Под местной властью здесь условимся понимать власть на более низком управленческом уровне, чем региональная власть (условно ассоциируемая с ATE первого порядка). В качестве синонима можно также использовать понятие "муниципальная власть".
В политической регионалистике государство принято рассматривать как "слоеный пирог". Публичная власть в нем делится как на ветви, так и на территориальные уровни. "Слоистая" структура появляется эволюционно, в результате функционально-ролевой дифференциации публичной власти (возникновение ветвей власти) и упорядочения отношений между центром и регионами, взаимной увязки общенациональных и местных интересов (территориальные уровни власти). Нередко в современных работах муниципальная власть рассматривается как четвертая власть, наряду с исполнительной, законодательной и судебной. В этом есть своя доля правды, поскольку муниципальная власть может быть функционально обособлена от "классических" ветвей власти. Хотя было бы правильнее считать ее одним из территориальных уровней власти.
|
|
Важной проблемой является соотношение регионального и местного уровней власти. Если в демократическом унитарном государстве самоуправление сосредоточено в основном на местном уровне (хотя в русле децентрализации развивается и на уровне регионов), то в федерации самоуправление действует и на региональном, и на местном уровне. Некоторые федерации специально подчеркивают трехуровневую управленческую модель, которую они используют, с выделением общенационального, регионального и муниципального уровней[8] (пример Бразилии). Развитие сильного и независимого местного самоуправления акцентировано в Мексике (штаты делятся на свободные муниципии).
В то же время отмечается сходство федеративных государств с унитарными в том, что касается моделей организации местной власти. Все основные модели местного самоуправления имеют примеры, связанные как с федеративными, так и с унитарными государствами.