Все мы произошли из звездной пыли»

Однако вернемся к книге Шрёдера и подивимся, насколько буквально по духу и смыслу совпадают высказывания некоторых современных ученых с цитатами из Талмуда.

В эпиграфе к 5 главе приведено мнение астрофизиков Бёрбриджа, Фаулера и Хойла: «Тяжелые элементы появились не в момент “Большого взрыва”. Они образовались в течение долгого времени в недрах звезд из водорода и гелия, которые возникли в момент “Большого взрыва”» [167, с. 78].

В параллель Шрёдер ставит высказывание из иудейского комментария на книгу Бытие «Бытие Рабба»: «Солнце появилось на четвертый день. Равви Аваху сказал: из этого мы узнаем, что первые три дня Пресвятой, да будет благословенно Его Имя, использовал для того, чтобы создавать и разрушать мiры» [цит. по 167, с. 142, с. 78].

Далее д-р Шрёдер иллюстрирует сказанное древними мудрецами-талмудистами вполне научным современным языком.

«Некоторое время сразу после «Большого взрыва» материя вселенной существовала в виде единой массивной туманности. Развитие вселенной от этой туманности до образования звезд и галактик было весьма длительным процессом. Можно только догадываться, сколько времени прошло до образования первой звезды. Но мы знаем, что это длилось миллиарды лет. И все это время вновь образовавшиеся элементы находились внутри звезд. Когда ядерное топливо звезды, то есть водород и гелий, полностью выгорает, превратившись в тяжелые элементы, выделение энергии прекращается. Эта энергия удерживала внешние слои звезды от падения внутрь, и когда ее не остается, происходит коллапс – звезда схлопывается. Стремительное движение всей массы звезды к ее центру порождает вспышку энергии, которая приводит к мощной ударной волне, распространяющейся от центра. Эта волна разрывает внешние слои звезды в клочья и выбрасывает в космическое пространство свое содержимое – тяжелые элементы. В течение долгого времени в процессе циркуляции космической материи из этих элементов образовываются новые звездные системы. Наша солнечная система является одной из них. Все мы произошли из звездной пыли. И не существует никакого другого объяснения обилия в нашей вселенной элементов тяжелее гелия, которое соответствовало бы нашим представлениям о космологических процессах» [167, с. 83].

Совершенно несовместимыми с Библией представляются слова: «Все мы произошли из звездной пыли». В устах знатока Библии эта мысль просто экстравагантна. Выражая традиционное церковное отношение к этому вопросу, святитель Иоанн Златоуст о теле человека говорит впрямую, что оно отнюдь не есть продукт эволюции других тел – звездной пыли, метеоритов, водорода, гелия, простейших животных или человекообразных обезьян: «Бог берет не просто землю, но персть, тончайшую, так сказать часть земли и эту самую персть от земли своим повелением превращает в тело» [52, с. 103]. Такое толкование дает вселенский учитель на слово Писания: И созда Бог человека персть взем от земли и вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу (Быт. 2, 7). Церковное прочтение просто и естественно вытекает из библейского текста.

Мы видим, что эволюционистская космология, напротив, не проста и далека от изящества. Для образования планетарного вещества (включая органику) она предполагает наличие помимо «Большого взрыва» еще множества взрывов отдельных звезд – «никакого другого объяснения» передовая наука предложить не может. Каждый вправе решить для себя – стоит ли верить в такие сложные гипотезы и принимать их за истину?

Однако, нельзя не заметить действительного соответствия между этими современными гипотезами и мнением древних талмудистов. Совпадение настолько сильное, что у Шрёдера развязываются руки для следующего утверждения: «Согласно законам физики и химии в нашем мiре, на производство элементов, из которых состоит наша солнечная система, ушло много миллиардов лет в системе отсчета вселенной, или три дня в системе отсчета Бога» [167, с. 83]. Это научное кредо Шрёдера, он проносит его через всю книгу. В другом месте он пишет о творении: «В системе отсчета Бога это заняло шесть дней. В нашей системе на это ушли миллиарды лет» [167, с. 79]. Доктор Шрёдер буквально отождествляет миллиарды лет, предполагаемые эволюционистской наукой, и библейские дни. Он ставит между ними знак равенства и делает лишь одну оговорку: «в системе отсчета Бога», «в системе отсчета человека».

Вот как сам Шрёдер оценивает приведенные слова еврейского мудреца равви Аваху, жившего в V веке, и сказанные о разрушении и созидании Богом мiров в первые три дня: «Эти комментарии были написаны не в ответ на космологические открытия в попытке примирить теологию и космологию. Эти комментарии, которые так близко соответствуют сегодняшним открытиям астрофизики, можно назвать подлинными вехами в разработке библейского видения истории нашей ранней вселенной. Можно ли было ожидать от рабби Аваху рассуждений о рециркуляции гелия в недрах звезд до появления радиоастрономии и спектроскопии? Конечно же, нет. Язык науки в те времена еще не мог сравниться с языком человека» [167, с. 83].

Однако, если называть талмудические комментарии «подлинными вехами в разработке библейского видения истории» вселенной, то придется лишить такого достоинства Святых Отцов, учителей апостольской Церкви. Дело в том, что ничего подобного сказанному о разрушении Богом звездных мiров в первые три дня творения мы в писаниях христианских богословов не встречаем.

Святитель Василий Великий вовсе не так бурно описывает в Шестодневе третий день творения: «После того, как земля, сложив с себя бремя воды, успокоилась весьма прилично, ей дано повеление произращать сперва траву, потом дерева» [19, с. 68]. Никаких звезд, ни солнца, ни луны, разумеется, Святые Отцы до четвертого дня не предполагают в наличии. Святитель Василий Великий отмечает, что в третий день уже появились растения, «но солнца и луны еще не было, дабы неведущие Бога не именовали солнце начальником и отцем света и не почитали его зиждителем земных произрастений» [19, с. 87].

Святитель Григорий Богослов также пишет о Творце не как о разрушителе звездных мiров, а более спокойно и благоговейно: «Ты, блаженный Христе, прекрасно распределил каждой вещи свое место в мiре и прежде всего указал быть свету, а потом округлил величайшее из чудес – звездное небо, проникнутое светом солнца и луны. В подножие же неба положил мою землю» [24, Т. 1, с. 217].

Святитель Иоанн Златоуст так пишет о земле в третий день творения: «И вот, прежде без)образная и неустроенная, она вдруг получила такую красоту, что почти может состязаться с небом. Как это, спустя немного, имеет украситься разнообразными звездами, так и она красовалась теперь таким разнообразием цветов, что самого Творца побудила к похвале: виде, сказано, Бог, яко добро (Быт. 1, 12)» [52, с. 37].

У Святых Отцов нет ни малейшего намека на то, что Всемогущий Бог использовал при создании мiра взрывы, разрушения, и на обломках прежде созданного Им творил заново. Сохраняя контраст с церковным восприятием книги Бытия, Шрёдер дает эволюционистское описание зарождения вселенной в целом и эволюционистское же объяснение происхождения небесных астрономических объектов, включая Землю.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: