Структура политического сознания

Будучи относительно целостным образованием, политическое сознание имеет сложную структуру.

Известно, что познание объективной реальности возможно с помощью интеллекта, чувств, воображения, или фантазии. Соответственно в структуре политического сознания можно различать три составляющие: рациональную часть, чувственную и иррациональную. К чувственной относятся образы, восприятия, оценки, настроения, желания и т.п. К рациональной относятся общие идеи, концепции, представления, нормы, мнения и т.д. К иррациональной составляющей относятся немотивированные сознанием субъективные образования, а также утопии, фантастические образы. Рациональные, чувственные и иррациональные представления взаимосвязаны между собой. Рациональный образ политической действительности не может возникнуть вне чувственного восприятия, которое стимулирует мыслительные процессы. Иррациональные представления, например, политические мифы, также связаны с чувственными и рациональными компонентами.

Рациональной составляющей соответствует политическая идеология. Она включает в себя идеи, понятия, представления о политике, политической власти, государстве и др.;

Эмоциональной составляющей соответствует политическая психология, т.е. чувства, эмоции, настроения. Эмоции органически включаются в структуру политического сознания, ибо человек не может руководствоваться в политической сфере только мышлением, то еесть рациональным элементом. Эмоциональная окраска (положительная или отрицательная) существенно влияет на характер поведения политического субъекта (например, удовлетворенность или неудовлетворенность конкретного человека социальной политикой государства). В отличие от политической идеологии психология распространяется в обществе, как правило, стихийно, ее информационной базой могут быть слухи, неверно понятые политические явления и др. Роль политической психологии в политическом сознании нельзя недооценивать.

В целом элементами политического сознания являются политические идеологии, представления о политической жизни, политические установки, стереотипы, политические мифы, слухи.

Политическую идеологию можно определить как систему взглядов, выражающих и защищающих политические интересы и потребности той или иной социальной общности или группы и требующих подчинения индивидуальных взглядов и помыслов провозглашенным доктринам и установкам.

Представления о политической жизни, например, о политической системе, механизме власти и управления, о носителях властных полномочий, о собственном месте в политической жизни могут основываться на объективных научных знаниях и носить систематизированный характер, а могут выступать на уровне обыденного сознания, например, в виде чувств и настроений, тогда источником их формирования будут как правдивая информация, так и слухи, дезинформация.

Политические представления формируют политические установки, то есть готовность реагировать определенным способом – положительно или негативно на те или иные политические явления.

Например, в советское время воспитывалась установка граждан на восприятие любых политических действий иностранных держав как «происки империализма», «провокации классового врага», «мирового сионизма» и т.д. Демонстрации трудящихся за рубежом считались проявлением классовой ненависти, а первомайские демонстрации трудящихся в Советском Союзе как проявление любви к партии и правительству.

Политические установки, выражая позитивное или негативное отношение субъекта к политическим явлениям, отражают также активное или пассивное участие в политической деятельности, отношение к различным аспектам политической жизни, лидерам или партиям.

Чтобы понять, насколько велика роль установки в политической культуре, дадим пример. Для политической культуры Англии характерна установка избирателей на политическую партию, а не на политического лидера, поэтому при своем выборе англичане уделяют большое внимание программам партий, идеям, которые они провозглашают. В США же на президентских выборах основная масса американцев ориентируется в первую очередь на личные качества кандидата в президенты, а не на его партийную принадлежность. Политическая партия с ее программой и идеологией сильна лишь тогда, когда имеет яркого, привлекательного для избирателя лидера.

Для политической культуры России также характерна установка на личность. Люди в основной массе при парламентских выборах выбирают не партию, а лидера. Россияне в 2007 году голосовали за «Единую Россию», не потому что предпочитали ее программу, о которой они имели смутное представление, а потому что она открыто называла своим лидером именно В.В. Путина.

В политической практике устойчивые представления принимают форму стереотипов – это укоренившееся в сознании представление о том или другом политическом явлении, а также стандартизированный, ставший привычным способ политического поведения и действия. Стереотипы могут быть правдивыми или ложными, но соответствующий носитель политической культуры воспринимает их всегда как истинные.

Политические стереотипы играют противоречивую роль. Стереотип может искажать политическую реальность, но вместе с тем отражает мнение масс, формируют чувство политической идентичности с группой.

Следующий элемент политического сознания – это политический миф, которые можно определить как иллюзорные представления социальных групп по поводу их места в обществе и целей общественного развития. В политике невозможно обойтись без мифов, например, миф о коммунизме, миф о светлом будущем. Мифом является идея о возможности идеальной демократии в реальном обществе. Многие лидеры, придя к власти, предлагают цели, общие для всего народа, которые на самом деле являются мифическими, например, лозунг Н.С. Хрущева в ближайшие годы догнать и обогнать Америку по мясу, или обещание М.С. Горбачева обеспечить каждую семью к 2000 году отдельной квартирой.

Ученые-политологи считают, что мифы играют важную роль в массовом политическом сознании и поведении. Так в начале 90-х г. радикал-либералы с помощью средств массовой информации внушали миф о том, что невидимая рука рынка сама по себе способна решить все экономические проблемы, все урегулирует и сделает государственное управление излишним.

Основу мифов составляют вполне осознанные коллективные ожидания и надежды, воплощенные в массовом сознании. В этих мифах соединяются как трезвый расчет, так и фанатическая вера. Политический миф выражает жизненные стремления и потребности людей. Это, как правило, миф о великом вожде, мудром политике, о быстрых переменах к лучшему в связи с приходом его к власти. Мифы и мифология влияют на внутренний мир человека, помогают ему осмыслить действительность. В экстремальных ситуациях политические мифы организуют общество вокруг какой-то одной идеи или личности, вокруг какого-то одного события.

Характерной чертой политического мифа является относительная долговечность, его аисторичность, можно сказать, неистребимость. Мифы иррациональны по своей сущности, они базируются скорее на вере и на убеждении, нежели на разуме, скорее на идеалах, чем на реальности. Они передаются от поколения к поколению посредством бессознательного процесса, сходного с процессом передачи языка.

Нельзя считать политический миф простым заблуждением, с которым можно покончить, показав его логическую или научную несостоятельность или даже не соответствие фактам. Так люди, вполне признающие научные объяснения про вращение Земли вокруг своей оси и движение Земли по орбите вокруг Солнца, гигантского плазменного шара с миллионом градусов тепла внутри, реально все равно продолжают жить в мире, где «солнце встает вот за этой горой и садится вон за тем лесом».

Политический миф – большая сила. Он общепонятен, спаян с верой, может увлечь большие массы людей, способствует подчинению их воли соответствующим лидерам. Роль политического мифа тем значительнее, чем сильнее нетерпение масс, стремящихся побыстрее, не учитывая реальные возможности, перешагнуть не удовлетворяющее их настоящее и достигнуть желаемого будущего.

Политические мифы можно разделить на два основных вида. Первый вид – технологические мифы, которые создаются для реализации сиюминутных политических задач. Например, когда в СССР шел процесс суверенизации республик, чтобы оправдать «независимость» России, придумали миф о том, что Россия «кормит» союзные республики и поэтому живет плохо. «Стоит избавиться от этой ноши, и россияне заживут в достатке», – утверждали сторонники «независимости». Сегодня об этом мифе мало кто помнит, но в те годы он сыграл свою роль. Или во время президентских выборов 1996 года был запущен миф о том, что если россияне выберут Бориса Ельцина, то у них будет демократическое будущее, а если Геннадия Зюганова, то их ожидает возврат в тоталитарное прошлое, и альтернатив нет.

Второй вид – это, так называемые, «вечные» мифы. Например, существует миф о богоизбранности русского народа, о том, что у России особый путь развития.

Важнейшей функцией мифов является регуляция политических отношений и легитимизация власти. Они призваны оправдывать ход событий, обеспечивать уверенность людей в правильности осуществляемых политических акций.

В реальной жизни одни мифы отмирают, но на смену им приходят новые, ибо политические мифы вырастают на почве реальных противоречий политической жизни общества. Так скомпрометированная мифология «светлого будущего» ушла в прошлое, но на смену ей пришли и миф об американском земном рае, который и нам надлежит создавать.

В крайней ситуации миф может организовывать общественное сознание вокруг определенного события, одной идеи, одного героя и т. д. В конце XVIII в. французская революция привлекла массы эгалитарным мифом (миф о возможности построения общества, где все равны), нацизм использовал миф расового превосходства арийцев. В нашей стране в свое время был внедрен миф о гениальности Ленина, «который и сейчас живее всех живых», миф о мудрой политике партии и правительства, о рыночной экономике, при которой все само по себе образуется, о частной собственности, которая всех сделает богатыми, и т. д.

Чаще всего обращение правящих кругов к мифам связано со сложными социально-экономическими и политическими ситуациями в стране, которые не удается разрешить за счет реально существующих средств, и тогда на помощь «призываются» мифы, способные отвлечь внимание общества от ответственности за положение дел, например, правительства.

Таким образом, нельзя считать миф в политической культуре чем-то только вроде фальши и думать, что с мифом можно покончить, разоблачив его. Наша собственная история показала, что политический миф – большая сила. Он общепонятен, спаян с верой, способен увлечь за собой массы, подчинить их волю вождю - мифоносителю. Роль политического мифа будет тем значительнее, чем сильнее нетерпение масс, стремящихся побыстрее, не учитывая реальные возможности, перешагнуть не удовлетворяющее их настоящее и достигнуть желаемого будущего.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: