Основные этапы консультирования

Ни одна из теоретических ориентаций или школ психологи­ческого консультирования не отражает все возможные ситуации взаимодействия консультанта и клиента. Поэтому рассмотрим са­мую общую модель структуры консультативного процесса, назы­ваемую эклектической. Эта системная модель, охватывающая пять тесно связанных между собой стадий, отражает универсальные черты психологического консультирования.

1. Установление контакта с клиентом.На этой стадии консультант уста­навливает контакт (raport) с клиентом и достигает обоюдного доверия: необходимо внимательно выслушать клиента, гово­рящего о своих трудностях, и проявить максимальную ис­кренность, эмпатию, заботу, не прибегая к оценкам и мани­пулированию. Следует поощрять клиента к углубленному рас­смотрению возникших у него проблем и фиксировать его чувства, содержание высказываний, невербальное поведение.

2. Уяснение проблемы клиента. На этой стадии консуль­тант стремится понять и точно охарактеризовать проблемы клиента, устанавливая ее связь с проблемной ситуацией, контекстом проблемы. Точное опре­деление проблем позволяет понять их причины, а иногда указывает и на способы разрешения. Если при определении проблем возникают трудности, неясности, то надо вернуть­ся к стадии исследования. Пользуясь открытыми вопросами, консуль­тант побуждает клиента понять свою роль в возникновении проблемы, однако не навя­зывает своих решений.

3. Осознание желаемого состояния. Данная стадия является своего рода переломным моментом в ситуации консультирования. Она характеризует перевод запроса клиента, адресованный консультанту в виде просьбы о помощи, в позицию активного присоединения клиента к выработке возможных вариантов решения проблемы. Для клиента становится очевидным невозможность оставаться в “прошлом”, так сказать, пассивном качестве заказчика на решение его собственных проблем. Он начинает занимать активную рефлексивную позицию не только по отношению к новой, будущей модели жизни, но и процессу своего возможного участия в ее реализации.

4. Выдвижение альтернатив и формулирование терапевтической задачи. Выясня­ются и открыто обсуждаются возможные альтернативы ре­шения проблем. Осуществляется их крити­ческая оценка. Консуль­тант помогает клиенту разобраться, какие альтернативы подходят и являются реалистичными с точки зрения пре­дыдущего опыта и настоящей готовности измениться. Со­ставление плана реалистичного решения проблем должно также помочь клиенту понять, что не все проблемы разре­шимы. Психолог должен объяснить, что некоторые проблемы требуют слишком много вре­мени; другие могут быть решены лишь частично посред­ством уменьшения их деструктивного воздействия на поведение. Клиент должен усвоить, что частичная неудача в самостоятельной реализации выбранного плана - еще не катастрофа, и следует продолжать реализовывать план решения пробле­мы, связывая все действия с конечной целью.

5. Обобщение результатов взаимодействия. На этой стадии консультант предпринимает усилия по изменению мыслей и чувств клиента в плане усиления позитивного настроя на его самостоятельные действия по реализации избранного варианта решения проблемы вне ситуации консультирования, т.е. в повседневной жизни. При необходимости возможно уточнение плана ре­шения. Может определяться конкретное домашнее задание, а также обсуждаться вопрос о необходимости обращения и к другим специалистам.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: