Политические институты как субъекты политики

Среди всех политических институтов главное место занимает государство. И это не случайно. Во-первых, государство обеспечивает единство и целостность общества, а во-вторых, социальные субъекты политики понимают, что реализовать свои интересы они могут, лишь используя силу государственной власти.

До XVI-XVII веков государство обычно отождествлялось с обществом. Первые шаги к разграничению этих понятий предпринял Н. Макиавелли, а наиболее чёткое разграничение между государством и обществом провёл Д. Локк. Вместе с тем до сих пор существуют разные подходы к пониманию государства.

Институциональный подход трактует государство как систему органов и правил для наведения порядка и управления обществом. При этом государство рассматривается как централизованная иерархическая структура для осуществления высшей политической власти.

Социологический подход, который фактически отождествляет государство и общество. Основы этого подхода были заложены ещё Аристотелем, но как научный подход, он оформился во второй половине XIX века. Так, один из авторов этого подхода чешский политолог Еллинек писал: «Государство – это союзное единство оседлых народов, обладающих первичной политической властью».

Марксистский подход рассматривает государство как политическую форму экономически господствующего класса, подчёркивая, что государство не может в одинаковой степени удовлетворять интересы всех социальных групп.

Несмотря на разность подходов, все политологи сходятся на общих признаках государства:

– Наличие территории. Территория государства определяется его границами, в рамках которых государство самостоятельно проводит свою внутреннюю и внешнюю политику.

– Наличие суверенитета, который имеет внутреннее и внешнее проявление. Смысл внутреннего проявления в том, что государство обладает наивысшей и неограниченной властью по отношению ко всем лицам и организациям на своей территории. Внешняя сторона суверенитета означает, что другие государства уважают этот принцип и не могут вмешиваться во внутренние дела другого государства.

– Монополия на легальное применение силы и физического принуждения. Только государство и никакой другой орган может лишить человека свободы, и даже жизни. Наличие принуждения придаёт государственной власти особую действенность по сравнению со всеми другими политическими институтами.

– Наличие права. Только государство имеет исключительное право на принятие законов и норм, обязательных для всех граждан и их организаций, в том числе право на взимание налогов и обязательных сборов с населения.

– Наличие гражданства. Государственное гражданство человек получает с момента рождения. Государство устанавливает порядок гражданства, может лишить человека гражданства или предоставить двойное гражданство, определяет права и обязанности граждан государства.

– Право на взимание налогов и сборов с населения. Налоги необходимы для содержания армии и чиновников, материального обеспечения населения и управления экономикой.

Структура государства включает следующие элементы:

– Органы власти (законодательная, исполнительная, судебная).

– Органы управления (министерства и ведомства).

– Органы защиты (армия и органы национальной безопасности государства).

– Органы принуждения (пенитенциарная система, Спецназ, ОМОН, СОБР и др.)

– Органы контроля (прокуратура).

Порядок и компетенция органов государства, как правило, закрепляются Конституцией и законодательством страны.

Функции государства обычно подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним функциям относятся:

1. Политическая функция. Она связана с осуществлением политической власти. Она требует обеспечение стабильности и управляемости обществом, грамотного и эффективного разрешения конфликтов, возникающих в обществе между различными социальными слоями, группами, этносами, а также ведения диалога и контактов с политическими партиями, общественными организациями и движениями по вопросам формирования и осуществления власти.

2. Управленческая функция. Государство отвечает за формирование и работу управленческих структур, осуществляет исполнение решений органов государственной власти, организует информационное и кадровое обеспечение политики.

3. Правоохранительная функция. Государство устанавливает правовые нормы и правила поведения как для граждан, так и любых организаций, нарушение которых влечёт за собой меры воздействия со стороны государственных структур.

4. Экономическая функция. Государство управляет не только государственным сектором экономики, но и регулирует с помощью налогов, госзаказов, кредитов негосударственную часть экономики.

5. Социальная функция. Государство заботится о повышении благосостояния и здоровья своих граждан, разрабатывает социальные программы пенсионного и обязательного социального страхования, социальной защиты материнства и детства, а также пожилых и инвалидов.

6. Культурно-воспитательная функция. Государство заботится о духовном развитии своих граждан: повышении уровня и качества образования, культуры, развитии литературы и искусства, определяет перспективы духовного развития страны.

Внешние функции государства можно свести к двум основным функциям: функция обороны страны и сотрудничества с другими странами на основе принципов мирного сосуществования и взаимной выгоды.

Государства классифицируются по разным основаниям. Наиболее распространённой является классификация государств по форме правления, под которой понимается организация государства по источнику политической власти. По этому признаку государства делятся на монархии и республики. В монархии источником власти выступает один человек – монарх. В настоящее время в мире насчитывается 44 монархии. Различают: абсолютные монархии (Саудовская Аравия, Катар, Оман); конституционные монархии (Великобритания, Испания, Япония, Швеция), где главой государства считается монарх, но он фактически имеет лишь представительские функции. Правительство в таких случаях формируется парламентским большинством, подотчётно парламенту, а не монарху.

При республиканской форме правления источником власти является народ, так как народ на выборах избирает высшие органы государственной власти. Различают три основные разновидности республик: президентские, парламентские и смешанные.

Наиболее ярким примером президентской республики являются США. Именно здесь впервые в мире возникла эта форма правления и существует более 100 лет. Характерными чертами президентской формы правления являются:

– наличие двух потоков выборов (выборы президента и парламента). Поскольку президент и парламент избираются народом, они в этом смысле равны между собой, а потому президент не может распустить парламент, но и парламент не может отправить в отставку президента. В итоге такая норма, закреплённая в Конституции США, обеспечивает устойчивость и стабильность всей политической системы общества;

– президент страны одновременно является главой государства и правительства, руководит внутренней и внешней политикой и является верховным главнокомандующим. Президент сам формирует правительство, а его состав не зависит от расстановки партийных сил в парламенте. Президент вправе отправить в отставку любого министра или даже может отправить в отставку всё правительство и сформировать новый состав;

– парламент может контролировать действия президента через бюджет или ограничить его деятельность с помощью законов. В свою очередь президент может наложить отлагательное вето на решения парламента;

– наличие процедуры импичмента (отстранение от должности президента и всех должностных лиц). Но такая процедура используется крайне редко и только в том случае, если Верховный суд страны смог доказать, что президент нарушил закон. За всю историю США процедура импичмента применялась лишь 4 раза.

Характерными особенностями парламентской формы правления являются:

– наличие одного потока выборов (на всеобщих выборах избирается парламент, который является высшим органом государственной власти). Парламент может выразить вотум недоверия правительству. В этом случае следует либо отставка правительства, либо роспуск парламента и досрочные парламентские выборы;

– парламент формирует правительство из числа победивших на выборах политических партий. Если одной из партий удалось на парламентских выборах получить не менее 50% голосов избирателей плюс 1 голос, то формируется однопартийное правительство, а лидер победившей партии становится главой правительства. В том случае, если одной партии не удалось собрать половины голосов избирателей, то правительство может формироваться на двухпартийной или многопартийной основе. Правительство, кроме исполнительной власти, имеет право законодательной инициативы и даже может ходатайствовать перед президентом о роспуске парламента, которое, как правило, удовлетворяется;

– президент в парламентской республике ограничен лишь представительскими функциями (вручение наград, принятие верительных грамот послов других государств, представительство страны на международных встречах и переговорах), поскольку он избирается не всем народом, а парламентом и подотчётен ему. В парламентских республиках должность главы правительства выше должности президента, поскольку президент избирается не всем народом, а ограниченным кругом лиц. Примерами парламентских республик являются Италия, Израиль, Индия, КНР, ФРГ.

В смешанных республиках (Австрия, Россия, Франция) президент и парламент избираются независимо друг от друга. Парламент не может сместить президента, но президент может распустить парламент при условии объявления даты внеочередных парламентских выборов. Президент является главой государства и верховным главнокомандующим, представляет страну на международной арене, а также обладает правом единоличного введения чрезвычайного положения. Президент, без согласования с парламентом, назначает главу правительства и вместе с ним формирует состав правительства. Отличительная черта смешанной республики состоит в том, что существует двойная ответственность правительства – перед парламентом и президентом.

Классификация государств может осуществляться и по формам территориального устройства. Исторически утвердились две формы территориального устройства: простые (унитарные) и сложные государства. В унитарных государствах существует лишь административно-террриториальное деление, когда государство делится на примерно одинаковые по территории и численности населения административные единицы. Руководство регионами осуществляется из единого центра. В стране действует одна Конституция и единое законодательство. Примером унитарных государств могут служить Франция, Польша, Чехия.

В свою очередь сложные государства делятся на федерации, конфедерации и содружества. Наиболее распространённой формой сложных государств является федерация. В федерациях наряду с административно-территориальными единицами существуют государственно-территориальные образования, которые могут иметь более широкие права и полномочия по сравнению с административно-территориальными образованиями (иметь свою конституцию, своё законодательство и даже своего президента). Но федеральная конституция чётко разграничивает права и функции центра и субъектов федерации. Вместе с тем автономные образования не обладают правом сецессии (свободного выхода из федерации), а их конституции не могут противоречить Конституции федерации. Примерами федераций могут служить Индия, КНР, Россия, США, ФРГ.

Конфедерация – это союз двух или более государств, создаваемый для решения каких-то общих задач (например, при возникновении общей внешней угрозы со стороны третьего государства). Именно так создавалась конфедерация двух арабских государств Египта и Сирии в середине XX века, когда для них возникла общая угроза со стороны Израиля. В конфедерации участники союза полностью автономны, в общее ведение передаётся ограниченный круг вопросов (оборона, внешняя политика, транспорт и др.) У конфедерации нет единой территории. У каждого члена союза функционирует своя система гражданства, законодательства и исполнительных органов власти, сохраняется собственная валюта и налоговая система, а главной формой правового объединения выступает не Конституция, а договор. Конфедерации являются непрочными образованиями. Они быстро распадаются или перерастают в федерации. Так, в Германии с 1815 по 1867 годы существовала конфедерация, но в настоящее время Германия является федерацией. США первоначально сложились как конфедерация, она существовала до 1787 года, но затем переросла в федерацию. Швейцария длительное время была конфедерацией (1291-1848). И хотя сейчас Швейцария является федерацией, её нередко по-прежнему называют конфедерацией.

Содружество – это союз двух или более государств, которые ранее составляли единое союзное государство, которое в силу разных причин распалось, но их участники продолжают сохранять и поддерживать тесные экономические отношения. Примером содружеств являются БСН (Британское содружество наций), созданное в 1931 году, в которое помимо самой Великобритании вошли её бывшие колонии, получившие независимость после ВМВ, и СНГ (Содружество независимых государств), возникшее в результате распада СССР в 1991 году.

Особое место в классификации государств занимают правовое и социальное государство, что связано с возрастанием роли прав человека и значением факторов социального благополучия в период после Второй Мировой войны. Идея правового государства возникла ещё в XVIII веке. У её истоков стояли Д. Локк и Ш. Монтескье. В настоящее время эта идея получила не только теоретическое развитие, но и практическое воплощение. Характерными чертами правового государства являются:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Это значит, что закон является одним для всех граждан независимо от статуса личности и занимаемой ею должности. Закон распространяется не только на государственные структуры, его обязаны выполнять политические партии, коммерческие структуры, общественные организации и все граждане.

2. Наличие прав и свобод граждан, которые не только декларируются в законах, но и гарантируются на практике.

3. Принцип разделения властей. Путём сдержек и противовесов все три ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная обеспечивают единство и эффективность деятельности политической системы.

4. Взаимная ответственность государства перед гражданами и граждан перед государством. Граждане обязаны не только соблюдать законы, но и платить налоги и выполнять предписания органов исполнительной власти и полиции. В свою очередь государство несёт ответственность за соблюдение закреплённых законом социально-экономических гарантий, прав и свобод граждан.

5. Наличие эффективной системы правоохранительных органов, способных обеспечить исполнение закона.

6. Приоритет норм международного права над нормами государства. Нельзя считать государство правовым, если оно соблюдает лишь свои собственные законы, но нарушает нормы международного права.

Идеи правового государства закреплены и в Конституции РФ, но ради справедливости надо отметить, что до их практической реализации пока ещё далеко.

Главным условием для формирования правового государства является создание зрелого гражданского общества. Гражданское общество – это общество, в котором люди находятся в самостоятельных экономических, политических и других отношениях, не обязательно опосредованных и регулируемых государством. Гражданское общество – это общество, которое обслуживается государством, а не наоборот. Народ как основной источник власти через свои общественные организации, политические партии, корпоративные объединения и структуры самоуправления ограничивает деятельность государства рамками закона, подчиняя государство обществу.

Условием становления гражданского общества является господство частной собственности. Только в гражданском обществе можно говорить о наличии общественного мнения, как самостоятельного по отношению к официальным средствам пропаганды, политической идеологии т.п. Гражданское общество возникло и до сих пор существует главным образом в странах Европы и Америки. В России идет процесс становления гражданского общества.

Государство и гражданское общество, с одной стороны, взаимно дополняют друг друга, государство регламентирует отношения гражданского общества, иначе гражданское общество увязло бы в конфликтах, и вместе они представляют целостную систему. Но с другой стороны, у гражданского общества и государства разная сущность. Для государства не существует личности как таковой, оно имеет дело с массами. Гражданское же общество состоит из отдельных личностей – мужчин и женщин, самостоятельно, в рамках закона, распоряжающихся принадлежащими им имуществом, собственным здоровьем, талантами и способностями.

Для государства характерна иерархия отношений, вертикальные связи, а для гражданского общества горизонтальные. Основа гражданского общества – это хозяйственные, экономические, семейно-родовые, этнические, религиозные, правовые отношения, а также отношения между индивидами в сфере политики. В структуру гражданского общества входят любые негосударственные институты, например, семья, политические, общественные, научные и культурные объединения, частные предприятия, кооперативы, акционерные общества, СМИ, церковь и т.д. Деятельность между ними регламентируется законами государства.

В гражданском обществе индивид взаимодействует с государством как напрямую, например, отдельный гражданин может подать в суд на государственного чиновника, или через участие в выборах. Так и опосредованно – в составе соответствующего объединения или организации, например, член профсоюза, член партии, член организации автолюбителей и т.д.

Правовое государство, как и демократия, есть некий идеал и это не панацея от всех бед общества. Правовые государства не застрахованы от конкуренции, кризисов, социального и экономического неравенства. Фактические гарантии, особенно социально-экономических прав и свобод, зависят от возможностей государства. В экономически развитых странах правовой принцип государства дополняется принципом социальной ориентации, обеспечением каждому нуждающемуся прожиточного минимума.

Социальное государство – это государство, стремящееся обеспечить каждому гражданину достойный уровень жизни, социальной защищённости и соучастие в управлении производством. Впервые понятие «социальное государство» была введено в начале XIX века английским философом и юристом И. Бентамом. В России идею социального государства успешно развивал профессор Московского университета П. И. Новгородцев, который считал, что свобода возможна только при наличии материальных условий существования, а потому такое право должно быть гарантировано государством. Практическое воплощение идей социального государства началось после ВМВ, когда активизировались процессы европейской интеграции. Принципы и приоритеты социального государства были закреплены в Европейской социальной хартии в 1961 году[5]. На основании этого документа можно сформулировать основные признаки социального государства:

1. Социальное государство обеспечивает каждому гражданину достойный уровень жизни (не ниже прожиточного минимума).

2. Социальное государство заботится о предоставлении каждому гражданину работы (уровень безработицы в этом случае не может превышать 1,5%).

3. Социальное государство сглаживает имущественное неравенство, осуществляя перераспределение доходов от богатых к бедным, а потому соотношение доходов 10% богатых к 10% бедных не может превышать пропорцию 1:10.

4. Социальное государство выравнивает возможности граждан независимо от физической силы, здоровья, возраста, места жительства.

5. Наличие эффективной системы социальной защиты населения, способной обеспечить достойный уровень жизни каждого человека.

6. Социальное государство заботится о мире и благоприятной среде обитания.

Таким образом, социальное государство обеспечивает социальную безопасность и материальные условия достойного существования человека. В современном мире насчитывается не более 20 социальных государств. К их числу можно отнести Австралию, страны Бенилюкса, Германию, Канаду, Кувейт, ОАЭ, Норвегию, Швецию и др. При этом многие из них можно назвать социальными лишь с оговорками, так как некоторые критерии выполняются ими не в полном объёме. К сожалению, Россию пока нельзя в полной мере отнести к социальным государствам, хотя она и провозгласила в Конституции (ст. 7) своей целью построение социального государства, поскольку большинство критериев ей пока не удалось осуществить на практике.

Наряду с государством важную роль в политической жизни современных государств играют политические партии. Термин «партия» в переводе с греческого означает «делю», «разделяю». Таким образом, партия выступает как часть целого. Политические партии – это конкурирующие между собой политические организации в борьбе за политическую власть. Первые политические партии возникли ещё в VI веке до н. э. сначала в Аттике, а затем в Древнем Риме. Современные политические партии стали создаваться в начале XIX века в период промышленного переворота и оформления классов буржуазного общества, но массовыми они становятся лишь к концу века.

Формирование политических партий было длительным и сложным процессом. Согласно М. Веберу, партия с точки зрения своего генезиса проходит три этапа: аристократическая группа; политический клуб; массовая партия. Из клубных структур возникли многочисленные буржуазные группировки XIX века, а также основные демократические партии современной России.

Отличительные признаки партий от других политических институтов:

1. Добровольность объединения. Политическая партия – это общественно-политическая, а не государственная организация. Если для государственных органов характерно наличие принуждения, то для партий свойственна добровольность вступления и выхода.

2. Партикулярный характер, т. е. партии не представляют интересы всего народа, а выражают интересы лишь его определённой части – класса, слоя или группы.

3. Общность идейных взглядов. Партия – это союз единомышленников, объединённый общей идеологией (наличие программы, признание которой является обязательным атрибутом членства).

4. Организационное единство (наличие единой партийной дисциплины, зафиксированной в уставе партии; определённая организационная структура; наличие членства и учёта в организации; наличие партийного аппарата; единая финансовая база партии и т. д.).

В структуру политической партии входят:

– ядро (партийные лидеры и активисты);

– рядовые члены партии и её сторонники;

– депутатские фракции парламента;

– различные общественные организации (молодёжные, женские, спортивные, иногда военные), которые выступают как средство (каналы) проведения партийной политики среди населения.

Правовое регулирование деятельности политических партий осуществляется трояко:

1. Конституционное регулирование. Впервые оно появилось в 1920 году сначала в Австрии и Чехословакии, а затем стало вводиться и в других странах.

2. Принятие специальных законов о статусе политических партий и их деятельности[6].

3. Государственная регистрация политических партий. Она даёт право партии на участие в выборах, налоговые льготы и частичное государственное финансирование.

Правовое регулирование деятельности политических партий определяет:

– право на создание политических партий,

– условия деятельности партий в политической системе,

– участие партий в избирательной системе,

– способы представительства партий в органах государственной власти.

Практика различных стран показывает, что для политических партий опасна как далеко идущая интеграция в государственные структуры (в том числе и длительное пребывание у власти), так и длительное пребывание в оппозиции. В обоих случаях происходит перерождение партии и в конечном итоге отрыв её от масс или ликвидация.

Для успешного функционирования любой партии немалое значение имеет её финансовая база. Проблема финансирования партий всегда считалась деликатной темой, а потому мало освещается в литературе. Основной причиной такого положения является острая конкуренция между политическими партиями и нежелание афишировать своих спонсоров. Основными финансовыми источниками для партий являются:

– членские взносы, размер которых определяется уставом партии (в пределах от 0,5% до 10% от дохода в месяц). Вместе с тем во многих странах Запада уплата членских взносов не предусматривается уставом партии.

– пожертвования граждан. Обычно пожертвования партиям дают коммерческие структуры и корпорации, заинтересованные в деятельности партии. Через подобные пожертвования они могут оказывать влияние на политику партии и даже подкупать её партийных лидеров.

– наличие собственных предприятий. Чаще всего это издательства, типографии, доходы от которых расходуются на партийные цели.

– финансовая поддержка со стороны государства. Обычно такая поддержка оказывается не всем, а только парламентским партиям. В итоге финансовую помощь получают лишь те партии, которые поддерживают государство и его политику, а не являются реальной оппозицией.

– финансовая поддержка из-за рубежа, иногда не только от солидарных организаций, но даже правительств. Например, в конце 80-х – начале 90-х годов демократические партии России также получали финансовую помощь из-за рубежа. Такую финансовую поддержку получали накануне президентских выборов-2012 в России либеральные политические силы, выступавшие под символом «белых ленточек». Обычно этот источник всячески маскируется, особенно если такую помощь оказывают правительства зарубежных стран.

Функции политических партий можно условно разделить на три группы.

Первая группа – функции, характеризующие связь партии с классом, социальной группой, обществом в целом:

1. Функция представительства интересов. Партии всегда выражали интересы тех или иных классов, или социальных групп. Но в последнее время избиратели голосуют на выборах за ту или иную партию не потому, что принадлежат к данному социальному слою, а делают самостоятельный выбор в зависимости от позиции партии по конкретным вопросам экономики и политики.

2. Функция социальной интеграции. Её смысл состоит в адаптации политических партий в политической системе, стремлении партий помочь государству в осуществлении порядка и обеспечении единства социальных групп.

3. Функция политической социализации (политического воспитания масс). Любая партия заботится о настроениях масс, о понимании ими политической линии партии на каждом новом этапе общественного развития, о поддержке массами политического курса партии.

Вторая группа – функции, которые политические партии выполняют внутри политической системы, в том числе и по отношению к её отдельным институтам:

1. Функция борьбы за власть. Любая партия стремится добиться власти, овладеть государственным аппаратом, чтобы реализовать свои цели и задачи. Выполняя эту функцию, партия использует разнообразные средства и методы, прибегая порой и к методам насилия, террора или клеветы.

2. Функция политического рекрутирования (или кадровая). В политической науке под рекрутированием понимается подбор и выдвижение кадров как для самой партии, так и для других организаций, входящих в политическую систему, в том числе и выдвижение своих кандидатов в представительные органы власти и исполнительный аппарат государства.

3. Участие в разработке политического курса. Поскольку партии различаются своей идейно-политической ориентацией, отсюда и различие в подходах к политическим проблемам, разнообразие вариантов и способов их решения.

Третья группа – внутренние функции политических партий, т. е. функции по организации самой партии (проведение партийных мероприятий, контроль выполнения принятых решений, приём новых членов, сбор взносов и пожертвований и т. д.).

Классификация политических партий проводится по разным основаниям:

1. По классово-социальной базе:

– пролетарские;

– крестьянские;

– буржуазные;

– мелкобуржуазные;

– среднего класса;

– помещичьи и т. д.

2. По идеологической направленности:

– коммунистические;

– социал-демократические;

– либерально-демократические;

– христианско-демократические;

– национал-демократические;

– анархистские и т. д.

3. По политическим основаниям, т. е. способам и формам политического проявления или действия:

– прогрессивные;

– революционные;

– республиканские;

– радикальные;

– демократические;

– монархические и т. д.

4. По организационной структуре:

– централизованные, т. е. с сильным руководящим центром, проводящим в жизнь единую программную линию, опирающимся на формализованную дисциплину;

– децентрализованные, т. е. проявляющие активность на местном уровне, не имеющие строгой организации и постоянно действующего центра (например, Демократическая и Республиканская партии США).

5. По массовости членства и поддержке избирателей французский политолог Дюверже разделил политические партии на две группы:

– кадровые, за которые на выборах голосуют менее 10% избирателей. Их поддержка обеспечивается лишь кадрами самой партии и её дочерних структур;

– массовые, имеющие на выборах поддержку более 10% избирателей.

6. По степени партийного руководства:

– партии коллективного руководства;

– партии коллективного руководства с чётко выраженным верховенством лидера руководящей группы;

– партии вождистского типа;

– партии харизматического руководства;

– партии консенсусного руководства.

7. По методам деятельности:

– легальные;

– нелегальные.

8. По месту в расстановке политических сил:

– левые;

– правые;

– центристские.

На практике все эти основания нередко пересекаются в самых различных сочетаниях, но выявление определяющих факторов в деятельности каждой партии позволяет лучше понять её сущность, плюсы и минусы её деятельности и предвидеть её будущее развитие.

Политические партии действуют в переплетении взаимных связей, образуя партийные системы. Под партийной системой понимается совокупность отношений между политическими партиями, ведущими борьбу за власть или участвующими в её осуществлении. Внутри партийных систем различают партийные соглашения и партийные коалиции.

Партийные соглашения – это относительно устойчивые соглашения между партиями и возникают на базе признания общих принципов и норм в борьбе за власть. Нередко такие соглашения приводят даже к объединению партий. Например, партия «Справедливая Россия возникла на базе соглашения трёх политических партий: «Партии жизни», «Партии пенсионеров» и партии «Родина».

Партийные коалиции – это временный союз двух или более партий, заключаемый на период менее одного года. Такие коалиции обычно создаются перед выборами с целью получения мест в парламенте, но после выборов коалиции, как правило, распадаются.

Типология партийных систем в политической науке основывается на количественном признаке. Различаются партийные системы: многопартийные, двухпартийные и однопартийные.

Многопартийные системы возникают в странах, где борьбу за власть ведут более трёх партий. Если ни одной из партий не удаётся получить большинство мест в парламенте, то при формировании правительства они создают коалицию из нескольких партий. В свою очередь многопартийные системы подразделяются:

– на системы без доминирующей партии (Италия, Франция, Бельгия, Испания);

– на системы с доминирующей партией (например, ЛДП в Японии);

– «блоковые» многопартийные системы, которые, как правило, характеризуются устойчивостью, и позволяют учитывать разнообразие политических симпатий и общественных движений, способствуют развитию политической активности и политической культуры граждан (Израиль).

Вместе с тем многопартийность несёт и отрицательные явления, так как усиливает конфронтацию и поляризацию политических сил, причём для достижения своих целей политические конкуренты нередко используют ложь, клевету, подкуп.

Двухпартийные системы. Их специфика заключается в устойчивом преобладании на политической арене двух крупных политических партий, которые периодически сменяют друг друга в правительстве. Одновременно с двумя главными политическими партиями, ведущими реальную борьбу за власть, могут существовать десятки мелких партий. Классическим примером является двухпартийная система в США, где Республиканская и Демократическая партии уже более 100 лет сменяют друг друга у власти, ни разу не допустив к власти какой-то третьей партии.

Разновидностью двухпартийной системы является 2,5 партийная система ФРГ. Здесь наряду с двумя сильными политическими партиями – ХДС и СДПГ – действует третья (до 2000 года – СвДП, затем– партия «зелёных»). Роль третьей партии заключается в том, чтобы помочь одной из сильных партий добиться парламентского большинства и сформировать правительство. Подобная система характерна и для Австралии, где двум основным партиям (аграрной и либеральной) периодически на помощь приходит лейбористская партия.

Однопартийные системы. Однопартийные системы обычно бывают двух видов:

– партийная система, в которой ведущую роль играет правящая партия, другие существуют лишь номинально и не могут конкурировать с правящей партией. Правящая партия фактически руководит государством, а партийные руководители выполняют государственные функции (например, КНР).

– партийная система, где доминирующим фактором выступает государство, а партия (только одна и других нет) выполняет функцию общественного движения и организует массы на поддержку политики правящих государственных органов (например, Куба).

Ни одна из партийных систем не является совершенной, в каждой из них имеются те или иные недостатки. Выбор партийной системы обусловливается социально-экономическими факторами развития страны, её историческими, национальными, политическими, идеологическими и религиозными особенностями. Гибкость и динамизм партийной системы может способствовать политической стабильности всего общества.

Наряду с политическими партиями активными субъектами политики являются общественные организации и движения, существование которых обусловлено неоднородностью общества. У каждого слоя, группы, класса, как известно, наряду с общими интересами имеются свои специфические интересы и потребности, в том числе и политические. Удовлетворению этих интересов и служат различные общественные организации и движения.

Общественные организации и движения – это негосударственные, добровольные, самодеятельные объединения граждан, создаваемые в соответствии с интересами и потребностями граждан. Они имеют ряд общих признаков:

– добровольность объединения;

– общественный (негосударственный) характер;

– массовость и относительная стабильность состава;

– наличие общих интересов и потребностей;

– самодеятельный характер;

– коллективное поведение;

– наличие устойчивой организационной структуры (лидеры и органы, осуществляющие руководство или управление внутри объединения).

Вместе с тем общественные организации нельзя отождествлять с движениями, ибо у них есть существенные различия:

1. Общественные движения, как правило, не имеют фиксированного членства и чёткой организационной структуры. Эта особенность движений чаще является преимуществом, нежели недостатком, так как позволяет общественным движениям более гибко перестраиваться и более мобильно реагировать на происходящие в обществе изменения.

2. Общественные движения отличаются более широким разнообразием идейных и политических установок, а порой даже вбирают в себя людей прямо с противоположными взглядами. (Так, например, участниками экологического движения могут быть представители противоположных идейно-политических мировоззрений). Отсюда и более широкая социальная база движений. В них могут участвовать люди не только с разными политическими взглядами, но и различных социальных, этнических и конфессиональных слоёв.

3. Общественные организации, обладая более жёсткой дисциплиной, могут в определённой мере сдерживать свободу человека, требовать от него следовать нормам и правилам устава или другим нормативным документам организации.

Классификация общественных организаций и движений осуществляется по различным основаниям:

1. По цели и направленности деятельности:

– научные и научно-технические,

– просвещения и культуры,

– профессиональные,

– оборонные и патриотические,

– социальной защиты,

– экономические,

– конфессиональные,

– природы и досуга,

– спортивные, туристические и т. д.

2. По демографическим признакам:

– женские,

– молодёжные,

– ветеранские,

– детские.

3. По масштабу деятельности:

– местные,

– региональные,

– общенациональные,

– глобальные.

4. По месту в расстановке политических сил:

– левые,

– правые,

– центристские.

5. По методам деятельности:

– легальные,

– нелегальные.

6. По стратегии действия:

реформистские. Для них характерны действия в рамках установленного социального порядка, когда политические лидеры имеют определённую свободу действий, а движение нацелено на изменения отдельных сторон общественной жизни в рамках законодательства.

революционные. Онинаправлены на принципиальное изменение существующего порядка, допуская даже возможность применения силы. Высшей формой революционных движений является социальная революция.

экспрессивные. Они связаны с удовлетворением потребности в самореализации личности: решением её религиозных, эстетических, интеллектуальных проблем. Например, движения за моральное или религиозное возрождение, движения сторонников тех или иных интеллектуальных, художественных, музыкальных течений.

Но в политическую систему общества включаются не все общественные организации и движения, а только те, которые носят политический характер, т. е. участвуют в осуществлении власти или имеют определённые политические интересы. В отличие от политических партий общественно-политические организации и движения, как правило, не ведут борьбы за власть и не добиваются власти. Главным для них является стремление воздействовать на власть с целью реализации своих интересов (улучшение экологической ситуации, увеличение зарплаты, социальных пособий и льгот, снижение тарифов на коммунальные услуги, повышение уровня здравоохранения и др.). Общественные организации и движения осуществляют контроль над деятельностью государственной власти, тем самым дополняют её. Если же у какого-то движения или общественной организации появляется желание обладать властью, это верный признак их трансформации в партию.

Разветвлённая система общественных организаций и движений является показателем развитости гражданского общества. Через них граждане получают возможность заявлять о своих требованиях, добиваться возможности изменения политического курса. Государство в свою очередь получает от общественных организаций дополнительную информацию и может через них обращаться за поддержкой к населению.

Функции общественно-политических организаций и движений можно разделить на две основные группы: явные и латентные. Явные функции заключаются в достижении целей, заявленных в их уставных документах. К ним относятся:

1. Программно-целевые (или артикуляция интересов), которые призваны донести до власти определённые политические требования. Они направлены на защиту интересов и потребностей членов организации или стимулирование активности граждан, концентрацию максимальной политической силы путём воздействия на власть. Артикуляция интересов неразрывно связана с их агрегированием, т. е. согласованием частных потребностей с общегрупповыми интересами и отбор наиболее значимых политических требований.

2. Общественно-политические функции связаны с оказанием поддержки властным структурам в проведении избирательных кампаний, продвижении в жизнь социально-экономических реформ или, наоборот, противодействия им (организация митингов, пикетов, демонстраций, акций протеста).

3. Организационно-финансовые функции направлены на укрепление их материально-технической и финансовой базы.

Латентные функции состоят:

1. В изменении общественного мнения через привлечение внимания населения к проблемам, поднимаемым движением или организацией; усвоение ряда его ценностей и норм.

2. В формировании лидеров, которые в перспективе могут стать частью политической элиты.

Таким образом, общественно-политические организации и движения играют важную роль в современном политическом процессе, оказывая серьёзное влияние на структуры власти, формируя общественное мнение по тем или иным вопросам общественного развития, способствуют повышению политической культуры населения, включают массы в политическую жизнь.

Контрольные вопросы:

1. В чем сущность понятия «политическое поведение»?

2. Какие факторы и мотивы влияют на формирование политического поведения?

3. В каком соотношении находятся понятия «политическое поведение» и «политическое участие»?

4. Каковы отличия между конвенциональным и неконвенциональным политическим участием?

5. Каковы особенности социального протеста в современной России?

6. Дайте классификацию субъектов политики и их характеристику.

7. Какие политические права гарантированы гражданам России?

8. Что такое «электоральное поведение»?

9. Какая существует взаимосвязь между кризисом доверия политических институтов в России и возрастанием абсентеизма?

10. В чем проявляется своеобразие электоральной политической культуры России?

11. Что такое государство и какова его сущность?

12. Дайте характеристику основных признаков и функций государства.

13. По каким критериям определяются формы правления и государственного устройства?

14. Составьте схему «Система государственной власти современной России», используя Конституцию РФ. Аргументируйте свой вариант.

15. Проведите сравнительный анализ правового и социального государства. Каковы их отличия?

16. Что такое партия? Каковы отличительные признаки политических партий от государства?

17. Дайте классификацию политических партий и раскройте их функции.

18. Чем отличаются общественные организации от политических партий и государственных структур?

19. Приведите примеры наиболее авторитетных и известных Вам общественно-политических организаций и движений в современной России. Дайте краткую характеристику их деятельности.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Конституция РФ. М., 2012.

2. Закон РФ «Об общественных объединениях» от 19.05.1995 № 82 с изменениями от 12.03.2002 № 26.

3. О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности – ФЗ № 10 от 12.01.1996 (ред. от 28.12.2010).

4. Федеральный Закон «О политических партиях» № 95 от 11.07.2001г. (с изменениями от 12.04.2012 № 28-ФЗ).

5. Андреев, А.Л. Мечта и реальность в современной России: к проблеме анализа массовых мотиваций [Текст] / А.Л. Андреев // Полис. 2013. № 5.

6. Беляев, А., Тарасов, Е. Тенденции абсентеизма в современном российском обществе [Текст] / А. Беляев, Е. Тарасов // Власть. 2013. № 5.

7. Боер, В. М. Конституционно-правовые основы многопартийности в РФ. Монография [Текст] / В.М. Боер. – С-Петербург, ГУАП, 2011.

8. Вагин, Д.Ю. Поведение молодёжи в условиях социально-экономической и духовно-нравственной нестабильности [Текст] / Д.Ю. Вагин // СГЗ. 2012. № 4.

9. Василенко, В.И. Терроризм как социально-политический феномен [Текст] / В.И. Василенко. – М., 2002.

10. Волох, А.В. Современное гражданское общество: политологический аспект [Текст] / А.В. Волох // СГЗ. 2012. № 3.

11. Иванова, А.Г. Политические партии и общественные организации как элементы гражданского общества: современные реалии и перспективы [Текст] / А.Г. Иванова. – Оренбург. ОГПУ. 2012.

12. Какая Конституция нужна России? (Материалы «круглого стола») [Текст] // ОНС. 2013. № 1.

13. Козырева, П.М., Смирнов, А.И. Сдвиги в общественной жизни и проблема поддержки демократии в России [Текст] / П.М. Козырева, А.И. Смирнов // Полис. 2013. № 5.

14. Лаврентьев, С. Новые основания классификации политических партий в современной России [Текст] / С. Лаврентьев // Власть. 2012. № 3.

15. Мелешкина, Е.Ю. Политическое поведение // Политический процесс: основные аспекты и способы анализа [Текст] / Е.Ю. Мелешкина. – М., 2001.

16. Мирясова, О.А. Российская оппозиция как актор институциональных трансформаций [Текст] / О,А. Мирясова // Полис. 2013. № 5.

17. Никовская, Л.И., Якимец, В.Н., Молокова, М.А. Гражданские инициативы и модернизация России (Сборник статей) [Текст] / Л.И. Никовская, В.Н. Якимец, М.А. Молокова. – М.: Ключ-С., 2011.

18. Петухов, В.В. Гражданская активность как альтернатива антидемократическому тренду российской политики [Текст] / В.В. Петухов // Полис. 2013. № 5.

19. Путин, В.В. Демократия и качество государства [Текст] / В.В. Путин // Коммерсантъ. № 20 /II (4805). 06.02.2012.

20. Радиков, И.С. Потенциал политической активности российских граждан как ресурс политической модернизации России [Текст] / И.С. Радиков // Вестник Московского Университета. Серия 12. 2013. № 2.

21. Сирота, Н.М. Государство в глобальном мире. Учебное пособие [Текст] / Н.М. Сирота. – С-Петербург, ГУАП. 2011.

22. Скобелина, Н.А. Общественные движения как социальные практики [Текст] / Н.А. Скобелкина // СГЗ. 2009. № 4.

23. Страхов, А.П. Изучение электорального поведения россиян: социо-культурный подход [Текст] / А.П. Страхов // Полис. № 3. 2000.

24. Сушенков, В.А. Политическое участие граждан в общественно-политической жизни: сущность и детерминации [Текст] / В.А. Сушенков // СГЗ. 2012 № 2.

25. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности [Текст] / В.А. Ядов. – М., 2002.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: