Ценности-средства, их характеристика

В политике наряду с ценностями-целями большое значение имеют и ценности-средства: с их помощью реализуются ценности-цели, они оказывают большое воздействие на течение политических процессов. Это власть, мир, революции, реформа, права человека, толерантность.

Власть – это отношения, основанные на принуждении. Необходимость власти в обществе обусловлена прежде всего двумя причинами:

– во-первых, взаимодействие между людьми в обществе должно быть целесообразным, разумным, организованным на основе общих и единых для всех правил поведения;

– во-вторых, требуется регуляция социальных отношений, согласование несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Без властных отношений общество бы погибло под действием внутренних противоречий. Оформляя, структурируя отношения интересов в обществе, власть участвует в выборе различных возможностей, тенденций бытия социальной системы. При отсутствии или параличе власти увеличивается возможность нарушения социальной упорядоченности, снижается уровень безопасности, растет неуверенность, беспокойство, напряженность в обществе.

Носитель власти имеет больше возможностей для достижения своих целей и реализации собственной воли, он участвует в распределении социальных и материальных ресурсов. Но превращение власти в самодостаточную ценность, цель, подчиняющую себе все другие интересы и устремления человека, формирует специфический тип «авторитарной личности», характерными чертами которой является отсутствие самокритики в отношении собственных действий, перенос ответственности и враждебности вовне; мышление упрощенными категориями (черно-белое, оппозиционное); желание власти, понимание счастья как «чувства растущей власти»; оправдание своего поведения поведением других людей, авторитарная агрессивность, то есть яростное отвержение тех лиц, которые не следуют твоим собственным убеждениям.

Высочайшей политической ценностью является мир – состояние отсутствия внешней угрозы, и не использование вооруженных сил для решения тех или иных политических проблем. Значимость мира в том, что он является предпосылкой сохранения всех других ценностей, в том числе и самой значимой среди них – человека.

Противоположностью состояния мира является война. Она означает отказ от решения социальных проблем политическими средствами, тотальный переход к использованию вооруженных средств борьбы. Война связана с уничтожением, подавлением сопротивления противника, но она может способствовать увеличению престижа, влияния, территории, правда, эффективность этого низка, так как для достижения цели используется оружие и возникают материальные и людские потери.

Вооруженное сопротивление оказывается оправданным только при наличии реальной угрозы уничтожения социальной общности. Все иные «мотивы» использования военных действий (например, борьба с «низшими» расами; выживание одной расы требует ущемления прав или уничтожения другой; «смертельная опасность», исходящая от иной политической общности в силу различных идеологических предпочтений и т.д.) не являются оправданными.

В литературе существует традиция сопоставлять ценности революций и реформ как средства достижения социальных перемен. Среди достоинств революции отмечают решительность, полноту, всесторонность наступающих в ходе ее перемен. Но революции связаны и с гигантским напряжением общественных сил, их напрасной растратой, непредсказуемостью наступающих последствий, которые могут быть весьма неожиданными и трагичными для инициаторов революционных перемен. Общество, возникающее в ходе революционных изменений, сильно отличается от первоначального проекта.

Реформа характеризуется постепенностью намечаемых преобразований, преобразуется не все общество в целом, а отдельные стороны общественной жизни. Реформы нуждаются в социальной поддержке, так как ее отсутствие может привести к блокированию хода реформ.

Людей на революционеров и реформаторов разделяют, прежде всего, ценностные соображения, в силу которых первые считают революцию «локомотивом истории», а вторые доказывают, что революция исправляет общественный порядок, так же как взрыв парового котла может быть починкой его неисправности.

Одной из важнейших ценностей современной общественной жизни является защита и реализация прав человека. Она выражается в принципе правового государства, означающего действия власти в пределах закона и приоритет прав человека, например, право на жизнь, на собственность, на защиту со стороны государственной власти, на участие в ее делах и т.д.

Объединяющую роль в российском обществе могло бы сыграть усвоение такой ценности, как толерантность (от англ. tolerant), что означает терпимость. В Декларации принципов толерантности, провозглашенной и подписанной ЮНЕСКО 16 ноября 1995 г. (на русском языке этот документ зарегистрирован как «Декларация принципов терпимости) говорится, что под толерантностью понимается:

– уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности;

– добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира;

– не уступка, снисхождение или потворство; это активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека;

– отказ от догматизма, от абсолютизации истины и утверждения норм, установленных в международных правовых актах в области прав человека.

В политике толерантность характеризует позицию политических сил, выражающую готовность к допуску инакомыслия в своих рядах, разрешению деятельности в рамках закона, конструктивной оппозиции, толерантность проявляется в готовности прислушаться к мнению политических противников, в стремлении переубедить их с помощью логических аргументов и в способности признать за ними права на истину.

Утверждение толерантности в массовом сознании способствует преодолению конфронтации политических сил, противостоянию идеологий, поиску компромиссов, как способов решения проблем в политике.

К сожалению, именно эта ценность труднее всего усваивается в российском обществе. Нетерпимость – качество, которое изначально формировалось в сознании людей, являющихся носителями социалистической идеологии советского периода, и тех, кто пострадал за инакомыслие. Непримиримость к своим оппонентам преодолевается с большим трудом, ибо привычнее считать оппонента врагом, нежели союзником в поиске оптимального решения вопроса или в постижении истины. Но Россия – полиэтническое общество, поэтому для сохранения единства нашего общества, для предотвращения этнических конфликтов очень важен диалог и признание разнообразия интересов разных этносов и социальных групп, их уважение друг к другу, терпимость, то есть проявление толерантности.

Итак, из приведенной характеристики ценностей следует, что их содержание не остается неизменным. Однако деформация и модернизация ценностей происходят в довольно длительные исторические сроки и зависят от характера происходящих изменений в социально-экономической и политической сферах жизни общества, под воздействием коренных преобразований или сменой поколений, так как каждое новое поколение, при сохранении преемственности ценностей предшествующих поколений вместе с тем не может оставаться заложником отживающих стереотипов.

Ценности выполняют свое предназначение, если они восприняты и усвоены на уровне общества, государства и личности. Восприятие и усвоение новых ценностей массовым сознанием осуществляется под воздействием множества факторов, которые либо способствуют их усвоению, либо вызывают отторжение от них.

Среди факторов, позитивно воздействующих на усвоение демократических ценностей, следует выделить уровень образованности людей. Чем образованнее люди, тем быстрее они овладевают способностью усваивать все новое, в том числе и ценности. Отсюда усвоение демократических ценностей, прежде всего на уровне интеллектуальной элиты приобретает в России особенно актуальное значение. Но для решения этой проблемы помимо интеллекта нужны еще политическая воля и чувство ответственности за судьбу своей страны.

К неоднозначным результатам приводит деформация ценностей в сознании россиян под воздействием резкой имущественной поляризации общества. Она разделяет людей на тех, кто приобрел материальный достаток, имеет высокий социальный статус и активно усваивает новые ценности, осознавая, что они открывают им путь к власти, к участию в политическом процессе. Другая часть россиян отдает предпочтение материальным ценностям и равнодушна к политическим ценностям, остальные вынуждены приспосабливаться к новым условиям для того, чтобы просто выжить или по-прежнему надеются на государство.

Усвоение ценностей также находится в прямой зависимости от возможностей их реализации. Степень гарантированности реализации ценностей зависит от уровня экономического развития страны и совершенствования социально-политических институтов, осуществляющих управление социально-политическим процессом.

Экономическое благополучие в обществе в целом способствует сдвигу приоритетов от материальных (экономической и физической безопасности) к ценностям, характеризующим качество жизни и возможности самовыражения личности. Усвоение постматериальных ценностей и их реализация обеспечивают консолидацию общества и стабильность демократии. В России же реализация этих ценностей весьма ограничена, так как люди воспринимают, прежде всего те аспекты реальной жизни, которые затрагивают их непосредственно. Значительная же часть населения России пока ведет борьбу за выживание, которая нередко сопровождается жесткой конкуренцией, а такие ценности, как образованность, профессионализм, права человека, личное достоинство активно осваиваются и реализуются преимущественно представителями элит.

В массовом сознании по-прежнему сохраняется приверженность к патернализму, когда люди не готовы и не способны диктовать государству важнейшие параметры достижения необходимого порядка, а потому предоставляют государству все полномочия в выборе методов его обеспечения. Апелляция к патернализму означает подчинение общественных интересов интересам государства и это вполне может состояться, если не произойдет существенной корректировки ценностных ориентации на уровне массового сознания в пользу демократических ценностей.

Известно, что любое общество не может длительное время базироваться на противоречивой системе ценностей. Столкновение базовых ценностей весьма опасно не только для правящей элиты, но и для общества в целом. Оно неизбежно приводит к нарушению стабильности политической системы и вынуждает политиков использовать двойные стандарты в своей деятельности. Поэтому необходима целенаправленная работа по приобщению массового сознания к демократическим ценностям.

Контрольные вопросы:

1. Дайте определение политической ценности.

2. Какова роль ценностей в политической культуре?

3. В чем особенность системы ценностей современного российского общества?

4. Какие можно выделить базовые ценности демократического общества? Дайте их характеристику.

5. Какие факторы влияют на усвоение ценностей в обществе?

6. Чем можно объяснить, то, что для массового сознания россиян не характерна толерантность?

Рекомендуемая литература по теме:

1. Башкирова, Е.И. Трансформация ценностей российского общества [Текст] / Е.И. Башкирова // Полис. № 6. 2000.

2. Миронов, А.В. Ещё раз о том, что происходит с духовной культурой России [Текст] / А.В. Миронов // СГЗ. № 4. 2012.

3. Панарин, А.С. Православная цивилизация в современном мире [Текст] / А.С. Панарин. – М., 2003.

4. Петухов, В.В. Ценностная палитра российского общества: «идеологическая каша» или поиск новых смыслов [Текст] / В.В. Петухов // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 1 (101).

5. Попов, Ю. Национальная идея как духовная скрепа российского общества [Текст] / Ю. Попов // Человек и труд. 2013. № 4.

6. Попова, О.В. Политическая идентификация в условиях трансформации общества [Текст] / О.В. Попова. – СПб, 2002.

7. Путин, В.В. Демократия и качество государства [Текст] / В.В. Путин // Коммерсаентъ, 06.02. 2012.

8. Селезнёва, А.В. Политико-психологический подход к исследованию политических ценностей [Текст] / А.В. Селезнева. – Философия, социология, политология. М., 2011.

9. Социально-политические процессы и ценности в условиях глобализации: монография [Текст] / (под ред. А.С. Железнякова, З.П. Яхимович). – М.: Новый хронограф, 2012.

10. Федосова, И.В. Проблема ценностных ориентаций в научной литературе [Текст] / И.В. Федосова // Ценности и смыслы. 2009. № 2.

11. Чудинова, И.М. Социально-политические ценности современного российского общества: проблемы их обновления и усвоения [Текст] / И.М. Чудинова // СГЗ. № 5. 2003.

12. Шилов, В.Н. Политические ценности: специфика и функции [Текст] //СГЗ. № 6. 2003.

13. 20 лет реформ глазами россиян (опыт многолетних социологических замеров) [Текст] ИС РАН. – М., 2011.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: