Промысл без эволюции

Вовсе не законы эволюции привели мiр в состояние бытия, но воля и действие всемогущего Творца. Бог именуется Творцом не потому, что Он действует в течение времени существования мiра, а потому что Он есть Создатель этого мiра за шесть дней. Догматическое учение Православной Церкви четко разделяет два качества Бога – как Творца и как Промыслителя. Митрополит Макарий пишет о Боге так: «Он воззвал из небытия вселенную, и с тех пор непрестанно промышляет о ней. В этих-то двух действиях Божиих: творении и промысле и состоит то общее отношение, какое имеет Бог равно ко всему мiру» [89, с. 349].Эти два свойства Божии путают все эволюционисты.

Как Творец, Бог закончил свою деятельность с завершением Шестоднева: И соверши Бог в день шестый дела Своя, яже сотвори, и почи в день седмый от всех дел Своих, яже сотвори (Быт. 2, 2). К этому моменту уже создана быша всяческая, яже на небеси и яже на земли, видимая и невидимая (Кол. 1, 16). Суждение о том, что и после первой творческой седмицы Бог продолжает творить мiр – не православно.

Бог не оставляет мiр Своим попечением, и в этом Он проявляет Себя уже не как Творец, но как Промыслитель. Согласно церковному православному догматическому учению, «в общем понятии о промысле Божием различаются три частные его действия: сохранение тварей, содействие или вспомоществование им и управление ими» [89, с. 514]. Следует заметить, что все три действия Бога как Промыслителя, а в особенности первое – сохранение тварей – противоречат принципу эволюционизма, требующему признания появления новых качеств при изменении тварей. Как по отношению к ребенку взрослый человек единожды становится родителем, а потом некоторое время пребывает воспитателем, так же точно Бог единожды стал Творцом и пребывает Промыслителем нашего мiра. Творение вселенной было осуществлено без всякой эволюции, и промысл Божий о мiре также в посредстве эволюции не нуждается.

Святитель Василий Великий: «Всякое сотворенное естество, и видимое, и умопредставляемое, для поддержания своего имеет нужду в Божием попечении» [цит. по 89, с. 521].

Путая такие разные понятия, как творение мiра и промысл Божий о нем, эволюционисты растягивают библейский Шестоднев на всю историю существования вселенной. В этом заключается их еще одна богословская ошибка.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Так, братия, чтобы твари созданные из ничего, были тем, чем Бог создал их, нужно, чтоб Он и промышлял о них, т.е. хранил их жизнь и силы, какие им дал, направлял их к доброму концу» [58, с. 120].

Согласно православному представлению, Бог не нуждается в помощи и посредстве эволюции ни при творении, ни при промышлении Своем о мiре. За шесть дней творения эволюция, очевидно, не успела бы «развернуться». После же завершения творческой седмицы субботним покоем Господа, эволюция для Промысла Божьего о мiре оказывается просто не нужна, поскольку все творение к этому моменту было уже создано: И виде Бог вся еже сотвори, и се добра зело (Быт. 1, 31).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: