В основе теории лежат четыре наиболее существенных фактора, которые можно представить в виде ромба – детерминанты конкурентных преимуществ.
Страна располагает конкурентными преимуществами, если обладает не одним, а всеми элементами ромба.
Основные детерминанты конкурентных преимуществ:
1) факторные условия - наделенность страны / фирмы следующими факторами производства
- людские ресурсы – количество, квалификация и стоимость рабочей силы, норма рабочего времени, трудовая этика
- физические ресурсы – количество и качество полезных ископаемых, воды, земельных участков, лесных ресурсов, ресурсов гидроэнергетики, географическое положение и климатические условия страны
- инфраструктура – транспортная система, система связи, почтовая связь, система коммуникаций, здравоохранения
- ресурс знаний – ресурсы, которые концентрируются в институтах и университетах, а также в НИИ, банках данных
- денежные ресурсы – капитал, который может быть направлен на производство
|
|
2) условия спроса представлены тремя составляющими:
а) структура внутреннего спроса
б) величина и характер роста внутреннего спроса
в) интернационализация спроса
На структуру внутреннего спроса воздействуют следующие факторы:
ü Сегментная структура рынка – структура населения по возрастному, половому признаку, месту проживания, удельному доходу и проч.
ü Требовательность и разборчивость потребителей – чем более требователен потребитель, тем более развита товарная структура
ü Предполагаемые потребности покупателей – если в одной стране потребность в каком-либо товаре опережает потребность в этом же товаре в другой стране, то эта страна будет располагать конкурентными преимуществами, т.к. фирма должна уловить потребность в этом новом товаре.
Влияние величины и характера роста внутреннего спроса определяется по следующим показателям:
ü Емкий рынок – позволяет использовать эффект масштаба
ü Расширение рынка – дает возможность для развития технологий
ü Насыщение рынка – подвигает фирмы на экспорт, стимулирует обновление товара
Интернационализация спроса является важным фактором при завоевании конкурентного преимущества, поскольку:
ü Мобильные покупатели, т.е. граждане данной страны, посещающие многие страны мира, требуют тех же стандартов, услуг и товаров, которые присущи внутреннему рынку их государства
ü Развитие ТНК ведет за собой интернационализацию торговли, заставляет фирмы выходить на внешние рынки, а также дает возможность использовать мировой опыт.
ü Влияние фирмы на запросы зарубежных покупателей способствует тому, что зарубежные потребители, живущие продолжительный период времени в данной стране, тянут за собой спрос на те товары, к которым привыкли на родине.
|
|
Имеет также важное значение эффект демонстрации – фирмы других стран стараются перенять у страны (фирмы), имеющей конкурентные преимущества, опыт производства, особенности менеджмента, маркетинга и т.д., чему способствуют многочисленные выставки, ярмарки, распространение буклетов, каталогов.
3) родственные и поддерживающие отрасли – высокоеразвитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли.
Поддерживающие отрасли – отрасли-поставщики, т.е. отрасли, имеющие связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д.
Родственные отрасли – отрасли, в которых фирмы могут осуществлять взаимодействие между собой в процессе формирования цепочки ценностей, а также отрасли, имеющие дело с взаимодолняющими технологиями (производство фотоаппаратов и пленок, компьютеров и программного обеспечения).
4) стратегия фирмы, ее структура и конкуренты – наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержание конкурентного преимущества, а борьба с конкурентами стимулирует его.
На определение стратегии фирмы и удержание конкурентного преимущества влияют следующие факторы:
Ø Цели, к которым стремятся люди и управленцы – если в стране эти цели совпадают с источниками конкурентного преимущества, то эффект значителен
Ø Структура собственности – у крупной компании одни интересы, у мелкой – другие
Ø Индивидуальные цели – важную роль имеет система вознаграждений, поощрений, мотивов, социальные ценности, ориентация на труд, отношение в обществе к богатству
Ø Влияние национального престижа и национальных приоритетов – некоторые отрасли благодаря сложившейся конъюнктуре рынка могут быть негласно объявлены национальными отраслями, соответственно, сюда будет стремиться попасть более квалифицированная часть населения (национальный престиж)
Ø Конкуренция на внутреннем рынке – ни одна фирма, завоевавшая лидерство на мировом рынке, не достигла его, не побеждая, прежде всего на внутреннем рынке. Если существует конкуренция внутри, и данная фирма является лидером, то, естественно, на внешнем рынке она также стремится к лидерству.
Особые детерминанты конкурентных преимуществ:
1) случай или случайные события, благодаря которому может произойти изменение в конкурентном преимуществе (усиление или утрата). При этом, ни фирма, ни правительство не могут избежать следующих случайных событий:
Ø Результаты изобретений
Ø Крупные технологические сдвиги
Ø Революционное производство
Ø Резкое изменение цен на ресурсы
Ø Значительные изменения на мировых финансовых рынках (валютные курсы)
Ø Всплеск мирового или внутреннего спроса
Ø Политические решения зарубежных правительств
Ø Войны
2) государство (правительство) способно:
Ø Усиливать факторные условия
Ø Увеличивать спрос
Ø Содействовать организационным формам поддерживающих отраслей
Ø Формировать конкурентную среду
Детерминанты усиливают эффект друг друга, следовательно, усиливаются конкурентные преимущества.
Кластер – взаимосвязанная группа родственных отраслей. Он образуется благодаря вертикальной интеграции (покупатели-поставщики), а также горизонтальной интеграции (общая технология, используемая в отрасли, посредники, клиенты). Как правило, если какая-либо отрасль в стране обладает конкурентными преимуществами на мировом рынке, то она как локомотив вытаскивает близкие ей отрасли.
Вопросы для повторения
|
|
1. Проанализируйте основные взгляды меркантилистов, сильные и слабые стороны школы меркантилизма?
2. Раскройте суть основных классических теорий: теории абсолютных преимуществ и теории относительных преимуществ?
3. Основные положения теории Хекшера-Олина, парадокса Леонтьева.
4. В чем заключается суть теории эффекта масштаба, теории жизненного цикла продукта и теории конкурентных преимуществ М.Портера?