О грейпфруте, выросшем из горчичного семени

Приведем цитату из книги эволюциониста Шрёдера. «Первые секунды вселенной, по Нахманиду, выглядят следующим образом: В кратчайший миг, последовавший за Творением, вся материя вселенной была сконцентрирована в очень небольшом по размеру пространстве, не больше горчичного семени. Материя в этот момент была столь эфемерной, столь неосязаемой, что фактически не содержала какой-либо реальной субстанции. Однако у нее был потенциал обрести сущность и форму и превратиться в осязаемую материю. Из начального сосредоточения этой неосязаемой субстанции в ее крохотном объеме она начала расширяться, и вместе с ней начала расширяться вселенная. По мере расширения в субстанции начали происходить изменения; она стала принимать осязаемые черты той материи, которая нам известна. Из этого начального акта Творения, из этой эфемерной субстанции было, есть и будет образовано все, что когда-либо существовало, и все, что когда-либо будет существовать» [167, с. 64]. Ссылка на «Комментарии к Торе» Нахманида, «Бытие» 1, 1.

Созвучно пишет Дмитрий Щедровицкий. «Только в XX веке физики (знаменитая теория Фридмана) пришли к выводу о том, что вселенная расширяется и сжимается, а библейские экзегеты знали это тысячи лет назад. Одно из древних толкований библейского текста гласит, что имя Бога ПЮ “Шаддай” – “Всемогущий” – объясняется так: “Тот, Кто сказал: “«Довольно»” (по-древнееврейски -12? [ ше ] означает “тот, который”, ^ [дай] – “довольно”). Это объяснение сопровождается преданием, согласно которому вселенная, будучи сотворена, стала расширяться с огромной скоростью, и тогда Бог сказал ей: И [дай] - “довольно”» [168, с. 22].

Д-р Шрёдер дает следующее пояснение.

«Слова Нахманида о горчичном семени представляют собой традиционный прием обозначения на «языке человека» наимельчайшей воображаемой частицы пространства. Нахманид учил, что в начале все, что находилось на и внутри Земли, все небеса – фактически, вся вселенная – были каким-то образом уплотнены, сжаты, запакованы в эту частицу пространства величиной с горчичное семя» [167, с. 64].

Описанная картина прекрасно, без всяких натяжек соответствует популярной космогонической теории «Большого взрыва». Выходит, что древний еврейский комментарий к книге Бытия оказывается вполне научным и современным. Важно заметить, что в христианской святоотеческой традиции не встречается при толковании первого библейского стиха мотивов, даже близких по содержанию к приведенным.

Преподобный Ефрем Сирин писал: «Небо и земля, сотворенные вначале, суть действительно небо и земля, а не что-либо иное подразумевается под именем неба и земли» [41, с. 211].

Святитель Иоанн Златоуст при толковании первого стиха книги Бытия говорит определенно: «В начале сотвори Бог небо и землю (Быт. 1, 1). Когда же слышишь сотвори, то не выдумывай ничего другого, но смиренно веруй сказанному» [52, с. 10].

Никаких намеков на подобие горчичному зерну при творении вселенной мы у Святых Отцов не встречаем. Этот образ христианская традиция употребляет не применительно к мiру во время его создания, а в отношении Царства Божьего, в согласии с евангельской притчей: Чесому уподобим Царствие Божие, или коей притчи приложим е? Яко зерно горушично, еже егда всеяно будет в земли, менее всех семен есть земных, и егда всеяно будет, возрастает и бывает более всех зелий, и творит ветви велия, яко мощи под сению его птицам небесным витати (Мк. 4, 30–32). Другими словами, эволюцию, выражаемую образом возрастающего горчичного зерна, церковная традиция признает не в материи, а в духе.

Шрёдер, следуя иудейской традиции, эволюцию относит, наоборот, именно к материи, а Самого Бога заставляет служить этой эволюции.

«Инфляционный период существования вселенной, период, продолжавшийся согласно современным оценкам, от 10–35 до 10–32 секунды после начала (Творения?). Это одноразовое, никогда более не повторявшееся сверхбыстрое расширение направило вселенную на путь развития, ведущий к появлению жизни... Произошло единичное явление, в результате которого очень молодая вселенная отправилась по своему пути к жизни. На языке Библии этот феномен называется “дух Божий”» [167, с. 131].

Невольно создается впечатление, что автор употребляет Имя Божие всуе. Кажется, было бы лучше не использовать в данном тексте слова «Творение», «Библия», «дух Божий» (тем более писать слово «дух» со строчной буквы, хотя, быть может, это типографская погрешность).

«Через 10–35 секунды после начала вселенная имела диаметр в 10–24 сантиметров. В это мгновение появилась некая одноразовая сила – некая антигравитация. Эта сила, действуя в течение ничтожнейшей доли секунды, вызвала расширение вселенной со скоростью, которая не существовала ни до, ни после этого эпизода. В этот кратчайший промежуток времени вселенная вспучилась до размеров грейпфрута» [167, с. 84].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: