Эволюция – оружие победы Бога над диаволом

Епископ Василий (Родзянко) утверждает, что «во вселенной вообще и на нашей планете в частности идет также и обратный разрушению и хаосу процесс – эволюция» [21, с. 28]. Разрушение и хаос рассматриваются как следствие грехопадения Адама, а эволюция воспринимается как действие Промысла Божия. Начало эволюции отождествляется с грехопадением Адама и с так называемым в научной космологии «Большим взрывом» – «Big Bang». «Большой взрыв» произошел, по оценкам ученых, около 15 миллиардов лет назад, после чего со временем образовались звезды и планеты, а «оставшиеся после этого три миллиарда лет пошли на биологическое развитие, которое из простейших живых существ создало постепенно тех, кто сумел мысленно “вернуться” своими расчетами в Большой взрыв» [21, с. 36].

Таким образом, шестидневное творение Богом мiра, описанное в Библии, равно как и пребывание Адама с Евою в Раю до грехопадения, по космогоническим воззрениям епископа Василия, не имеет никакого отношения к нашему видимому мiру. Мiр, создание которого описано в библейском Шестодневе, не эволюционировал, и был «до» «Большого взрыва». Наш же видимый мiр представляет собой продукт долгого эволюционного процесса, начавшегося после взрыва того первозданного райского мiра.

Ключевым понятием для владыки Василия становится введенный Стивеном Хокингом термин «антропный принцип»: «Это задание, эта целеустремленность космоса и называется антропным принципом, потому что этот принцип развития вселенной после взрыва ведет прямо к человеку» [21, с. 36]. «На нашем языке антропный принцип называется Промысел Божий о человеке. Это Божественный Промысел, известный только Ему Одному, вывел человека из Рая после грехопадения (из-за которого произошел взрыв) и, противоборствуя “князю мира сего”, повел изгнанного Адама Своими многовековыми путями (“мгновением” для Божественной Вечности!) на эту, уже устроенную Им для него землю, чтобы спасти его Своим Божественным Воплощением и снова вернуть в Рай и с ним вместе – всех его потомков» [21, с. 38, все ремарки и пунктуация авторские].

Итак, согласно воззрениям епископа Василия, эволюция есть процесс «противоборства» Благого Бога с князем мiра сего – с диаволом! Конец этого «противоборства» будет ознаменован Божьей победой и установлением первозданного райского состояния во вселенной: «В процессе развития мiра падшего идет его восстановление, полное преображение, предуготовляется всеобщее воскресение и окончательная победа в конце веков во Христе Премудрости Божией» [21, с. 45, выделено епископом Василием].

Описанная владыкой космогоническая картина, по нашему мнению, не может быть названа христианской. Общее с православным мiропредставлением усматривается лишь то, что до грехопадения признается состояние бытия «райское», а в конце веков – Царство Христово.

Но ни у кого из Святых Отцов мы не встретим мыслей о том, что райская жизнь после грехопадения окончилась «Большим взрывом», в результате которого мiр в течение миллиардов лет, согласно «антропному принципу», эволюционирует от элементарных частиц до Царства Христова. Можно назвать два главных принципиальных противоречия между православным вероучением и учением епископа Василия.

Первое – относительно начала. У владыки Василия нет ни тождества ни даже преемства между мiром первозданным и мiром падшим. Первый райский мiр прекратил существование, а второй мiр после «Big Bang, а» начал свое существование. В результате мы сегодня наблюдаем не мiр как Божье творение, а мiр как результат длительной эволюции первовещества. Церковное учение, напротив, утверждает, что мiр, хотя и изменился в результате грехопадения, но остался тождественным самому себе: земля осталась землей, деревья – деревьями, светила – светилами, человек – человеком. Природа стала смертной, болезненной, несущей на себе отпечаток человеческого греха. Но тем не менее, все что мы видим, является непосредственно Божиим творением.

Второе – относительно конца. Церковь перед наступлением вечного Царства Христова ожидает установления на земле кратковременного царства антихриста. Такой эсхатологической перспективы теория телеологического эволюционизма не предусматривает.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: