Ценности-цели, их характеристика

К наиболее значимым ценностям-целям следует отнести безопасность, стабильность общества, порядок, благосостояние, коллективизм и индивидуализм, социальное равенство, конкуренция, справедливость, патриотизм, легитимность, законность, свобода, частная собственность.

Безопасность. Ее смысл состоит в отсутствии угрозы жизни и основным атрибутам человеческого существования, к которым относятся семья, этнос, окружающая среда, собственность, культура. В литературе безопасность определяется как защищенность, обеспечение сохранности основных жизненных ценностей и их накопление.

Можно говорить о безопасности:

– военной, предполагающей защиту членов сообщества от внешней угрозы;

– правовой, дающей реальные гарантии личности от преступных посягательств и от насилия со стороны государства;

– экологической, заключающейся в охране государством природной среды обитания человека;

– технологической, означающей, что государство не должно допускать радикальное техническое отставание от других стран и народов;

– информационной, означающей возможность получения адекватной и разносторонней информации всеми членами общества, их свободу от воздействия идеологических систем;

– экономической, обеспечивающей со стороны государства условия для удовлетворения потребностей личности, применения ими своих трудовых навыков и способностей.

С усилением конфронтации на мировой арене под воздействием процесса глобализации и в связи с распространением терроризма возрастает угроза национальной и международной безопасности. Государства становятся все более уязвимыми и не всегда оказываются способными своевременно противостоять внешней агрессии, осуществлять стабильное и взаимовыгодное межгосударственное сотрудничество. В таких условиях не гарантируется безопасность отдельных граждан и социума в целом.

Разумеется, государства предпринимают меры по созданию более эффективных механизмов обеспечения безопасности, выделяя на эти цели в государственном бюджете немалые средства. Тем не менее, люди испытывают страх за выживание близких (семьи, детей, внуков), страх перед немощной старостью, перед опаснос­тью терроризма. Страхи не способствуют объединению людей, поскольку каждый вынужден бороться прежде всего за собственное выживание.

Антиценностью, противоположностью безопасности, служит состояние социальной катастрофы, которое характеризуется предельно низким уровнем обеспечения безопасности, разрушением властных механизмов, невозможностью реализации или защиты человеческих ценностей.

Стабильность общества – это способность политической системы к самосохранению и саморазвитию, то есть возможность изменения к лучшему состоянию социальной системы, вера в совершенствование основных показателей социального существования. Как ценность она обеспечивает легитимность власти, ее прочность и эффективность, определяет политическую деятельность по упорядочению и совершенствованию общественных отношений, укрепляет способ производства, повышает уровень жизни людей. Стабильность предполагает преодоление отчуждения между властью и народом, замену бюрократического государства на правовое, наличие среднего класса, развитой партийной системы, действующей конструктивной оппозиции и зрелого гражданского общества.

Порядок – это условие наиболее целесообразного функционирования всех составляющих политической системы общества, наличия эффективных средств и гарантий поддержания безопасности в обществе. Его важнейшими атрибутами служат законы, ограничения, постоянство, регулярность. Важным аспектом данной политической ценности служит соответствие организационных и политических структур человеческим интересам и потребностям. Антиценностью порядка является хаос, который оборачивается тотальной угрозой человеческому существованию, рассогласованием различных аспектов властного механизма, когда нормы морали противоречат норм права.

Благосостояние – это критерий отношения индивида, социальной группы к экономической системе общества, характеризующий степень удовлетворения системой их потребностей. Представления о благосостоянии определяются широтой и качеством потребностей людей, предельными значениями которых служат нищета и изобилие. Ценность политической системы зависит от ее способности обеспечить движение от первого ко второму.

Коллективизм и индивидуализм. Известно, что советский коллективизм нередко сводился к усреднению личности, к потере индивидуальности, что мешало формированию у человека чувства собственного достоинства и личной ответственности за свои действия и поведение. Суть советского коллективизма заключалась в признании приоритета общественных интересов перед личными. Попытка проявить индивидуальность часто подвергалась осуждению со стороны коллектива, действовал принцип: «Быть как все».

Сегодня мы наблюдаем другую крайность – принятие индивидуализма и осуждение коллективизма. Однако коллективизм – это ценность, которая не должна отторгаться. На основе коллективизма складываются взаимоотношения отдельного человека и общества в целом, личности и коллектива, может обеспечиваться оптимальное сочетание общественных интересов с личными, проявляться взаимопомощь друг другу. Опираясь на чувство коллективизма, человек может воспитывать в себе высокую меру ответственности не только за свой образ жизни, но и за судьбу коллектива, наконец, страны в целом. Чтобы коллективизм как ценность проявлял эти положительные качества, он нуждается в соединении с индивидуализмом, основная черта которого – уважение личности как таковой.

Индивидуализм способствует развитию творчества, самобытности личности, утверждению ее автономии и прежде всего в экономической сфере. Но часто индивидуализм приобретает негативные черты, ассоциируется с эгоизмом и своеволием. У людей проявляется безразличие к общественным проблемам, а на первое место ставятся личные выгоды. Поэтому необходимо соединить индивидуализм с ответственностью перед обществом, добиться осознания того, что все люди находятся во взаимозависимости друг от друга.

Исследователи, анализирующие коллективизм и индивидуализм, пришли к выводу, что эти ценности, несмотря на их недостатки, могут приносить пользу человеку и обществу, только взаимодействуя друг с другом. Коллективизм и индивидуализм в одинаковой мере нуждаются в сдерживании, чтобы нейтрализовать их негативные черты. Не случайно демократическое общество обеспечивает их равнозначное развитие в рамках закона.

Социальное равенство. Данная ценность отличается особой сложностью. Относиться к людям как к равным не означает возможности сделать их равными практически. В понятие равенства на протяжении истории вкладывалось разное содержание: равенство только для свободных (рабовладельческое общество); равенство перед Богом (христианство); равенство перед законом, вызванное развитием товарного производства; равенство как устранение всех видов социальной дискриминации (марксистская концепция). В настоящее время равенство определяется как система конкретных гарантий правового, политического и социального порядка.

Уровень достижения равенства позволяет определять соответствие идеала и действительности, провозглашаемых лозунгов и их реализации. Вместе с тем равенство всех может быть гарантировано только перед законом и в политической жизни; равенства не может быть в распределении благ. Распределять блага поровну значит присваивать долю тех, кто проявляет больше способностей и дарований. Равное распределение порождает уравниловку, убивает стимулы к труду, снижает ответственность, тормозит развитие индивидуальных способностей и ведет к иждивенчеству.

Кроме того, равенство в масштабах всего общества практически может осуществляться только по определенным стандартам, которые устанавливаются бюрократией. Определенную роль в достижении равенства в распределении играет и противоречивость природы самого человека: все хотят равенства, но каждый в отдельности стремится получить для себя как можно больше.

Наряду с равенством в обществе существует и неравенство, которое в принципе неустранимо и в перспективе. Неравенство – это результат общественного разделения труда, и его нельзя рассматривать только как негативное явление. Люди интересны друг другу своей неодинаковостью. Именно неравенство является источником социальной и исторической динамики, так как продуктивность взаимного обмена между людьми базируется на их различиях.

Конкуренция как ценность способствует прогрессу в экономической сфере, но вместе с тем несет с собой и разделение людей на богатых и бедных, исключает взаимопомощь, может порождать антагонизм между соперниками. Без конкуренции нет экономического стимула к созданию новых технологий, к производству разнообразных товаров и услуг. Но отдавая предпочтение конкуренции, необходимо смягчать ее негативные последствия, придавать ей цивилизованный характер.

Справедливость – это очень емкая и распространенная ценность, без апелляции к которой не обходится ни один политический документ, политически значимый шаг. Ее назначение заключается во внесении моральной проблематики и наполненности в политические действия и отношения. Справедливость – пропорциональность воздаяния заслуг, благ и ответственности, наказаний по делам.

Теоретически принцип социальной справедливости должен быть общезначимым, универсальным, приемлемым для всех членов общества независимо от их естественных способностей, социального положения, рода занятий и наклонностей. Но для этого необходимо, чтобы каждый человек стремился к наибольшей самореализации. На деле же приходится признать, что практически невозможно разграничить тех, кто способен самореализоваться, кто нет, а кто просто не хочет. Но при этом все претендуют на осуществление принципа социальной справедливости в первую очередь для себя. Поэтому принцип социальной справедливости должен применяться с учетом разных условий и возможностей, в которых находится человек, и его конкретных заслуг перед обществом.

На основании этой ценности формируется активное отношение человека к политике. Если справедливость рождает личную сопричастность, то несправедливость воспринимается как личное оскорбление.

Кроме того, реализация принципа справедливости зависит от экономической эффективности. При низком уровне развития производства и других сфер общества и неуправляемой имущественной поляризации, когда возникают социальные конфликты, осуществление принципа социальной справедливости становится весьма проблематичным.

Если неравенство способствует динамизму в развитии общества и его можно сократить с помощью увеличения числа собственников, то социальная несправедливость, если она долго не устраняется, инстинктивно вызывает массо­вое возмущение и способна породить социальный взрыв.

Патриотизм – это чувство любви к своему роду, племени, народу, Отечеству, уважение к государ­ству в сочетании с определенной общественно значимой деятельностью. Наряду с природной основой патриотизм предполагает обязательства гражданина по выполнению своего долга. Утверждение патриотизма во многом зависит от конкурентоспособности страны на мировой арене. Конечно, можно быть патриотом своей страны и в трудное для нее время, переживать ее неудачи и поражения, но в большинстве своем люди хотят гордиться успехами своей страны, деятельностью государства в ре­шении насущных как внутренних, так и внешних проблем.

Легитимность – выражается в принятии и поддержки политической власти теми людьми, социальными силами, на которые она распространяется. В результате граждане добровольно подчиняются законам и установлениям власти, оценивают их как справедливые, моральные, оправданные и приемлемые.

Политическая власть в выполнении своих функций может основываться на силе или легитимности. В первом случае «управляющие» стремятся реализовать принятые решения вопреки желанию «управляемых», во втором, наоборот, – опираясь на их добровольное согласие или даже солидарность. Государственная власть не может долгое время опираться на силу, как считал Ш. Талейран, «штыки хороши всем, кроме одного, – на них нельзя сидеть». Такая власть не может быть в длительной перспективе социально-эффективной, ибо «управляемые» внутренне не расположены к реализации принятых властью решений. Поэтому государственная власть, чтобы быть успешной, должна быть прежде всего легитимной.

Необходимыми составляющими легитимности власти являются следующие качества:

– разделение власти, означающее, что ни одна из действующих властей в обществе не может использоваться другой властью как средство;

– народный суверенитет, который означает, что вся полнота власти принадлежит народу;

– выборное представительство, которое обеспечивает народу возможность влиять на процессы формирования и функционирования органов политической системы;

– сменяемость носителей власти;

– плюрализм, существование в любом обществе социального, культурного, экономического и политического многообразия, множества интересов и ориентаций в деятельности.

Легитимность государственной власти не может носить всеобщего характера, поскольку в обществе всегда есть социальные группы, которые негативно относятся к ней и ее политике.

Легитимность обладает свойством изменять свою интенсивность, то есть характер и степень поддержки власти (и ее институтов), поэтому можно говорить о кризисах легитимности. Под кризисами понимается такое падение (до 20-25%) реальной поддержки органов государственной власти или правящего режима в целом со стороны общества, которое может привести к смене власти и даже к смене конституционного строя.

В качестве основных источников кризиса легитимности правящего режима можно назвать: недоверие к результатам выборов и референдумов, функциональную перегруженность государства и ограниченность ресурсов власти, резкое усиление деятельности оппозиционных сил, постоянное нарушение режимом установленных правил политической игры, неумение властей объяснить населению суть проводимой им политики, широкое распространение таких социальных болезней, как рост преступности, падение уровня жизни и т.д.

Законность (легальность) – это способность и желание всех участников политических отношений действовать в рамках установленных государством пределов, готовность взять на себя определенные обязательства и не нарушать их. Власть, не ограниченная законом, оказывается неэффективной и нежелательной.

Свобода – это весьма высокая в политике и человеческом существовании ценность, ее реализация как цели находит отражение в любой политической программе. Свобода означает способность человека действовать в соответствии с собственным выбором и нести ответственность за свой выбор. У каждого человека существует субъективная основа свободы – внутренний духовный мир (уровень самосознания, культуры, ее потребности и интересы).

Политическая свобода предусматривает политическую активность граждан и их ответственность за развитие политического процесса. Основу концепции политической свободы составляет формула: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах». Однако степень политической свободы зависит от форм государственного правления и зрелости политической культуры граждан. Люди должны знать, что политическая свобода - это возможность выбора общественного строя и форм правления, обеспечение защиты прав и свобод человека, удовлетворение жизненно важных потребностей людей, формирование государственных органов путем народного волеизъявления. Это равное избирательное право, свобода слова, печати, право на получение информации и ее распространение, свобода создания союзов, ассоциаций, партий. В целом социально-политические свободы не дают человеку ничего, кроме свободы выбора, но свобода – это необходимое средство для реализации других ценностей.

Надо сказать, что данная ценность является одной из самых тяжело приживающихся в нашем обществе. Степень политической свободы зависит от формы государственного правления и зрелости политической культуры граждан. Как отмечает Н.А. Романович на основе проведенного им исследования, 57% опрошенных готовы отказаться от свободы, если получат возможность работать и вовремя получать зарплату (пенсию); 37% готовы отказаться от свободы, если в результате снизится уровень преступности в стране; 31% − потому что не чувствуют пользы от своей свободы. Не готовы пожертвовать своей свободой ни при каких обстоятельствах лишь 15%. Некоторые готовы променять свою свободу, если сделка покажется им выгодной, другие вообще не понимают, зачем им свобода. Но самое печальное, как отмечает Н.А. Романович, что увеличивается число тех, кто готов расстаться со своей свободой даром. Личным свободам в прямом демократическом смысле россияне особого значения не придают. Но не потому, что свобода для них вообще не важна. Все опросы свидетельствуют, что без свободы жизнь большинства россиян потеряла бы смысл. Просто свобода в российском понимании – это скорее, возможность вести жизнь «по душе», быть самому себе хозяином, чем реализация каких-либо прав[8].

К этому следует добавить, что в силу национального характера российского народа в нем одновременно уживаются свободолюбие и анархизм, верноподданичество и бунтарство. Для россиян характерны то свобода без границ, то безграничное, вплоть до холопского, почтение к власти. Нам очень не хватает равновесия, золотой середины, когда при проявлении той или иной крайности начинали бы действовать соответствующие противовесы.

Частная собственность составляет экономическую основу всякой свободы. Сегодня происходит переосмысление роли и значения частной собственности в жизни общества и отдельного человека. Многие успешно осваивают частную собственность и обретают материальный достаток. И все-таки на всероссийском уровне в качестве базовой ценности выступает смешанная форма собственности. Большинство россиян – за сохранение государственной формы собственности на все стратегические ресурсы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: