Понятие политического поведения

Категория политического поведения воспринята из психологии бихевиоризма. Бихевиоризм (от англ. behavior - поведение) – направление в психологии, которое пытается понять индивидов только на основе их поведения в определенной среде. Это поведение можно наблюдать извне, то есть со стороны, объективно, не принимая во внимание внутренний субъективный мир: взгляды, убеждения, мысли (см. рис.2).

Рис. 2

Политический бихевиоризм (представитель – Дэвид Истон) предложил так называемый ситуационный подход, рассматривающий три вида среды: физическую, органическую и социальную; они объективны, их можно контролировать и наблюдать извне. Задача исследователя состоит в том, чтобы выявить взаимосвязь между факторами среды и наблюдаемыми поступками человека.

Другая разновидность того же подхода – теория политического обмена (рынка) Питера Блау. Согласно этому подходу индивиды вступают в политический процесс, соревнуясь друг с другом, как это происходит в экономике: кто больше вносит средств, тратит времени и сил, тот может рассчитывать на большее вознаграждение от политики. Само политическое поведение истолковывается в качестве результата рациональных решений о том, что индивиду более выгодно. Эта модель применяется для прогноза итогов выборов и для анализа принятия решения лидерами. В ней человек рассматривается как полностью рыночное существо, а его эмоциональные порывы и стихийные поступки, ценности и взгляды не принимаются во внимание.

Для теоретиков концепции конфликта, например Гарри Экстайна, характерно представление о том, что политическое поведение обязательно обречено на конфликт: либо внутри-, либо внешнеполитический. Конфликт и согласие трактуются как два нормальных состояния человеческого существования. Но в политике конфликт облекается в некие условные формы, предполагающие признаваемые обществом способы разрешения спорной ситуации (договор об общественном согласии или о ненападении, операции по поддержанию мира и т.п.).

В целом в политологии под термином «политическое поведение» понимают:

– действия отдельных акторов (актор – субъект социального действия) и массовые выступления;

– активность организованных субъектов власти и стихийные действия толпы;

– акции в поддержку системы или, наоборот, действия, направленные против системы.

Современные объяснения политического поведения базируются на разных методологических основаниях, но все они так или иначе вводят схему «стимул – реакция», причем исключаются промежуточные факторы, связанные с сознанием, то есть различные мотивы, психологические установки, убеждения или ценности, принадлежащие индивиду либо группе.

Однако, как заметил американский политический психолог Фред Гринстайн, поведение обусловлено ситуацией, складывающейся в окружающей человека среде, и теми психологическими предпочтениями, которые он привносит в обстановку. То есть все же необходимо учитывать внутренний мир человека, хотя бы в виде психологических предпочтений.

Поэтому никакую форму поведения нельзя истолковать лишь как прямой и непосредственный результат воздействия политических стимулов. За исключением, может быть, самых простых проявлений активности, предпринятых ради выживания, все остальные поступки опосредованы самой политической деятельностью, ее отражением в мышлении и чувствах людей.

Различают три формы проявления человеческой активности: инстинкты, навыки и разумные действия. Такая классификация форм деятельности используемся и в политике.

Инстинкты – это врожденные модели поведения, определенные биологически и задающие направление поведения. Значительное число форм поведения имеет инстинктивной характер. Набор инстинктов включает как автоматизмы в поведении человека (дыхание, ходьба и пр.), так и более сложные врожденные потребности (самосохранение, продолжение рода, любознательность и множество других). В политике выражаются все человеческие инстинкты — от агрессивности и жадности до солидарности и самосохранения. Собственно инстинктивная основа политического поведения способствует тому, что поступки, которые совершает человек в сфере политики, далеко не всегда осознаны самим человеком.

Инстинкт самосохранения, например, толкает человека на борьбу за власть и объясняет некоторые нерациональные с точки зрения здравого смысла поступки. Специалисты до сих пор спорят о причинах жестокости таких деятелей, как А. Гитлер или И.В. Сталин. Рассматривая личность Сталина, некоторые политпсихологи приходят к выводу, что именно его потребность оградить свою травмированную самооценку от любых сравнений с выбранным им с молодости образцом (В.И. Лениным) побуждала его избавляться от конкурентов, даже мнимых, выдвигать грандиозные проекты по переустройству страны и т.п. Жестокость, насилие, агрессия, которые присутствуют в политике, тоже чаще всего инстинктивные виды поведения.

Инстинкт солидарности способствует сотрудничеству людей друг с другом. В основе солидарности лежит самоотождествление человека с определенной группой, партией, нацией, позволяющее объединить усилия членов этих сообществ для достижения единых целей и интересов. Классические разновидности солидарности – различные акции протеста, принятые в поддержку своих товарищей, когда, например, работники отрасли объявляют готовность к забастовке, чтобы поддержать то предприятие, которое находится в конфликте с администрацией.

Вторая форма поведения – навыки, которые являются результатом прижизненного научения. Соответствующие политические навыки требуются государственному деятелю и обычному избирателю, партийному чиновнику и участнику общественного движения. Компетентность в политическом поведении становится все более необходимой, так как усложняются сами формы политического поведения.

Политические умения и компетентность предполагают: гражданин знает, что именно он должен делать в рамках своей политической роли и как добиться желаемого результата.

Все государства заинтересованы в том, чтобы население обладало определенным набором навыков, для чего создаются специальные институты, отвечающие за политическое просвещение и тренировку в исполнении ряда политических ролей. Так лидеры подбираются из тех граждан, которые уже получили опыт общественной и собственно политической деятельности на различных должностях или в политических организациях. В ряде стран существует система обучения уже избранных парламентариев. Также для того, чтобы стать кандидатом в депутаты, нужно предварительно обрести знания и навыки, необходимые для законотворческой деятельности. Не случайно среди парламентариев много юристов, людей с учеными степенями в области социальных и политических наук.

Разумные действия – третью форму поведения в политике – понимают неоднозначно. Одним из критериев разумности может быть эффективность (соответствие результата цели); другим критерием может быть степень осознанности политических действий; третьим – соответствие высшим ценностям, поставленным во главу угла проводимой политики. Но как бы ни оценивался этот вид политического поведения, главной характеристикой, отличающей его от двух предыдущих, является выраженное целеполагание.

Для придания политическому процессу целенаправленного характера, объединяющего разных его участников, применяются различные средства. В первую очередь эту задачу решают всевозможные программы, идеологические схемы, доктрины, концепции конкретных акций, кампаний. Особое значение для политического поведения имеет идеология, которую можно определить как концентрированное и систематизированное выражение целей и ценностей в политике. Тем не менее, реальное поведение никогда не совпадает полностью с обозначенными в доктринах ориентирами. Хотя в бывших социалистических странах велась организованная и системная работа по внедрению определенных идеологических ценностей в сознание населения для обеспечения необходимого политического поведения людей. Исследования массового политического поведения в западных странах показывают, что лишь незначительное количество людей в своих поступках руководствуется идеологическими соображениями. Американский политпсихолог Конверс полагает, что число таких граждан колеблется в пределах от 10 до 25%.

Выделение трех форм политического поведения – инстинктов, навыков и разумных действий – полезно для решения аналитических задач. В реальности поведение включает все три формы действий: и инстинкты, и навыки, и разумные действия – так как разделить осознанные и бессознательные элементы в поведении человека не всегда возможно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: