре головного мозга, которое было необходимым условием формирования рабочей доминанты. Итак, охранительное торможение при монотонных работах проявляется в сонливости работника и ощущении усталости, что исключает возможность их выполнения без напряжения воли. По мнению М.И. Виноградова, в физиологической основе монотонности лежит тормозящее действие однообразных повторных раздражителей, которая проявляется тем быстрее и глубже, чем более ограничено раздражающее область коры, то есть чем проще состав подразниковои стереотипной системотипної системи.

Монотонная работа, как и всякая другая, вызывает усталость и появление чувства утомления. Именно это и обусловило наличие двух точек зрения на проблему монотонности. Одни ученые рассматривают монотонность как разновидность усталости, другие, наоборот считают монотонность самостоятельным явлением, несмотря на сходство физиологического механизма.

Общим для монотонности и усталости является то, что они влияют на работоспособность и переживаются как неприятное ощущение.

Отличие между ними заключается в том, что:

- усталость обусловливается тяжестью работы, а монотонность может иметь место при выполнении легкой, неутомительной работы;

- усталость является фазовым процессом в динамике работоспособности, а монотонность характеризуется волнообразной кривой, т.е. периодическими повышениями и спадами;

- усталость усиливает психическое напряжение, а монотонность ослабляет его.

В зависимости от преобладающего нагрузки различают два вида монотонности: двигательную и сенсорную.

Двигательная монотонность, как правило, характерна для работ, где ведущую роль играет энергетический фактор, то есть имеет место напряжение опорно-двигательного аппарата Она характеризуется однообразными трудовыми движениями и действиями, к когда нагрузка приходится на ограниченные группы мышц, это, как правило, штамповочные, шлифовальные, простые станочные работы, работа на конвейере, полуавтоматизированных линиях, ручные вспомогательные работы.

Сенсорная монотонность характерна для работ, в которых преобладает информационный фактор (напряжение сенсорного аппарата, активизация таких психических функций, как внимание, мышление, долговременная и оперативная память) При этом м монотонными считаются работы, связанные с длительным пассивным наблюдением, с восприятием однообразной информации или характеризуется недостатком информации, поступающей, а следовательно, ограниченным воздействием на нервную систему производственных сигналов.

Отмечается также монотонный влияние на человека окружающей производственной среды.

Физиолого-гигиеническими исследованиями установлено, что существует не менее семи групп монотонных работ:

- конвейерные работы, выполняемые в заданном темпе и ритме, где простые элементы операции, короткие по продолжительности и в определенной последовательности, повторяются многократно в течение смены, недели, месяца;

- работы, выполняемые поточным способом, где темп и ритм зависят от главного рабочего потока;

- работы, выполняемые в свободном темпе и ритме на станках, автоматах и полуавтоматах, штамповки, клепки и т.д., где операция сводится к двум элементам: взять и положить деталь или изделие;

- контрольные работы, связанные с выбраковкой продукции (зрительный контроль);

- операторская и диспетчерская работа, связанная с регулированием (нажатие пальцами рук на клавиши, кнопки, рычаги, размещенные на пульте управления), подачей изделий или деталей с участка цеха в другую;

- труд операторов, связанная с пассивным наблюдением за стрелками приборов на панели щита пульта управления, отражающие ход технологического процесса;

- однообразная работа в условиях монотонной действия производственной среды при наличии таких факторов, как определенный уровень шума, освещение, вибрации и т. п

На монотонность работы указывают три группы признаков:

- психологические - быстрое появление субъективного ощущения утомления, сонливости, апатии, скуки;

- физиологические - снижение частоты пульса и дыхания, уменьшение потребления кислорода, снижение мышечного тонуса;

- производственные - периодические колебания средней продолжительности выполнения операций, неравномерность выработки и его уменьшение.

Основными последствиями монотонного труда являются:

- снижение работоспособности и производительности труда;

- ухудшение качества продукции;

- производственный травматизм;

- повышенная заболеваемость;

- снижение творческой инициативы работающих;

- высокая текучесть кадров.

Основное отрицательное последствие гипокинезии - детренированность как отдельных систем (мышечной и сердечно-сосудистой), так и организма в целом. В результате детренированности функциональные системы организма (и в первую очередь - сердечно-сосудистая система) становятся менее устойчивыми к отрицательному влиянию нейро-гуморальных воздействий в ситуациях сильного психо-эмоционального напряжения. Это, вероятно, и является одной из причин существенного возрастания за последнее время нервных и сердечно-сосудистых заболеваний.

При разработке мер профилактики развития состояния монотонии необходимо учитывать основные психофизиологические явления, возникающие в организме работающих в условиях монотонного труда и во многом определяющие его отрицательные последствия.

Поэтому разрабатываемые мероприятия должны быть направлены на:

- совершенствование технологических процессов с целью уменьшения влияния монотонности труда;

- обеспечение оптимальной информационной и двигательной нагрузок;

- повышение уровня бодрствования, увеличение эмоционального тонуса и мотивации.

Все это достигается как оптимизацией содержания и условий трудовой деятельности, так и непосредственным воздействием на функциональное состояние организма человека комплекса технологических, организационно-технических и психофизиологических мер.

Среди них важнейшее значение имеют:

- автоматизация и механизация однообразных ручных работ;

- совершенствование технологии, оптимизация содержания труда;

- совершенствование организации трудовой деятельности;

- совершенствование организации рабочего места;

- оздоровление условий производственной среды;

- применение психологических и социально-психологических факторов профилактики монотонии;

- разработка системы профориентации;

- рациональное использование внерабочего времени.

Инженерная психология. Предмет исследования. Связь с разделами психологии труда

Традиционно предмет инженерной психологии определяется следующим образом: "Инженерная психология - есть научная дисциплина, изучающая объективные закономерности процессов информационного взаимодействия человека и техники с целью использования их в практике проектирования, создания и эксплуатации систем "человек - машина" (СЧМ). Процессы информационного взаимодействия человека и техники являются предметом инженерной психологии" (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 7). Но в психологии труда вообще предмет - это субъект труда. И тогда можно было бы сказать, то предмет инженерной психологии - это система "человек как субъект - сложная техника" (главное в субъекте - это его спонтанность, т.е. готовность к неординарным действиям в сложных ситуациях и способность к рефлексии своего труда, своей спонтанности.

В инженерной психологии главный субъект труда - это "оператор" - человек, взаимодействующий со сложной техникой через информационные процессы.

Как отмечает Ю.К. Стрелков, "изучение и рационализация труда человека за пультом управления должны проводиться вместе с изменением фундаментального подхода: предметом рассмотрения должны стать не только процесс труда (деятельность, переработка информации), но и профессия и даже жизнь трудящегося как субъекта деятельности (носителя потребностей, мыслей, воспоминаний, восприятий, чувств)" (Стрелков, 1999. С. 3). "Нынешний период изучения труда операторов отличается тем, что в понимании его особенностей психологи опираются не на конструкторов и испытателей, а на самих операторов, обслуживающих систему в течение длительного (десятки лет) времени", - пишет Ю.К. Стрелков (Там же. С. 7).

Многое в работе инженерного психолога зависит не только от его умения наблюдать и осмысливать происходящее, "но и от его способности войти в группу, занять нейтральную позицию, но при этом соблюдать и поддерживать атмосферу благожелательного отношения. Это очень непростая задача, поскольку экипаж ни в коем случае не согласится принять постороннего наблюдателя. Группа ожидает от психолога тестирования или еще какого-либо "подвоха". В таких условиях сама группа не замедлит воспользоваться возможностью и "протестирует" психолога, чтобы определить уровень его интеллекта, профессионализма и ряд важных человеческих качеств (например, чувство юмора)" (Стрелков, 1999. С. 8). Таким образом, важна постоянная рефлексия психологом своего труда. Следовательно, предмет инженерной психологии неизбежно включает и труд самого психолога.

Основные направления инженерной психологии:

- Анализ задач человека в системах управления, распределения функций между человеком и автоматическими системами, в том числе с искусственным интеллектом.

- Исследование совместной деятельности операторов, процессов общения и информационного взаимодействия между ними.

- Анализ психологической структуры деятельности операторов.

- Исследование факторов, влияющих на эффективность, качество, точность, скорость, надежность действий операторов.

- Исследование процессов приема человеком информации, изучение сенсорных «входов» человека.

- Исследование формирования команд выполнения управляющих действий человеком, характеристик речевого и моторного «выхода».

- Анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения ипринятия решений, психологических механизмов регуляции деятельности операторов.

- Разработка методов психодиагностики, профессиональной ориентации и отбора специалистов операторского профиля.

- Разработка методов защиты операторов от эмоционального выгорания.

- Анализ и оптимизация процессов обучения операторов.

- Использование результатов исследований для проектирования и эксплуатации человеко-машинных (человеко-информационных) систем.

- Использование результатов исследований для виртуальной психологии.

В процессе развития инженерной психологии произошел переход от изучения отдельных элементов деятельности к изучению трудовой деятельности в целом, от рассмотрения оператора как простого звена системы управления к рассмотрению его как сложной высокоорганизованной системы, от машиноцентрического подхода — к антропоцентрическому.

В связи с приближением эры нанотехнологии формируется и новое направление в психологии — нанопсихология, поэтому перед инженерной психологией возникнут новые задачи. Под влиянием развития информатики сформировалась виртуальная психология, которая рассматривает систему "человек-виртуальность". Пионером создания этого нового направления в российской психологии является Н. А. Носов.

Основными методологическими принципами инженерной психологии являются (см. Основы инженерной психологии, 1986. С. 18-23):

• принцип гуманизации труда (важно исходить из особенностей и интересов работника; ориентироваться на творческий характер труда);

• принцип активности оператора (предполагается, что оператор не просто перерабатывает информацию, а именно действует);

• принцип проектирования деятельности (предполагается, что сначала необходимо спроектировать деятельность самого человека, а затем и технические устройства);

• принцип последовательности (работа инженерного психолога важна на всех этапах: проектирования, производства и эксплуатации СЧМ);

• принцип комплексности (необходимость развития междисциплинарных связей с другими науками)

История

Инициаторами создания этого направления выступили американские и английские психологи А. Чапанис, Мак-Фердан, У. Гарнер, Д. Бронбет и др. В России первые исследования инженерно-психологического типа были проведены в двадцатые годы XX века в рамках психологии труда и психотехники.

В марте 1957 года, на Всесоюзном совещании (конференции) по вопросам психологии труда в Москве, инженерная психология была определена как самостоятельная область исследований. В том же году была создана в институте лаборатория индустриальной психологии под руководством Д. А. Ошанина.

Ведущую роль в организации и консолидации работ по инженерной психологии сыграл Б. Ф. Ломов, который возглавил, созданную в ЛГУ, лабораторию индустриальной (инженерной) психологии.

В течение 1960-1963 г.г. аналогичные лаборатории созданы были в МГУ (руководитель — В. П. Зинченко), НИИ технической эстетики (В. Ф. Венда). В Институте психологии АН СССР лаборатория инженерной психологии была открыта в 1973 г. по инициативе Б. Ф. Ломова и В. Ф. Рубахина.

В Институте психологии РАН сложилась академическая школа инженерной психологии под воздействием идей и при активном участии в исследовательских работах Б. Ф. Ломова, В. Д. Небылицина, В. Ф. Рубахина, Ю. М. Забродина, К. К. Платонова, В. Ф. Венды, А. И. Галактионова, а также в последние годы — Л. Г. Дикой, В. А. Вавилова, В. А. Бодрова.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: