Объекты интеллектуальной собственности

Суммарная стоимостьсоздаваемых в мире технологий в настоящее время достигает 60% от величины всего ВВП. По данным ООН, во всем мире ежегодно издается более 60 тыс. технических и научных журналов, в которых публикуется более 1,3 млн научных статей. В фундаментальных науках объем знаний удваивается менее чем за 10 лет, в прикладных – обновляется каждое пятилетие. Каждые 7-10 лет происходит удвоение расходов на научные разработки. Темпы прироста расходов на НИОКР опережают темпы прироста мирового ВВП.

Международная торговля научно-техническими знаниями — это применение системы различных форм и методов, объединенных понятием «операции по торговле научно-техническими знаниями». Операции по торговле научно-техническими знаниями связаны с обменом результатами производственных научных исследований и разработок, имеющих не только научную, но и коммерческую ценность.

В качестве товара здесь выступают продукты интеллектуального труда, облеченные в форме патентов, товарных знаков, промышленных образцов, ноу-хау. Научно-технические знания поступают в оборот на основе либо отношений купли-продажи, либо отношений, возникающих в связи с получением временного права пользования результатами научных исследований и разработок на основе международных лицензионных соглашений, а также различного рода соглашений о предоставлении технических услуг типа инжиниринга.

В зависимости от характера предмета и правовой основы международные операций по торговле научно-техническими знаниями делятся на два вида: операции по торговле патентами и лицензиями и операции по торговле техническими услугами.

В целом Объекты интеллектуальной собственности подразделяется на:

- произведения, охраняемые авторским правом (научные труда, литература и художественные произведения, конструкторские чертежи, программа для ЭВМ, база данных, фонограмма, радиопередачи и т. д.)

- промышленная собственность (изобретения, полезные модели, товарные знаки, фирменные наименования, промышленные образцы, ноу-хау).

Законодательство по интеллектуальной собственности базируется на принимаемых в отдельных странах соответствующих патентных законах. Однако в международном масштабе пока еще полностью не сформирована система, регламентирующая единообразный порядок приобретения правовой охраны различных объектов интеллектуальной собственности и устанавливающая обязательные критерии патентособственности технического решения. К началу 21 века единые международно-правовые (патентные) требования были выработаны лишь в ЕС. Европейская региональная патентная система была создана на базе Европейской патентной конвенции подписанной в 1973 году.

Характерно, что основная часть объектов промышленной собственности защищается в двух странах – США и Японии. Однако между ними существуют разногласия, в частности, разделяя мнение всех остальных стран мира, Япония исходит из принципа, что изобретателем является лицо, которое первым подало заявку на патент. В США придерживаются иного принципа: патент может быть выдан не тому лицу, которое первым подала заявку на патент, а тому, кто сможет доказать, что данное изобретение сделано им.

Данное расхождение является причиной того, что до настоящего времени не подписан международный договор, дополняющий подписанную еще в 1883 году Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности. Главный смысл этой конвенции – создание условий для обеспечения охраны прав, возникающих в одном государстве, на территории других государств, подписавших данную конвенцию, то есть облегчение патентования изобретений иностранцами. Значительную роль в данной области призвана сыграть созданное в 1974 году рамка ООН Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС), которая опирается на многочисленные конвенции, договора и союзы государств. Россия участвует в работе ВОИС.

В рамках деятельности Всемирной торговой организации (ВТО) также действует Соглашение о торговых аспектах прав на интеллектуальную собственность (ТРИПС).

Охрана объектов авторского права возникает без всякой государственной регистрации, лишь на основании факта создания.

Охрана изобретений и других объектов промышленной собственности гораздо сильнее – запрещается несанкционированная имитация охраняемых объектов. Критериями охраноспособности изобретений обычно являются новизна, изобретательский уровень и промышленная применимость (либо их аналоги в законодательстве других стран).

Изобретения это технические решения, обладающие новизной и производственной полезностью. Они защищаются авторским свидетельствами (патентами), которые могут передаваться за соответствующие вознаграждения на определённый срок заинтересованным лицам (юридическим и физическим) путём оформления лицензионных соглашений.

Оформляя свои права на изобретение, авторы в специальном документе, называемом формулой изобретения, перечисляют основные признаки изобретения (в РФ - отличительные особенности по сравнению с раннее известными решениями).

К промышленным образцам обычно отнесется художественно – конструкторское решение изделия, определяющее его внешний вид.

К промышленно интеллектуальной собственности относятся также товарные знаки, иногда называемые брэндами (от англ. – клеймо фабричная марка.)

Полезные модели защищаются не во всех странах и по существу являются «малыми изобретениями».

Под товарными знаками обычно понимаются обозначения способные отличать товары и услуг одних лиц от однородных товаров и услуг других лиц. В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объёмные и другие обозначения или их комбинации. Товарный знак может быть признан недействительным, если незаконно зарегистрирован или с течением времени утрачены основания для дальнейшего поддержания в силе его государственной охраны – например, он вошёл во всеобщее употребления как обозначение товара определённого рода (аспирин, ксерокс, памперс). Основной функцией товарного знака является психологическое воздействие на покупателя в целях создания и поддержания у него высокого мнения о товаре. Экономическим содержанием товарного знака является его рыночная стоимость как нематериального актива, определяемая на основе оценки дополнительной прибыли от реализации марочных товаров от немарочных, цена которых обычно ниже на 15-25%.Например, эксперты оценивают товарный знак «Кока-кола» в 3 млрд. долл., «Столичная» - 200 млн. долл., «Крафт» - 13 млн. долл.

Термин ноу-хау впервые применён в США в судебном деле Дюранда против Брауна в 1916 году и означал умение или мастерство что-либо сделать с минимумом усилий. В настоящее время законодательство многих стран мира определяет «ноу хау» как организационную или коммерческую информацию, составляющую секрет производства. Понятие «ноу-хау» включает как различного рода технические знания и опыт, так и знания административного, экономического финансового или иного порядка (метода лечения болезней).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: