Международная торговля в системе МЭО. Государственное регулирование внешней торговли. Внешнеторговая политика

Международная торговля – одна из наиболее развитых форм МЭО, складывающаяся из двух противоположно направленных потоков – экспорта и импорта. При этом понятиям «экспорт, импорт» сопутствуют понятия «реэкспорт, реимпорт».

Внешняя торговля по динамике и стоимостным показателям опережает движение капиталов и другие виды внешнеэкономических связей. Она продолжает играть возрастающую роль в хозяйственном развитии стран, регионов, всего мирового сообщества, особенно в послевоенный период, когда стоимостные объемы мировой торговли быстро увеличивались, а их среднегодовые темпы роста примерно в 1,5 раза превышали темпы роста мирового производства.

Термин “внешняя торговля” подразумевает обмен той или иной страны с другими странами, который включает оплачиваемые экспорт и импорт товаров и услуг.

Согласно современной классификации внешнеторговой деятельности она подразделяется на обмен готовой продукцией, машинами и оборудованием, сырьем и услугами.

Международная торговля представляет собой совокупный товарооборот между всеми ее участниками. Соотношение между экспортом и импортом составляет торговый баланс. Международная торговля служит средством, с помощью которого страны, развивая свою специализацию, могут повышать производительность имеющихся ресурсов и таким образом увеличивать объем производимых ими товаров и услуг, а, следовательно, и уровень благосостояния народа.

Интенсификации товарообмена способствовал значительный прогресс в развитии международного разделения труда. Стимулом быстрого развития мировой торговли послужила революция в области информационных технологий.

По мнению отечественных специалистов, рост международной торговли явился следствием целого ряда факторов, к которым, относятся:

§ развитие международного разделения труда и интернационализация производства;

§ научно-техническая революция, способствующая обновлению капитала, созданию новых отраслей экономики, ускоряющих реконструкцию старых;

§ активная деятельность транснациональных корпораций на мировом рынке;

§ либерализация международной торговли, переход многих стран к режиму, включающему отмену количественных ограничений импорта и существенное снижение таможенных пошлин - образование свободных экономических зон;

§ развитие процессов торгово-экономической интеграции (устранение барьеров, формирование общих рынков, зон свободной торговли);

§ получение политической независимости бывшими колониями, выделение из их числа “новых индустриальных стран” с моделью экономики, ориентированной на внешний рынок.

Важным фактором роста мировой торговли является также существенный рост реэкспорта промышленных товаров, изготовленных в развивающихся странах с использованием компонентов и материалов, импортируемых в соответствии с системами торговых преференций.

Промышленно развитые страныконтролируют более 70% мирового товарооборота. Крупнейшими торговыми державами мира являются США, Германия и Япония, на которые приходится около трети мировых экспортно-импортных операций. В десятку крупнейших торговых стран мира входят Франция, Великобритания, Италия, Канада, Сянган (Гонконг), Нидерланды, Бельгия.

В последние годы прослеживается устойчивая тенденция к росту доли развивающихся стран в мировой торговле и прежде всего новых индустриальных стран Азии.По совокупному объему внешней торговли Сянган (Гонконг), Тайвань, Южная Корея, Сингапур, Малайзия и Таиланд уступают лишь США. На эти страны приходится более 10% общего объема мировой торговли.

За последние десятилетия проявились заметные различия в темпах роста и направлениях внешнеторговой (прежде всего, экспортной) деятельности субъектов мировой торговли, что привело к существенным сдвигам как в географической, так и в товарной структуре современной международной торговли.

Географическая структура международного обмена представляет собой систему распределения товарных потоков между отдельными странами, группами стран, формируемыми либо по территориальному, либо по организационному признакам.

Неравномерность динамики внешней торговли отчетливо прослеживается в последние 30-40 лет, что повлияло на соотношение сил между странами на мировом рынке.

В условиях современной глобализации международная торговля оказывается в тесной связи с главным фактором этого процесса – с деятельностью ТНК. При этом наблюдаются две противоположные, но вместе с тем сопутствующие друг другу тенденции. С одной стороны, рост производства на зарубежных предприятиях ТНК отчасти замещает экспорт в соответствующие страны. С другой стороны, эти предприятия стимулируют внешнеторговые потоки как по линии внутрикорпорационных связей, так и по другим направлениям.

К настоящему времени достаточно четко сложились три таких региона, получившие название триады: Западная Европа с ее центральным ядром – Европейским Союзом, Северная Америка с ее лидером – США и Азиатско-Тихоокеанский регион во главе с Японией, особенно быстро нарастивший свою экономическую мощь.

При этом следует различать региональную структуру международной торговли в целом, с одной стороны, и роль внутрирегиональной торговли, с другой. Значение последней, несмотря на некоторые колебания, обнаруживает несомненную тенденцию к росту. Общая доля трех регионов в международной торговле более чем на половину обеспечивается за счет внутрирегиональной торговли.

Государственное регулирование международной торговли имеет разные масштабы.

Во-первых, оно может быть односторонним, когда правительство одной страны без согласования или консультаций с торговыми партнерами прибегает к государственному регулированию внешней торговли. Эта мера связана с крайне тяжелым экономическим положением, с большим дефицитом государственного бюджета, а также с отрицательным сальдо платежного баланса. Обычно в ответ на этот шаг правительства стран – партнеров применяют аналогичные акции, что может привести к осложнению их политических отношений со страной-инициатором индивидуального государственного регулирования внешней торговли.

Во-вторых, государственное регулирование бывает двусторонним. Это происходит в том случае, когда две страны на основе взаимной договоренности согласовывают технические требования к упаковке, маркировке, договариваются о взаимном признании сертификатов качества и др.

В-третьих, государственное регулирование внешней торговли может быть и многосторонним (в рамках ВТО, ЕС и др.)

Внешнеторговая политика государства – это определение стратегии и совокупность разнообразных форм и средств деятельности государства, направленных на развитие и регулирование торговых отношений с другими странами мира.

Основными целями внешнеторговой политики являются:

· Изменение способа и степени включения данной страны в международное разделение труда;

· Изменение объема экспорта и импорта;

· Изменение структуры внешней торговли;

· Обеспечение страны необходимыми ресурсами;

· Изменение соотношения экспортных и импортных цен.

В зависимости от масштабов вмешательства в международную торговлю торговая политика государства бывает протекционистской и фритредерской (либеральной).

Протекционизм представляет такую государственную политику, которая направлена на защиту внутреннего рынка от конкуренции иностранных предпринимателей посредством применения тарифных и нетарифных методов. Протекционизм имеет своей задачей создать наиболее благоприятные условия для развития отечественного производства и национального рынка. Ее решение достигается установлением высокого уровня таможенного налога на импортируемые товары. С другой стороны, протекционизм предполагает поощрение экспорта отечественных товаров, повышение их конкурентоспособности на внешнем рынке с целью увеличения сбыта, а также завоевания новых рынков. Соотношение импортного и экспортного аспектов протекционизма изменяется в зависимости от международной экономической и политической ситуации, а также от отношения между отдельными странами или группами стран.

В реальной международной экономической ситуации существует несколько протекционистской политики:

· Селективный протекционизм, применяемый против отдельных стран или отдельных товаров;

· Отраслевой протекционизм – это политика, которая защищает определенные отрасли, к примеру, сельское хозяйство;

· Коллективный протекционизм представляет собой политику, проводимую группой стран в отношении третьих стран, не входящих в эту группу;

· Скрытый протекционизм, то есть такая протекционистская политика, которая осуществляется методами внутренних экономических мер.

Фритредерство (свобода торговли) предполагает незначительный уровень таможенных обложений и подразумевает всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на национальный рынок страны. Фритредерство – это политика весьма ограниченного государственного вмешательства во внешнюю торговлю страны, которая осуществляется на основе спроса и предложения.

Протекционизм и фритредерство никогда не достигали полного господства во внешнеэкономической деятельности большинства стран мира.

В отдельные исторические отрезки времени внешнеторговая политика склонялась в различные направления:

· В 50-60-е годы в мировой практике характерен отход от протекционизма к свободной торговле;

· В 70-е годы страны стали отгораживаться друг от друга разнообразными тарифными и нетарифными барьерами;

· В 90-х годах вновь возобладала тенденция развития в сторону большей либерализации и свободы международной торговли.

Отдельно выделяют политику автаркии – политику замкнутости и самообеспечения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: