Факторы, определяющие политическое поведение

Для понимания конкретного политического поведения необходимо рассматривать его с одной стороны как причинно обусловленное, с другой стороны как направленное на достижение определенных целей.

Существуют различные схемы объяснения истоков того или иного типа политического поведения, но независимо от теоретических разногласий все авторы считают необходимым учитывать в формировании поведения следующие факторы:

– внешнюю среду, посылающую стимулы субъекту поведения;

– потребности действующего индивида или группы;

– мотивы, которыми руководствуется субъект;

– установки, ценности, ориентации, убеждения и цели субъекта;

– личностные особенности ролей и стилей принятия решений, в том числе межличностные отношения;

– собственно действия и поступки;

– обратную связь между поведением и условиями.

Из всех этих факторов важнейшими считаются три: внешняя среда, потребности и мотивы.

Политическое поведение начинается с тех побуждений к действию (стимулов), которые посылает человеку внешняя среда – социальные условия и обстоятельства, конкретные события. Сама политическая система и ее институты предъявляют свои требования к поведению людей. В одних обстоятельствах они ожидают от граждан высокой активности, в других – вовсе не поощряют их к выступлениям даже на стороне системы. Стимулами для поведения могут служить политическая ситуация в целом и конкретное событие. Следует также учитывать и роль воздействия ближайшего окружения – друзей, членов семьи – на принятие решения о том или ином политическом поступке. Итак, побудительными причинами поведения политиков и граждан бывают разнообразные воздействия среды, в числе которых есть и общие для всех, и сугубо личные. Но все эти внешние для человека влияния не срабатывают автоматически – они дают эффект, только когда преломляются через внутренний мир личности.

Среди внутриличностных факторов, определяющих поведение в политике, первыми выступают потребности. Трудно себе представить, чтобы политика порождала у человека какие-то особенные потребности, если не считать навязчивого стремления стать губернатором, мэром, министром или президентом, довольно, кстати, распространенного среди людей, уже связанных с этой сферой. В политике действуют обычные человеческие потребности, среди которых можно встретить любопытство, стремление к свободе или к признанию, необходимость удовлетворить материальные нужды. Известный американский ученый, один из основоположников и лидеров так называемой гуманистической психологии, Абрахам Маслоу в книге «Мотивация и личность» (1954) построил оригинальную классификацию потребностей. Он предложил разделить их на пять ступеней, расположенных по возрастающей значимости:

– потребности материального существования;

– потребность в безопасности;

– потребность в любви;

– потребность в самореализации;

– потребность в самоактуализации.

Данная классификация помогает распределить многообразные человеческие нужды по мере повышения их значимости. А. Маслоу предположил, что потребности более высокого уровня человек может удовлетворить лишь тогда, когда более низкие ступени уже пройдены. Это не означает, что поиском достойного социального статуса следует заниматься только на сытый желудок. У А. Маслоу речь идет об ограничении, которое накладывают нереализованные низшие потребности на восхождение человека к самоактуализации.

Многие ученые согласны с тем, что в современном мире существуют потребности двух типов: материалистические и постматериалистические, по терминологии Рональда Инглхарта. К первым относятся все нужды, связанные, например, с владением деньгами, домом, автомобилем, одеждой, а также достаточное питание, то есть экономические достижения. Ко вторым причисляют потребности (здесь Р. Инглхарт чаще использует понятие ценностей) в любви, самореализации и самоактуализации и т.д. Эти стимулы и побуждают людей к политическому участию.

По исследованиям Р. Инглхарта еще 1960-х годах молодые люди в индустриально развитых странах росли в эпоху, когда их базовые материальные надобности были удовлетворены, что вывело на первый план такие потребности, которые способствовали бы их самовыражению вообще и в политике в частности. Так первые поколения хиппи, устав от буржуазных ценностей потребительства, стремились к ценностям любви, ненасилия. Им на смену в 1980-1990-е годы пришло новое поколение, озабоченное прежде всего качеством жизни, защитой окружающей среды, экологией культуры и человека, сохранением мира и т.п.

Очевидно, что предложенное Р. Инглхартом деление акторов на «материалистов» и «постматериалистов» отнюдь не универсально и подходит (с оговорками) прежде всего к развитым западным странам. Вместе с тем как тенденция оно представляет интерес в том числе и применительно к изучению динамики массовых ориентации и политического поведения в разных современных обществах.

Среди нематериалистических, то есть духовных, потребностей в целом выделяются прежде всего:

– потребность в любви;

– потребность в самореализации, то есть стремление добиться более высокого социального статуса, признания в обществе;

– потребность в самоактуализации, которая занимает вершину в иерархии потребностей и проявляется как реализация высших духовных начал личности, ее свободы, творческого потенциала.

Потребности побуждают человека к активности, создавая определенное напряжение внутри организма. Но смысл действию придает третья составляющая поведенческой формулы – мотивация. Она выполняет функцию формулирования цели и программы, что дает возможность начать ту или иную деятельность.

Дэвид Макклелланд и Джон Аткинсон выделили три ключевых мотива: власть, достижение, аффилиация. Нередко мотив власти дополняется мотивом контроля, четвертым в этой схеме.

Власть – это некая ценность, к обладанию которой в той или иной мере стремятся все человеческие существа. Но есть люди, у которых такая потребность преобладает, и тогда намерение достичь власти становится для них высшей ценностью.

Имеются научные данные, что чрезмерное стремление к власти связано с обстоятельствами формирования личности, вызвавшими у нее низкую самооценку, страх пассивности, слабости. Власть может быть желанна по многим причинам, причем у одного и того же человека в разных ситуациях они способны изменяться. Выделяются три типа причин, по которым индивид домогается власти:

– для господства над другими;

– для того чтобы никто не главенствовал свыше;

– для достижения успехов.

Мотив контроля над людьми и ситуацией – видоизменение мотива власти, ученые придают ему особое значение. Известно, что по мере продвижения к социальной зрелости человек научается контролировать собственное поведение, что придает ему уверенность в своих силах, расширяет границы возможного участия в разных сферах жизни, в том числе в политике.

С помощью теста на субъективный контроль всех людей можно разделить на тех, у кого этот показатель имеет высокий уровень (их называют интерналами; лат. – внутренний), и тех, у кого он имеет низкие значения (экстерналы; лат. – внешний, посторонний). Первые верят в то, что в них самих – источник их успехов и неудач, будь то работа, личная и семейная жизнь или отношения с людьми. Вторые, если терпят в чем-то поражение, всегда ищут виноватого на стороне, но и свои успехи склонны приписывать удаче, судьбе, случайности или воле родителей, наставников, начальников.

В политическом поведении мотив достижения проявляется в заботе о самосовершенствовании, повышении мастерства, в стремлении добиться поставленных целей с максимальным эффектом. Этот значимый мотив может сделать человека карьеристом, но он же обнаруживается и у бескорыстного политика, поведение, которого определяется его стремлением к общественному благу.

Именно достижением мотивируются высокий уровень квалификации (мастерство), установление повышенных стандартов работы, манипулирование, организация физического и социального пространства, преодоление препятствий, соревнование, победа над кем-либо. Это довольно широкая трактовка понятия достижения, но в таком виде она более всего соответствует мотивации лидера. Настроенные на достижение политические деятели рассматривают других людей или группы в своем окружении в качестве фактора помощи или, наоборот, помехи для своих свершений. При этом они предпочитают быть независимыми и избегать таких межличностных отношений, которые привели бы их хоть к какой-то подчиненности.

Люди, стремящиеся к достижениям, нередко ищут власти, чтобы добиться своей цели. Они спокойнее относятся к изменениям в окружающем мире. В поведенческом складе личности с высокой потребностью во властвовании просматривается сильная ориентация на решение какой-либо задачи, а при неуспехе в самом начале дела эта цель становится для нее еще привлекательнее.

Мотив аффилиации подразумевает теплые товарищеские отношения человека с его окружением. Личность, у которой преобладает данный мотив, предпочтет поведение, которое даст эмоциональный комфорт, нежели контроль над другими людьми, власть или успех. Для политика развитая мотивация аффилиации сделает значимыми одобрение со стороны партнера во время переговоров, дружественный климат и наличие команды единомышленников. Для рядовых граждан аффилиация во многом определяет принадлежность к политическим организациям, которые не только отстаивают те или иные интересы, но и дают ощущения сплоченности и защищенности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: