Политическая культура стран Востока

В настоящее время в мире всё больше актуализируется интерес к восточной модели культуры, в том числе и политической. Это обусловливается тремя факторами:

1. Процесс глобализации, охвативший современный мир, привёл к размыванию экономических, культурных и мировоззренческих границ, усложнил общественные противоречия и разрушил устойчивые коды и смыслы культуры. Ныне человек перестаёт понимать окружающий мир как нечто позитивное (затяжные экономические кризисы, экологические катастрофы, демографические взрывы, информационные и «цветные» революции и т. д.).

2. Процесс вестернизации не привёл к выравниванию социальных систем Восток-Запад, а наоборот, усилил противоречия между ними. Всё это заставляет переосмыслить западную модель развития, обратив внимание на альтернативные варианты, показывающие высокую эффективность и конкурентоспособность. Главным призёром глобализации ныне становится Китай. Неплохие результаты показывают также Индия и Южная Корея.

3. Возрастание интереса во всём мире к восточным религиям, системе ценностей и культуры азиатских стран, тем более что западная система ценностей не привела общество ни к гармонии, ни к процветанию.

Все эти явления не могли не отразиться и на политической культуре Востока, своеобразие которой обусловлено двумя основными факторами:

Во-первых, это специфика азиатского способа производства, основанного на общинном землепользовании, аграрном труде и его коллективистском характере. Во-вторых, это особенности духовной культуры, корни которой уходят не только в догматы буддизма, арабской и мусульманской религий, но и морально-этические нормы конфуцианства, даосизма, традиции легизма[19]. Например, политическая культура Востока заимствовала такие элементы конфуцианской морали, как патриотизм, дух просвещённого патернализма, развитое чувство долга и ответственности, высокую культуру труда, организованности, элементы коллективизма, стремление к личному и общественному совершенствованию. Отсюда характерная для политической культуры Востока преемственность, деликатное отношение к прошлому, генетическая связь прошлого, настоящего и будущего[20].

Характерной особенностью восточного типа политической культуры является уверенность в божественном происхождении власти. Власть не связана с какими-либо достоинствами личности, а исключительно дарована богом. Религия санкционирует и освещает политическую власть. Не случайно во многих странах Востока религия носит государственный характер[21]. Политика рассматривается как удел выдающихся личностей, а потому она не доступна простым смертным, подчиняется принципам божественного правления и кодексу поведения героев. В политике исключаются случайности, а сама политика понимается как средство гармонии, мира и согласия. Идея мира и согласия также заимствована у конфуцианства, утверждавшего: «Когда царит мир в отношениях между верхами и низами, не будет опасности свержения правителя».

Восточная политическая культура основана на признании ведущей роли государства, которое является носителем ценностных и нравственно-религиозных критериев, а потому призвано контролировать все стороны общественной жизни. Главная задача государства – обеспечение порядка, для чего необходимо укреплять чиновничий аппарат, вводить жесткие нормы, обязательные для всех. Лидирующая роль государства сохраняется и в рыночной экономике. Государство главенствует над личностью, выступая в роли патрона, оно обязано заботиться о благе народа, стремясь к социальной справедливости. «Когда богатства распределяются равномерно, то не будет бедности», – утверждал Конфуций. В основе справедливости лежит принцип уравнительности, т. е. статус человека в обществе определяется не его происхождением, связями, деньгами, личными успехами, а служебным усердием. Таким образом, политической культурой Востока государство признаётся как позитивная сила, обеспечивающая социальную стабильность. Отсюда предпочтение отдаётся авторитарным формам правления и харизматическим лидерам. При этом наблюдается явная сакрализация (обожествление) правителей, а их деятельность не требует контроля со стороны общества. В процессе управления обществом приоритет отдаётся местным правилам и обычаям над общегосударственными законами и установлениями.

Политическая культура Востока заимствовала у конфуцианства и буддизма принцип постоянного самосовершенствования всех участников политического процесса по мере своего взросления, обучения и воспитания. Ценности восточной культуры ориентируют личность на умеренное потребление, материальное не является главным смыслом человеческой жизни, выступая лишь средством обеспечения физического здоровья и комфортной духовной жизни. Осуждается жажда наживы, культ сокровищ, накопительство. Приоритетными являются духовные, а не материальные ценности, а цель общества состоит в обеспечении гармонии и равновесия. Личность несёт ответственность за нормальное функционирование общества, но при этом выполняет лишь исполнительские функции. Предпочтение отдаётся коллективным формам политического участия. Главными субъектами политики выступают группы, коллектив, общины, кланы, государство, а человек обязан подчинять личные интересы обществу.

Роль политических партий в странах Востока также различна. Например, в Индии, где партии возникли ещё в период британского владычества, они играют весьма заметную роль в политической жизни страны. Хотя в последнее время в Индии наметилась тенденция к двухпартийной системе, но по-прежнему ведущую роль в политической жизни страны играет партия ИНК (Индийский национальный конгресс). В Японии сложилась многопартийная система с ярко выраженным политическим центром[22]. Здесь наиболее сильны позиции и авторитет либерально-демократической партии (ЛДП), которой в течение полувекапришлось возглавлять процесс экономического восстановления страны в период послевоенной оккупации и обеспечивать научно-технологический прорыв, получивший название «японского чуда». В Китае, несмотря на формальную многопартийность, фактически существует однопартийная система, поскольку все другие партии не могут конкурировать с КПК (Коммунистической партией Китая), которой с момента образования КНР в 1949 году принадлежит руководящая роль в политической системе страны. КПК призвана играть роль мудрого регулятора и авангарда построения социализма с китайской спецификой, объединяющего наиболее сознательные и прогрессивные силы общества.

Несмотря на принципиальные различия западных и восточных политических культур, начиная с середины XX века, явно наметилась тенденция их синтеза и взаимовлияния, что связано с процессами глобализации и модернизации. Каковы будут перспективы этого сотрудничества, покажет время.

Контрольные вопросы:

1. Какие особенности характерны для политической культуры современной России? Дополните недостающие и аргументируйте свой выбор:

· Фрагментарность;

· Этатизм;

· Вестернизация;

· Коммерционализация.

2. Что такое клерикализм? Как он влияет, на Ваш взгляд, на политическую культуру разных стран?

3. Какие черты наиболее характерны для политической культуры стран Запада? Подтвердите свой ответ примерами из политической жизни современных западных государств.

4. Каковы особенности политической культуры стран Востока? В чём состоит её принципиальное отличие от политической культуры стран Запада?

5. Проведите сравнительный анализ политической культуры стран Запада и Востока. Составьте схему сравнительного анализа.

6. Какая модель политической культуры, на Ваш взгляд, более перспективна? Аргументируйте свой выбор.

Рекомендуемая литература по теме:

1. Алёхина, С.Н., Каргаполова, Е.В. Восток–Запад: в поисках эффективных моделей социального развития[Текст] / С.Н. Алехина, Е.В. Каргополова // Социальная политика и социология. 2010. № 2.

2. Воскресенский, А.Д. Политические системы и модели демократии на Востоке: учебное пособие для студентов вуза [Текст] / А.Д. Воскресенский. – М.: Аспект Пресс, 2007.

3. Ефимова, Н.М. Особенности политической культуры современного российского общества [Текст] / Н.М. Ефимова // Молодежь и выборы.: материалы II межрегион. науч.-практ. конф., 19 ноября 2010 г. - Киров, 2010.

4. Ирхин, Ю.В. Конфуцианские ценности, генезис, управление и потенциал Китая в XXI веке [Текст] / Ю.В. Ирхин // СГЗ. 2013. № 2.

5. Миронов, А.В. Ещё раз о том, что происходит с духовной культурой в России [Текст] / А.В. Миронов // СГЗ. 2012. № 4.

6. Петухов, В.В. Ценностная палитра российского общества: «идеологическая каша» или поиск новых смыслов [Текст] / В.В. Петухов // Мониторинг общественного мнения. 2011. № 1 (101).

7. Социально-политические процессы и ценности в условиях глобализации: монография [Текст] / под ред. А. С. Железнякова, З. П. Яхимович. – М.: Новый хронограф. 2012.

8. Урванцева, Т.В. Особенности политической культуры современной России [Текст] / Т.В. Урванцева // Сб. Ценности современной науки и образования: материалы международной научно-теоретической конференции. Т. 2. Киров. Изд-во ВятГГУ, 2008.

9. Черняховский, С. Политическая культура и политическая традиция в политическом процессе России [Текст] / С. Черняховский // Власть. 2011. № 4.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: