Теле- и радиовещание Франции

Французское телевещание в последнее время стало намного более разнообразным в связи с разрушением государственной монополии, которая была ликвидирована законами 1981, 1982 и 1986 годов. Так, если в 1980-е годы существовало всего 3 метровых канала, то теперь 7 метровых и более сотни тематических. Среди тематических каналов на первом месте находятся киноканалы (19 каналов), затем молодежные (14 каналов), документальные (12 каналов) и музыкальные (11 каналов). Самыми доходными являются киноканалы, каналы спортивные, молодежные и каналы сериалов.

Телевидение подразделяется на общественное и коммерческое. Изначально общественное телевидение во Франции приравнивалось к государственному. Но после ликвидации государственной монополи принципы управления и финансирования общественного канала стали схожими с другими европейскими странами. Директоров общественных каналов назначает специальные орган – Высший совет по аудиовизуальным СМИ. Эта структура является выборной и включает 12 человек, представляющих обе палаты парламента, назначенных правительством и президентом. Система финансирования общественного телевидения смешанная: частично за счет абонентской платы (около 75 процентов, при том что ее уровень значительно ниже, чем в других европейских странах), частично за счет рекламы (около 25 процентов, что объясняется существующими в стране ограничениями на рекламу в общественном телевидении). Ограничения на рекламу вкупе с низкой ставкой абонентской платы приводят к хроническому недофинансированию французского общественного телевидения, а это препятствует открытию новых тематических каналов общественного вещания и развитию наземного цифрового вещания.

Французское общественное телерадиовещание состоит из следующих подразделений:

- группа France Télévisions (Франс Телевизьон), куда входит общественный общенациональный канал France 2, канал регионального программирования France 3, образовательный и публицистический канал France 5 и радиостанция Radio France Outre-Mer (Радио Франс Утр-Мер), вешающая во французских заморских департаментах;

- совместный франко-немецкий канал ARTE (Арте), специализирующийся на культурных и публицистических передачах;

- международная радиостанция Radio France International (Радио Франс Интернасьональ), вещающая во всем мире на нескольких десятках языков;

- холдинг Radio France (Радио Франс), куда входит общественно-политическая радиостанция France Inter (Франс Интре), информационная France Info (Франс Инфо), сеть региональных радиостанций France Bleue (Франс Бле), музыкальная France Musique (Франс Мюзик) и культурная France Culture (Франс Кюльтюр);

- Национальный аудиовизуальный институт (Institut National de l’Audiovisuel), основной миссией которого является исследовательская и архивная деятельность в сфере телерадиовещания.

Коммерческое телевидение представлено во Франции двумя общедоступными метровыми каналами – TF-1 (ТФ 1) и M6 (М6) и одним платным метровым - Canal+ (Каналь плюс). Самым успешным является канал TF-1 (ТФ 1)– некогда первый телевизионный канал, приватизированный в ходе ликвидации государственной монополии. Сегодня он принадлежит строительному концерну Bouygues (Буг). Canal+ (Каналь плюс) является крупнейшим в Европе платным телевизионным каналом, распространяющимся по радиорелейным линиям на основе концессии, выданной государством. С 2000 года он принадлежит концерну Vivendi Universal (Вивенди Юниверсал), одной из первых французских глобальных медиакомпаний. Канал имеет весьма специфический статус, так как является платным только в определенные часы (в основном в прайм-тайм), но его подписчики могут за плату смотреть дополнительно несколько каналов. Всего у канала во Франции насчитывается почти 5 миллионов подписчиков.

Кабельное и спутниковое телевидение Франции заметно отстает от этих сегментов медиарынка в других европейских странах. Вместе с тем темпы роста кабельного и спутникового телевидения в 2,5 раза превышают скорость роста метровых каналов. В настоящий момент рынок кабельного телевидения делят между собой 4 крупных оператора связи France Telecom Cable (Франс Телеком Кабль), Numéricable, Noos (Нос), UPS France (ЮПС Франс), его аудитория 2,5 мил. человек. Кабельным телевидением пользуется 3,5 мил. человек и на рынке оно представлено двумя компаниями: Canal Satellite (Каналь сателлит), Télévision par Satellite (Телевизион пар сателлит).

Сектор французского радиовещания в настоящий момент включает 1200 радиостанций, примерно половину из которых составляют радиостанции ассоциаций, общественных организаций, объединений и предприятий. Самыми рейтинговыми считаются информационные радиостанции, такие как RTL (эр-те-эль), Europe 1 (Эроп 1), France Inter (Франс Интер). Затем следуют музыкальные: NRJ (НРЖ), Nostalgie (Ностальжи), Skyrock (Скайрок). Сектор радиовещания считается наименее привлекательным для рекламодателей.

Литература для дальнейшего чтения

1. Беглов С.И. Четвертая власть: британская модель. История печати Великобритании от «новостных писем» до электронных газет. М., 2002.

2. Больц Н. Азбука медиа. М., 2011.

3. Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М, 2003.

4. Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. М, 2004.

5. Грабельников А.А. Система средств массовой информации. Библиографический справочник. М., 2009.

6. Дэннис Э., Мэррилл Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

7. Доти, Д. Паблисити и паблик рилейшенз. М., 1998.

8. Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М, 2004.

9. История зарубежной журналистики. 1945-2008. Хрестоматия. М., 2011.

10. Карпухин О.И. Макаревич Э.Ф. Формирование масс: Природа общественных связей и технологии «паблик рилейшнз». Опыт историко-социологического исследования. Калининград, 2001.

11. Кучерова Г.Э., Гартунг Ю.В. Г.Ле Бон: Методологические основы функционирования массовой коммуникации в условиях «эры толпы» // Акценты: Новое в массовой коммуникации: Альманах. Воронеж, 1999. Вып. 3-4

12. Литвиненко А. Газеты Германии в ХХI веке. От кризиса к модернизации. М., 2011.

13. Майн, Г. Средства массовой информации в Германии. UVK Medien 2000.

14. Медиа. Введение. / Под ред. А. Бриггза, П.Кобли. М., 2005.

15. Михайлов С.А. Современная зарубежная журналистика. М., 2002.

16. Михайлов С.А. Журналистика США. М., 2001.

17. От книги до Интернета. Журналистика и литература на рубеже нового тысячелетия. / Под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2000.

18. Прутцков Г.В. История зарубежной журналистики. 1929-2011. М., 2011.

19. Радиожурналистика. Под ред. проф. А.А. Шереля. М., 2002.

20. Романовский И.И. Масс Медиа. Словарь терминов и понятий. М., 2004.

21. Сиберт Ф.С., Шрам У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

22. Сметанина С.И. Медиа-текст в системе культуры. СПб, 2002.

23. Тангейт, М. Медиагиганты. М., 2006.

24. Трыков В. История зарубежной журналистики. От истоков до Второй мировой войны. М., 2007.

25. Шарончикова Л.В. Печать Франции. М., 1995.


[1] https://www.mediadb.eu/rankings/intl-medienkonzerne-2011.html. 15.08.2011

[2] Распространение / разглашение сведений, позорящих, унижающих честь и достоинство конкретного физического или юридического лица. Отличие диффамации от клеветы заключается в распространении сведений, являющихся достоверными.

[3] https://tvbythenumbers.zap2it.com/2011/06/02/final-broadcast-season-primetime-network-ratings-viewership/94461/


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: