22 декабря 2005 постановлением Правительства РФ в России организовано шесть особых экономических зон:
· четыре технико-внедренческих (инновационных) в городах:
ü Дубна,
ü Москва (Зеленоград, ТВЗ «Зеленоград»),
ü Санкт-Петербург (посёлок Стрельна, зона «Нойдорф»),
ü Томск;
· две промышленно-производственные зоны в городах:
ü Елабуга — ОЭЗ «Алабуга».
ü Липецк — ОЭЗ «Липецк».
3 февраля 2007 года постановлениями Правительства РФ в России создано семь особых экономических зон туристcко-рекреационного типа:
Ø в Краснодарском крае — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 70
Ø в Ставропольском крае — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 71
Ø в Иркутской области — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 72
Ø в Республике Бурятия — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 68
Ø в Республике Алтай — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 67
Ø в Алтайском крае — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 69
|
|
Ø в Калининградской области — Постановление Правительства России от 3 февраля 2007 г. N 73
В 2008 году было зарегистрировано более 50 резидентов ОЭЗ.
Также планируется создание портовых ОЭЗ в Красноярском крае, Ульяновской области и Хабаровском крае.
Кроме того, на всей территории Калининградской области действует Особая Экономическая Зона, созданная 01.04.2006 г. в соответствии с Федеральным законом № 16-ФЗ от 10.01.2006 г., которая имеет несколько особенностей: применение режима свободной таможенной зоны для большинства ввозимых на территорию области товаров, распространение ОЭЗ на всю территорию области и пр. По состоянию на 06.05.2008 г. данная ОЭЗ привлекла 56 официально зарегистрированных резидентов с общим объемом инвестиций 1 млрд 320 млн руб.
В ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» от 22 июля 2005 г. оговорено несколько условий создания ОЭЗ на территории России:
1. На территории государства могут создаваться только три типа ОЭЗ:
ü Технико-внедренческие (площадью не более 2 км²);
ü Промышленно-производственные (площадью не более 20 км²);
ü Туристско-рекреационные;
2. Никакая ОЭЗ, кроме зон туристско-рекреационного и портового типа, не может находиться на территории нескольких муниципальных образований или включать полностью территорию административного образования;
3. На территории ОЭЗ не допускается:
ü Добыча и переработка полезных ископаемых;
ü Производство и переработка подакцизных товаров, за исключением легковых автомобилей и мотоциклов;
ü ОЭЗ, кроме ОЭЗ туристско-рекреационного типа, могут создаваться только на земельных участках, находящихся в государственной собственности;
|
|
4. Решение о создании ОЭЗ принимается Правительством РФ по итогам проведения конкурса.
Кроме того, для Калининградской области Федеральным Законом № 16-ФЗ от 10.01.2008 г. предусмотрены особые условия функционирования ОЭЗ (распространение режима ОЭЗ на территорию всей области, значительные налоговые и таможенные льготы).
В соответствии с текущим российским законодательством те́хнико-внедре́нческая зо́на создаётся не более чем на двух участках территории, общая площадь которых составляет не более чем три квадратных километра. Зона не может располагаться на территориях нескольких муниципальных образований и не должна включать в себя полностью территорию какого-либо административно-территориального образования.
На момент создания технико-внедренческой особой экономической зоны земельные участки, образующие её территорию, за исключением земельных участков, которые предоставлены для размещения и использования объектов инженерной инфраструктуры и на которых размещены такие объекты, не должны находиться во владении и в пользовании граждан и юридических лиц, за исключением образовательных и научно-исследовательских организаций.
Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Тури́стско-рекреацио́нная зо́на (ТРЗ) — вид особой экономической зоны, создаваемой для развития и оказания услуг в сфере туризма.
Целями создания туристско-рекреационных зон являются: повышение конкурентоспособности туристской деятельности, развитие лечебно-оздоровительных курортов, развитие деятельности по организации лечения и профилактике заболеваний. В туристско-рекреационных зонах может осуществляться разработка месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов.
Законы о туристско-рекреационных зонах были приняты 19 мая 2006 года Государственной Думой России. Создание туристско-рекреационных зон способствует обеспечению благоприятного инвестиционного климата в России, появлению конкурентоспособного туристского продукта, переводу индустрии отдыха и путешествий на инновационный путь развития.
// Особенности туристско-рекреационных зон
Туристско-рекреационные зоны имеют отличия от особых экономических зон другого типа:
ü могут создаваться на одном или нескольких участках территории муниципальных образований.
ü на момент их создания на них могут располагаться земельные участки, находящиеся в пользовании граждан и юридических лиц.
ü в туристско-рекреационных зонах могут быть расположены объекты инфраструктуры, жилого фонда и иные объекты, находящиеся в различных формах собственности, включая частную.
ü земельные участки могут относиться к землям особо охраняемых территорий.