Виды политического сознания

Для более детального понимания сущности политического сознания рассмотрим его разновидности. Основой для разделения на виды может служить глубина проникновения в суть политики, политической власти. По данному критерию политическое сознание подразделяется на три уровня.

Обыденное политическое сознание – свойственно основной массе членов общества, формируется в повседневной жизни. Ему присущи эмоциональность, импульсивность, гибкость реагирования на изменение политических условий. Оно характеризуется размытостью и отсутствием системности, противоречивостью и стихийностью. Обыденное политическое сознание есть выражение житейского здравого смысла. Можно указать на присутствие определенной двойственности обыденного политического сознания. С одной стороны оно подвержено воздействию лидеров-демагогов, выдвигающих популистские лозунги. Так в период перестройки разрабатывались утопические программы превратить страну в развитое рыночное общество за 500 дней. В 60-е годы прошлого века Никитой Сергеевичем Хрущевым обещалось, что уже ныне живущее поколение будет жить при коммунизме. И многие люди на полном серьезе обсуждали эти идеи как что-то вполне реальное.

С другой стороны обыденное сознание может выступить противоядием именно против демагогии и популизма. Как раз повседневный жизненный опыт многим людям подсказывает, что очередной раз речь идет о невыполнимых обещаниях, даже если сами лидеры искренне убеждены, что их обещания реальны и выполнимы.

Выражением трезвости обыденного политического сознания являются анекдоты. В самом буквальном понимании анекдот (от франц. anecdote– короткий рас­сказ, забавная история) в политике – это краткий смешной рассказ о какой-либо политической ситуации, поведении и чертах характера лидера или представителя какой-либо группы. Анекдот отличается намеренной гипертрофией тех или иных черт и ситуаций, доводя их до полного абсурда, что обычно способствует выявлению и запоминанию каких-то сторон политической жизни. Для их четкого формулирования используется прием персонификации – в анекдотах всегда фигурируют общеизвестные персонажи. Пример анекдота о Хрущеве. Армянское радио спрашивают: «Можно ли слона завернуть в газету?» Армянское радио отвечает: «Можно, если в газете опубликована речь Хрущева». Имелись в виду многочасовые доклады Хрущева на партийных съездах, в которых он предлагал очередные идеи по переустройству советского общества.

Обычно анекдоты складываются «естественным» путем и распространяются спонтанно в массовом сознании, отражая соответствующее восприятие политики населением, в таких случаях они являются плодом коллективного творчества, частью городского, сельского и иного фольклора, например, можно привести многочисленные анекдоты про Леонида Ильича Брежнева, про его любовь к наградам и орденам. Но иногда анекдоты конструируются или по крайней мере распространяются специально, для выполнения определенных политических функций. Так в момент прихода в СССР к власти Ю.В. Андропова были предприняты усилия ранее возглавлявшимся им КГБ для того, чтобы жестко закрепить в массовом сознании и факт смены власти, и основные черты «новой эпохи». Очень быстро появилась и укоренилась целая серия коротких анекдотов, отражающих названные моменты. Приведем примеры. «Вы слышали, Кремль переименовали?» – «Как?» – «В Андрополь». Другой пример: «Передаем информационное сообщение: «Юрий Владимирович Андропов избран генеральным секретарем ЧК КПСС». Еще: «Красная площадь будет переименована в Лубянку».

В относительно бедный на политические анекдоты период президентства В.В. Путина зафиксирован даже удивительный факт издания специального сборника (институционализация неинституционального, публикация непечатного) «100 анекдотов про Путина», приуроченного к 50-летию президента. Характерно, что большая часть сборника представляет собой очевидно искусственные, придуманные анекдоты. Понятно, что их главная цель – укрепление имиджа президента и убеждение массового сознания в его незыблемости.

Профессиональное политическое сознание. Этот вид сознания присущ служащим (чиновникам) государственного аппарата, политикам. Такое сознание отличается систематизированными знаниями о политике государства, демократии. На основе такого сознания осуществляется руководство политическими процессами на общегосударственном и региональном уровне.

Научное (теоретическое) политическое сознание характерно для научных работников, занимающихся изучением тех или иных сторон политической жизни общества. Оно формируется на базе глубоких исследований политической действительности и широких политических обобщений.

По субъектам (носителям) политическое сознание можно подразделить на индивидуальное, групповое, массовое и общественное.

Индивидуальное политическое сознание –это сознание на уровне отдельного человека. Индивидуальное политическое сознание предполагает усвоение человеком своих политических прав и свобод, умение ими пользоваться в конкретной жизненной ситуации. Большую роль в развитии индивидуального политического сознания сыграла идеология классического либерализма, выдвинувшая в качестве главных ценностей личную свободу, ин­дивидуализм, автономию личности, отрицание за государством права вмешиваться в личную жизнь индивида.

Групповое политическое сознание – это политические представления и чувства социальных групп, классов, слоев общества, профессиональных сообществ. Политическое сознание одной социальной группы может существенно отличаться от политического сознания другой. Очевидно, что политические ценности и нормы рабочих отличается от политических ценностей и норм представителей крупного капитала. Есть различия в политическом сознании возрастных слоев населения, а также различных профессиональных групп.

Массовое политическое сознание характерно для временных объединений людей, например на митингах, демонстрациях, примером может быть психология толпы. Масса не занимается теорией, она всегда участник прямого политического действия.

Например, морозным вечером на автобусной остановке скапливается огромная толпа из-за задержки автобусов. Эта толпа не будет теоретизировать, она просто перекроет движение на трассе. Может начать переворачивать автомашины, бить стекла в магазинах.

Массовое сознание мифологично. Оно опирается на устойчивые стереотипы мышления, податливо на короткие, ясные и понятные лозунги. Толпу очень легко уговорить, используя лесть и восхваления.

Лев Троцкий справлялся с отказом целых военных составов отправляться на фронт, устроив митинг, на который он начинал следующими словами: «Вы, товарищи красноармейцы, являетесь совестью революции, ее главной силой, о ваших подвигах будут слагать песни…!» И митингующие, потрясая винтовками, расходились по вагонам, отправлялись на фронт и с ходу опрокидывали белые дивизии, не считаясь ни с какими жертвами.

Для характеристики политического сознания сверхбольших коллективов, или макроколлективов, (население страны, континента, поколение исторической эпохи) используется понятие «общественное политическое сознание». Сюда можно отнести и политические взгляды наций и народностей.

Общественное политическое сознание образуется путем восприятия массой людей мыслей (мнений, идей, образов), которые не выработаны ими самостоятельно, но приняты и усвоены в качестве именно своих, собственных. Например, человек выписывает постоянно одну и ту же газету, и политическую установку этой газеты он принимает за свою. То есть он вычитывает в этой газете, как надо понимать те или иные события, а потом излагает их с убежденным видом как свои собственные. Общественное сознание – явление сложное и противоречивое, дело в том, что вопросов, по которым людям приходится составлять свое политическое мнение, в жизни общества всегда великое множество; в то же время по многим, если не по всем вопросам, возникает не одно, а несколько мнений.

В зависимости от типа общественных идеалов и ценностей политическое сознание может быть:

– либеральным, выдвигающим в качестве приоритетов в политике принципы свободы индивида;

– консервативным, направленным на сохранение традиционных общественных устоев и ценностей;

– социалистическим, ориентирующимся на приоритет в политике принципов коллективизма, социального равенства и справедливости;

– интернационалистским, направленным на реализацию в первую очередь интересов и целей, объединяющих народы;

– националистическим, отличительной чертой которого является убеждение в превосходстве одной нации над другой, признании верховенства ее интересов в политике даже в ущерб интересам личности, интересам других наций.

В литературе делят политическое сознание также в зависимостиот характера отношения к государству как политическому институту. Одни люди признают его общественное значение, видят в нем важное средство решения всех социальных проблем и даже склонны абсолютизировать роль государства. В таком случае говорят об этатистском (от франц. L'Etat – государство) типе политического сознания, признающем главенствующую роль государства в общественных процессах, в том числе и в сфере экономики. Но всегда имеется часть людей, которая скептически относится к государству, вообще отрицает его позитивную роль в общественной жизни. В этом случае имеет место анархистский (а – отрицание, архе – власть, т.е. безначалие, безвластие) тип политического сознания, для которого характерна ориентация на безгосударственное регулирование общественных процессов и прежде всего в сфере материального производства. Анархисты исходят из того, что люди должны самостоятельно решать все вопросы, в том числе экономические, политические, духовные и т.п. А не через чиновничий аппарат государства.

В зависимости от приверженности субъектов политики к тем или иным формам политического устройства общества и к способам организации политической жизни можно выделить:

– демократический тип, ориентированный на принципы и нормы демократических форм политической жизни;

– авторитарный тип, ориентированный на неограниченную личную власть одного человека или группы конкретных людей;

– тоталитарный тип, ориентируется не только на неограниченное господство, но и на полный контроль властвующего субъекта (отдельной личности, или группы, партии) над всеми сторонами жизни общества.

В зависимости от ориентации на тот или иной характер социальной деятельности субъекта политическое сознание может быть:

– консервативным, ориентирующимся на сохранение прежних общественных порядков;

– радикальным, ориентирующимся на коренные, решительные преобразования;

– реформистским, предлагающим осуществление социальных изменений путем реформ;

– революционным, когда идеальным считается скачкообразный переход от одного качественного состояния общества к другому. Например, ленинская партия большевиков считала наиболее предпочтительным именно скачкообразный переход от одного состояния в другое. Вчера был еще капитализм, а сегодня взяли Зимний и перешли к социализму.

В чистом виде тот или иной тип политического сознания встречается редко. В действительности в сознании и поведении одного и того же субъекта может одновременно проявляться несколько типов политических отношений. Например, один и тот же человек по своим идейно-политическим позициям может быть и социалистом, и революционером, другой является и социалистом, и реформатором и т.д. Заметим также, что один и тот же тип политического сознания может проявляться на различных его уровнях: обыденном, эмпирическом и теоретическом. Так анархистские позиции сможет занимать и человек, рассуждающий о политических явлениях на уровне обыденного сознания, и человек, разбирающийся в сложнейших политических теориях и доктринах.

На российское общественное политическое сознание большое влияние оказывают социально-культурные и национальные традиции, передаваемые из века в век. Они представляют собой социально-культурное и национальное наследие, сохраняющееся в обществе длительное время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: