Теле- и радиовещание

В Западной Европе и США существуют две модели организации теле- и радиовещания: общественная и коммерческая, которые сложились в конце 1940-х – начале 1950-х гг., когда телевидение становится СМИ.

Основной источник финансирования коммерческого теле- и радиовещания – рекламная деятельность. Расценки на рекламу диктует рейтинг – результат промеров численности аудиторных групп определенной телекомпании или конкретной передачи. Методика определения рейтинга была впервые применена в 1930-х гг. Чем выше рейтинг, тем выше тариф. Поэтому качество вещательного продукта уходит на второй план, главным становится показатели рейтинга. Продукт телевидения в данном случае – не программы, а привлекаемая ими аудитория. Покупатель продукта – рекламодатель.

Вследствие этого коммерческое телевидение отказывается от качественных, но низкорейтинговых программ в пользу популярных. Характерные для этой модели телевидения передачи – это викторины, конкурсы, различные шоу, мыльные оперы и другие сериалы, низкокачественные кинофильмы. Такое телевидение формирует пассивного зрителя с усредненными предпочтениями.

Отличительными признаками коммерческого телевидения являются повышенное внимание к «звездам»; драматизация событий в новостях (выбор наиболее зрелищных, драматических кадров, сцен насилия, жестокости, катастроф, войн, отодвигание незрелищных событий на второй план); недостаточное внимание к общественно значимым проблемам государственной политики и местного самоуправления; недостаточный учет потребностей специфических аудиторий.

Данная модель радио- и телевещания сложилась раньше других стран в США (NBS, CBS, ABC).

Общественное теле- и радиовещание раньше всего сложились в Великобритании. Принципы ВВС стали образцом для других общественных вещателей. К ним относятся:

всеобщность вещания – равные возможности приема всеми гражданами страны, географическая всеохватность;

универсальность обслуживания, учет разнообразных вкусов и интересов аудитории, потребностей разных групп населения;

идейный плюрализм и содержательное многообразие т.е. реализация функции общественного форума, удовлетворение потребностей не только большинства, но и национальных, религиозных, культурных меньшинств;

использования прямых форм финансирования гражданами вещательной деятельности, т.е. взимание абонентской платы с владельцев теле- и радиоприемников;

редакционная независимость – отсутствие прямого контроля со стороны правительства, коммерческих структур, политических партий;

приоритетное внимание к качеству и содержательности передач; – некоммерческие подходы к оценке.

социальная ответственность и подотчетность – создание наблюдательных советов, отчеты перед представителями власти, реагирование на жалобы зрителей по качеству передач, публикация открытых отчетов о реализации программной политики и о результатах деятельности.

В настоящее время наблюдается некоторый кризис общественного теле- и радиовещания. Его упрекают, с одной стороны, за излишнюю элитарность и навязанную всей аудитории в обязательном порядке абонентскую плату, с другой стороны, за снижение уровня программ под влиянием коммерческих вещателей. Действительно, в последние годы стало очевидным сближение программной политики обеих моделей. На общественном телевидении происходит

размывание серьезных жанров. В новостных программах все более ощутим инфотеймент (information-entertainment) – род медийных материалов, в которых аудитории под видом новостей предлагаются развлекательные сюжеты, не имеющие информационно-новостной значимости. Документальные передачи заменяются «докумылом»: показ реальных событий, документированных видеокадрами и фотоснимками, сочетается с драматическими реконструкциями событий. Игра актеров способствует воссозданию незадокументированных моментов. Осуществляется реконструкция исторических или криминальных сцен. Вымышленные диалоги показывают «как это было». Отсутствует четкая граница между фактом и вымыслом. Общественное телевидение характеризуется сегодня также большим количеством сериалов и щоу не всегда высокого качества.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: