Слепые законы природы – или целесообразность Божественного замысла?

Эволюционизм предполагает механизм естественного отбора и другие подобные принципы в качестве законов развития и появления новых видов. Таким образом, само возникновение новых видов за счет старых «неконкурентоспособных» объявляется объективной необходимостью,

Об эволюционистском и православном отношении к Божьему творению 73

выводится из самих свойств природы. Если в этом видеть «прогресс», то покуда эволюция продолжается, вершина этого «прогресса» еще не достигнута. Одни виды объявляются средством для других, неким перегноем, который призван удобрить иные жизни. Существование тварей оказывается не самоценно, а утилитарно.

Мiр при таком взгляде не призван славить Творца в Его неизреченном разуме, величии и красоте, а каждая особь и вид становятся лишь ступенью в некоем неумолимом движении эволюции, буквально приносится ей в жертву. Некоторые виды животных объявлены «тупиковой» ветвью эволюции. Эволюционисты считают, что если бы в свое время не сформировались определенные предки, то не появились бы и их потомки: так если бы рыба не захотела выйти на сушу, то не появилось бы ни зверя, ни птицы.

Православная точка зрения в корне противоположная. Мiр сотворен актами Живого Бога. Не по законам природы, а по сверхъестественному Господнему речению, по всемогущему слову Создателя сперва мiр из небытия пришел «во еже быти», а потом последовательностью непостижимых нашему разуму премудрых повелений образовалось многообразие форм творения. При этом одно Божье слово никак логической необходимостью не связано с другим. Из того, что в пятый день прозвучало повеление: Да изведут воды... (Быт. 1, 20), никакой научный прогноз не смог бы предугадать повеление шестого дня: Да изведет земля душу живу... (Быт. 1, 24). Появление морской черепахи из воды и сухопутной черепахи из земли обусловлено не свойствами воды и земли, и вовсе не «законами природы», а лишь тем, что таков был замысел и повеление Премудрого Художника. В крещенском чине освящения воды Церковь возглашает: «Ты бо хотением от не сущих во еже быти приведый всяческая (т. е. привел все по своему хотению из состояния несуществования в состояние бытия. – свящ. К. Б.). Твоею державою содержиши тварь и Твоим промыслом строиши мiр, Ты от четырех стихий тварь сочинивый, четырьми времены круг лета венчал еси» [136, с. 44]. Примечательно выражение Требника «тварь сочинивый».

Перекликаясь со стихом 20 из первой главы Послания к Римлянам св. апостола Павла, оно выражает убеждение Церкви в том, что мiр есть Божья поэма, одухотворенная симфония Изящного Художника. Все, что есть в мiре, сочинено замыслом и исполнением Творца. Бог – не сторонний наблюдатель вселенной, но активный ее Созидатель. Христианин не может унизить Господа и честь создания новых видов представить эволюции с ее законом естественного отбора.

Святитель Василий Великий: «Сие блаженное Естество, сия неоскудевающая Благость, сия Доброта любезная и многовожделенная для всякого одаренного разумом существа, сие Начало существ, сей Источник жизни, сей духовный Свет, сия неприступная Мудрость – вот Кто сотвори в начале небо и землю!» [19 с. 8].

При этом всякая тварь, от невидимой былинки до могучих деревьев, зверей и птиц отражает красоту Всеблагого Бога и славит Его. Церковь поет с пророком Давидом: Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны; огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его; горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри; зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты; царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии... (Пс. 148, 7–11).

Поэтапное устроение мiра и порядок появления тварей святоотеческая мысль всегда обусловливала не происхождением (порождением, развитием, эволюцией) одних тварей из других, имеющих более простую организацию, ибо мысль эта для христианина чудовищна и нелепа, но высшей божественной пользою и целесообразностью.

Святитель Иоанн Златоуст: «Бог ничего не делает ни безвременно, ни бесцельно, а все творит целесообразно. И заметь последовательность. Сначала Он сотворил траву и сено, и после того уже питающихся ими животных. Если бы не было того, что служит для питания, то безвременно было бы творение животных; они страдали бы от недостатка плодов. Сначала Он сотворил пищу, и тогда уже создает питающихся; сначала производит необходимые средства жизни, а потом уже тех, кто пользуется этими средствами» [55, с. 773].

«Всесильная десница Его и беспредельная премудрость не затруднилась бы создать все и в один день. И что говорю в один день? Даже в одно мгновение. Но так как Он создал все сущее не для Своей пользы, потому что не нуждается ни в чем, будучи вседоволен – напротив, создал все по человеколюбию и благости Своей, то и творит по частям, и преподает нам устами блаженного пророка ясное учение о творимом, чтобы мы, обстоятельно узнав о Нем, не подпадали тем, которые увлекаются человеческими умствованиями» [52, с. 18].

Святые Отцы единодушно утверждали обусловленность происхождения различных по природе тварей свободным волеизъявлением Премудрого Создателя и, вместе с тем, – независимость их происхождения друг от друга так, что разные по природе (по виду) твари не могли иметь общих предков, а высшие твари не являются ни в каком смысле потомками низших. Одним из подтверждений такого независимого создания различных творений церковные учителя считают то, что солнце и все прочие светила были сотворены позже появления на земле растительности.

Святитель Иоанн Златоуст: «Почему Бог творит украшение земли раньше украшения неба? По причине имевшего возникнуть многобожия и ложного почитания солнца, луны и звезд. Почему Бог не создал солнца и луны в первый день?.. Потому что не было еще плодов, которые должны были пользоваться теплотою, – плоды произросли на третий день. Чтобы ты опять не подумал, что они произросли действием солнца, Бог творит солнце, луну и звезды тогда уже, когда творение их совершилось» [55, с. 755].

Святитель Василий Великий: «Земля украшается прежде солнца, чтобы заблуждающие перестали поклоняться солнцу, и признавать, будто оно дает причину жизни» [19, с. 69].

Святитель Амвросий Медиоланский: «Перед тем, как появится свет солнца, да будет произведено былие травное, да будет свет его предшествующим свету солнечному. Да прорастит земля до того, как она испытает воспитывающее попечение солнца, чтобы не было повода к росту человеческих заблуждений. Каждый да будет извещен, что солнце не есть виновник растительности... Как может солнце дать способность жить растущему, коль скоро сие уже было порождено жизнодательной творческой силой до того, как солнце вступило в подобную же жизнь? Солнце моложе зеленого побега, моложе зеленой травы» [цит. по 119, с. 53].

Подобным образом рассуждали и прочие Отцы Церкви.

Никто из эволюционистов заведомо не согласится со святоотеческим утверждением о том, что солнце «моложе зеленой травы».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: