double arrow

Вопрос 35: Раскрыть сущность и задачи физического воспитания. Раскрыть пути реализации задач физического воспитания школьников

Физическое воспитание —многогранный процесс организации и сти­мулирования физкультурно-оздоровительной деятельности учащихся, на­правленной на укрепление потребностизанятиях физической культурой и спортом, осмысление их психо-физических основ, развитие физических сил и здоровья, а также выработку санитарно-гигиенических навыков, при* вычек и здорового образа жизни. Физическое воспитание есть целенаправ­ленная, четко организованная и планомерно осуществляемая система физ­культурной и спортивной деятельности детей. Она включает подрастающее поколение в разнообразные формы занятий физической культурой, спортом, военно-прикладной деятельностью, гармонично развивает тело ребенк* в единстве с его интеллектом, чувствами, волей и нравственностью.

Цель физического воспитания состоит в гармоничном развитии тела каждого ребенка в тесном, органичном единстве с умственным, трудовым, эмоционально-нравственным, эстетическим воспитанием.

Как результат физического воспитания выступает физическое разви­тие. Физическое развитие выражается в тех качественных изменениях, ко­торые происходят в человеке при укреплении его физических сил и здоровья под влиянием благоприятной природной среды, собственной работы над собой и специально организованного воспитания.

К факторам физического воспитания относят: природные факторы (солнце, воздух, вода); санитарно-гигиенические факторы (проветривание класса, утренняя зарядка, влажная уборка, физкультминутки и др.); физи­ческие упражнения (спорт, физкультура, туризм, гимнастика).

В комплексной программе физического воспитания учащихся I—XI классов общеобразовательной школы к основным задачам отнесены:

♦ укрепление здоровья, закаливание, повышение работоспособности;

♦ воспитание высоких нравственных качеств, потребности в система­тических физкультурных упражнениях; понимание необходимости физи­ческой культуры и заботы о здоровье;

♦ стремление к физическому совершенствованию;

♦ готовность к труду и защите Отечества;

♦ приобретение минимума знаний в области гигиены, медицины, фи­зической культуры, спорта, военно-прикладной деятельности;

♦ обучение двигательным навыкам и умениям, их применению в слож­ных ситуациях; развитие двигательных качеств;

♦ формирование эстетического восприятия красоты человеческого тела,
особенно в процессе гимнастических и атлетических упражнений, в игро­вых и состязательных ситуациях.

Содержание физического воспитания школьников определяется Программой и Концепцией воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь.

К Программе тесно примыкает работа по физическому воспитанию детей, проводимая общественными организациями, спортивными обще­ствами, объединениями при клубах, ДЭЗах, в дворцах, домах пионеров и школьников, в специализированных спортивных школах. Для школьни­ков организуются летние спортивные лагеря, туристические походы и экс­педиции. Значительный вклад в организацию физического воспитания де­тей вносят средства массовой информации — радио, телевидение, печать. Физкультурные и спортивные занятия детей в секциях спортобществ, в ДЮСШ, специализированных спортивных школах открывают многим ребятам дорогу в большой спорт.

Физическое воспитание учащихся неразрывно связано со всеми други­ми видами учебно-воспитательной работы. В процессе занятий физкульту­рой осуществляется умственное воспитание, формируется тактическое мыш­ление, вырабатывается способность принимать решения в экстремальных ситуациях. В плане трудовой подготовки школьников физкультура приучает к выдержке, настойчивости, умению довести дело до конца, помогает про­явить выносливость, ловкость, сноровку, быстро приобрести умения и на­выки. Физкультурные занятия формируют у детей добрую волю, выдержку, справедливость, честность в борьбе, коллективизм. С их помощью достига­ется гармония человеческого тела и духа. Школьники развивают в себе спо­собность эстетического восприятия красоты человеческого ума и тела, про­являющейся в движении, борьбе, преодолении препятствий. Физическое вос­питание — неотъемлемая часть и основа всестороннего развития личности. Таким образом, основными путями реализации задач физического воспитания являются урок физкультуры, соблюдение санитарно-гигиени­ческих и оздоровительных норм на всех учебных занятиях, внеурочная и внеклассная физкультурно-спортивная деятельность, трудовая деятель­ность, спортивно-массовая внешкольная деятельность.

К критериям физической воспитанности относятся соответствующие возрастным возможностям детей показатели физического развития: дви­гательные качества, умения и навыки, выносливость, ловкость, способ­ность выдерживать нагрузки в беге, подтягивании, упражнениях, закален­ность организма, здоровье, владение умениями и навыками, необходимы­ми для активного участия в спортивных играх.

Показателями физической воспитанности, нравственно-физической культуры являются: систематическая физзарядка и тщательное соблюде­ние личной гигиены; четкая организация труда и отдыха, полезное для тела и духа проведение свободного времени; последовательное проявле­ние нравственной принципиальности и нетерпимости к злу; развитая спо­собность эстетического наслаждения содержанием и формой прекрасно­го в физической деятельности человека и др.

Таким образом, физическое развитие создает предпосылки для полно­ценной умственной деятельности. Физически здоровый человек лучше проявляет себя в производительном труде, меньше утомляется. Физиче­ское воспитание, участие в спортивно-массовых мероприятиях способству­ют формированию нравственной культуры, товарищества, требовательно­сти к себе, а также укреплению волевых свойств.

Вопрос 36: Раскрыть сущность и задачи валеологического воспитания. Определить пути реализации задач валеологического воспитания школьников

Жизнерадостность, ощущение счастья, высокая продуктивность всех видов деятельности школьника неразрывно связаны с хорошим самочув­ствием и наилучшим функционированием всех систем организма. Воспитывать такого ребенка легко и приятно.

Здоровый ребенок с удовольствием и радостью включается во все дела. Он оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами. А это залог успешного развития всех сфер личности, всех ее свойств и качеств.

Обратимся к П. Бреггу: «Создав сильное, крепкое тело, вы сможете про­тивостоять всем жизненным трудностям. Здоровье, сила, выносливость, за­пас жизненных сил и энергии — вот ваше оружие против стрессов и жиз­ненных невзгод. Давайте смотреть фактам в лицо. Ведь мы живем сегодня в жестоком, преступном, грубом, бесчувственном мире. И горе слабым!

Самосохранение — первый закон жизни. Вы, живущие на Земле... Вы должны быть бодрыми и здоровыми, чтобы вести битву за нормаль­ную, приносящую радость жизнь». Н. И. Новиков отмечал: «Научайте детей ваших здравие и крепость тела ценить выше богатства и красоты, похвалу совести выше почтения и похва­лы людской и добродетель выше богатства, чести, здравия и жизни».

Платон в трактате о государственности писал: «Трудно представить себе лучший метод воспитания, чем тот, который открыт и проверен опы­том веков; он может быть выражен в двух положениях: гимнастика для тела и музыка для души».

Здоровый образ жизни стал в наше время не только проблемой, но и мод­ной тенденцией. Чтобы определить понятие «здоровый образ жизни», надо раскрыть понятие «здоровье» и «образ жизни». Устав Всемирной организа­ции здравоохранения определяет здоровье как состояние полного физиче­ского, морального и социального благополучия, а не только отсутствие болез­ней и физических дефектов. Здоровье — это естественное состояние орга­низма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой. Понятие «образ жизни» включает физическую, психо-интеллектуальную и трудовую деятельность человека; двигательную активность, общение и бы­товые взаимоотношения; привычки, режим, ритм, темп жизни, особенности работы, отдыха и общения. Образ жизни, положительно влияющий на здоро­вье, определяется понятием «здоровый образ жизни».

Современные ученые считают, что слагаемыми здорового образа жиз­ни являются: 1) оптимальный двигательный режим; 2) тренировка имму­нитета и закаливание; 3) оптимальное питание; 4) психо-физиологическая регуляция; 5) психо-сексуальная и половая культура; 6) рациональный ре­жим жизни; 7) отсутствие вредных привычек; 8) высокая медицинская ак­тивность.

Связь здорового образа жизни и воспитания просматривается на протя­жении веков.

Наука о включении человека в формирование своего здоровья называ­ется «валеология», а направление воспитания, связанное с формировани­ем у учащихся культуры здорового образа жизни, называется «валеологическое воспитание».

В педагогической литературе выделяют причины внедрения валеологического воспитания в учебно-воспитательный процесс:

♦ ухудшение среды обитания человечества;

♦ увеличение нервно-психических расстройств, ОРВИ;

♦ непомерные нагрузки на позвоночник;

♦ малоподвижный образ жизни;

♦ учащение заболеваний у детей сердечно-сосудистой системы, зре­ния, щитовидной железы и др.;

♦ социальная неустроенность;

♦ переутомление школьников;

♦ неквалифицированное отношение педагогов и родителей к жизнеде­ятельности учащихся и др.

Формирование культуры здорового образа жизни в школе включаете себя:

♦ усвоение учащимися сущности таких понятий, как «жизнь», «здоро­вье», восприятие их как общечеловеческих ценностей;

♦ формирование умения отличать физическое и нравственное; воспи­тание бережного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих;

♦ формирование способности видеть взаимосвязь и взаимозависимость
в таких триадах: жизнь — здоровье — окружающая среда; жизнь — здо­ровье — безопасность;

♦ осознание значимости физического и умственного труда, физкуль­туры и спорта, туризма, общения с природой.

В основу воспитания как здорового образа жизни должны быть положе­ны три основные идеи:

♦ Суть и содержание, конечная цель и результат здорового образа жизни — триединство: гармония тела, торжество духа, ясность ума. В воспи­тательном процессе это можно считать целью: самовоспитание педагога
и организация воспитательного процесса с учащимися, инструментовка
самовоспитания школьников.

♦ Педагог сам должен быть поборником идеи здорового образа жиз­ни, сам находиться в постоянном движении к идеалам гармонии тела,
духа и ума, сам жить и творить свою педагогическую деятельность
по законам истины, добра и красоты. Примемся делать это с твердой
уверенностью, оптимизмом, ощущением наслаждения и счастья, ибо именно это делает такую позицию педагога увлекательной, притягатель­ной, а значит, способно увлечь воспитанников, включить их в процесс саморазвития и самовоспитания.

♦ Идеи и методика здорового образа жизни должны пронизывать всю
систему воспитательной работы
классного руководителя (воспитателя)
с классом, отдельными учащимися, коллегами-педагогами, родителями
и вообще со всеми людьми, с которыми он общается. Это возводит воспи­тательный процесс (специально организованный, формальный) до уровня
счастливой совместной жизнедеятельности, которая только и способна ин­струментовать воспитание как создание позитивных условий для самоактуализации личности и педагога, а также его воспитанников.

Начинается формирование здорового образа жизни в школе с соблюдения режима учебы, труда и отдыха. В школе и дома необходимо создавать нормаль­ные условия для занятий, менять места расположения учащихся, приучать к выполнению режима дня. К гигиеническим условиям относят ношение удоб­ной одежды и обуви, чистоту воздуха, питьевой воды, освещенность жилища, рациональное и полноценное питание. Больших усилий требует работа по про­филактике у детей вредных привычек. Устранение негативных явлений и со­здание нормальных условий непосредственно в учебном процессе послужит оздоровительным фактором телесного и нравственно-психологического состоя­ния учащихся. Основными путями оздоровления учебного процесса могут быть:

♦ создание гибких учебных планов и программ, позволяющих диффе­ренцировать обучение школьников в зависимости от их обучаемости и индивидуальных особенностей;

♦ организация компенсирующего обучения в виде дополнительных за­нятий, консультаций и другой помощи нуждающимся учащимся;

♦ совершенствование классно-урочной системы, предусматривающей
групповые формы учебных занятий, создавая при этом временные учени­ческие коллективы;

♦ практика модульного (блочного) изучения учебных предметов, поз­воляющая индивидуализировать продвижение учащихся в усвоении про­граммного материала;

♦ активизация познавательной деятельности учащихся путем увели­чения творческих работ, устранения шаблона, монотонности и однообра­зия в обучении, создание атмосферы самостоятельного поиска решения
Дидактических задач;

♦ усиление практической и социальной направленности содержания
учебного материала;

♦ создание нормального психологического климата во взаимоотноше­ниях учителя с учащимися и учащихся между собой, организация взаимо­помощи и взаимоконсультирование тех, кто нуждается в помощи;

♦ развитие педагогического мастерства учителя по оказанию помощи
Учащимся в преодолении трудностей в учебном процессе, практикуя здо­ровое соревнование, одобрение, поощрение и саморазвитие.

Кроме сопутствующих способов сохранения здоровья учащихся, су­ществуют специально организованные формы и методы оздоровления:

♦ спецкурс «Здоровый образ жизни»;

♦ валеологическая служба из числа медработников, психологов, социологов;

♦ аудиовизуальная терапия;

♦ эстетика помещения;

♦ ароматерапия;

♦ ритмопедия — слабое воздействие на зрение и слух путем специально
подобранной музыки, световой гаммы светильников, акустических материалов;

♦ релаксация (психолого-физиологическая саморегуляция);

♦ игровые методы и упражнения.

Всегда нужно помнить триаду факторов, взаимосвязь которых влия­ет на здоровье человека: внутренние переживания — поведенческая ре­акция — изменения в организме и наоборот — здоровье органов челове­ка влияет на его поведение и чувства. Таков закон природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: