РЕАЛИЗМ ЦЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ
А. С. Макаренко неоднократно подчеркивал: цели воспитания не могут быть выведены ни из чего другого, кроме как из общественных потребностей, «из нужд нашего социалистического строительства». Однако надо учитывать и то, что цели воспитания не могут быть представлены в виде педагогического пересказа политических установок. Решительно все в воспитании должно преломляться через экономические возможности сегодняшней школы, положение и мастерство учителя, психологию ученика, позицию педагогической общественности, учитывать материальные, культурно-исторические реальности, семейные идеалы, национальные традиции, социальную ситуацию в целом и, конечно, ни в коем случае не игнорировать недостатки образованности и воспитанности людей. Иначе говоря, основанием для выработки целей воспитания школьников сегодня становится наряду с общественной потребностью — практическая их достижимость, реализм.
В этом смысле программная задача — формирование гармонической, всесторонне развитой личности — должна рассматриваться в качестве идеальной цели, к которой стремится и общество и школа. Но цели, как известно, бывают ближние и дальние. Можем ли мы говорить о всестороннем развитии как о самой близкой перспективе? Есть ли такие возможности у общества уже сейчас? Ответим честно: возможностей, чтобы каждый без исключения мог максимально развить свои умственные и художественные способности, технические таланты, действительно овладел физической и духовной культурой (а не просто познакомился с ней), чтобы трудился в той области, которая наиболее благоприятна для расцвета его личности и где он мог бы раскрыть весь свой творческий потенциал, — таких возможностей пока нет.
|
|
Заявляя всестороннее развитие личности в качестве цели воспитания, некоторые теоретики имеют в виду лишь создание материальных условий для занятия детей той или иной деятельностью скажем, ходит подросток в школу, изучает математику, физику, биологию, литературу, — значит, получает умственное развитие. Но так ли это? Это лишь внешняя сторона проблемы. Суть же дела в качестве, в содержании образования, т.е. в том, чему и как учат детей. Если методика основана на зубрежке, на запоминании фактов, а не на логико-аналитическом, проблемном обучении в сочетании с чувственным опытным познанием, то разве это предпосылка умственного развития? Оно остается весьма далеко от того идеала, который имеется в виду в «теории всестороннего развития».
Нельзя не учесть и такой субъективный фак-
тор, как желание и готовность самих учащихся развивать свои дарования и способности. Этот фактор формируется, конечно, в результате школьного и семейного воспитания. Но в первую очередь он является результатом воздействия общественной культуры. Она же, как известно, развивается десятилетиями, если не веками.
|
|
В понимании целей образования и воспитания нам пора отказаться от формализма и стать на реальную почву. Кому приносит пользу самообман? Он не нужен ни обществу, ни личности тем более. Вот почему столь актуален сегодня разговор о базовом образовании как о ближайшей перспективе, том минимуме, который необходим каждому и который государство, общество могут и должны реально обеспечить, а учащиеся, в зависимости от способностей усвоить в разные сроки. Эти вопросы занимают главное место в новой концепции воспитания.
Базовое образование включает в себя то обязательное, что дает основание школьнику включаться в самостоятельную жизнь и совершенствовать себя — свой ум, таланты, свои индивидуальные дарования — всю последующую жизнь. И если при этом все же у талантливого артиста не будут развиты и технические склонности, а у землепашца-экспериментатора не разовьется музыкальный слух или дар конструктора — придется с этим смириться. Более того, еще долгое время придется считаться с тем, что у сельских тружеников нет благоприятных условий для саморазвития и культурного роста, а у городских хуже со здоровьем, трудовой и физической закалкой. Хотя вовсе не следует с этим мириться и не делать все возможное для улучшения положения.
Означает ли высказанный скепсис, что идеальной цели быть не должно. Нет, ни в коем случае не означает. Перспектива дает общественную энергию и государству и людям. Но должен быть одновременно и трезвый, взвешенный подход к определению целей и задач воспитания.
Реальная цель сегодня — дать каждому школьнику базовое образование и культуру и на их основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности, государственной власти на местах.
Живя и общаясь между собой в коллективах, люди разносторонне обогащают друг друга — теми качествами, которые у них лучше развиты. Так, за счет богатства отдельных личностей мы приходим к всестороннему развитию коллектива. И это вполне достижимая задача, обеспечивающая диалектику взаимообогащения коллектива и личности, нацеливающая на индивидуальный подход к каждому.
Реалистический подход к целям воспитания подводит нас еще к одному важному понятию — базовая культура личности.
БАЗОВАЯ КУЛЬТУРА ЛИЧНОСТИ
В эпоху обновления социализма должны быть выдвинуты такие цели, которые обеспечивают не обязательно универсальные, но обязательно объективно необходимые (базисные) качества для развития и человека и общества на конкретном его этапе.
Центральным понятием для группировки этих базисных черт личности должно стать, на наш взгляд, понятие базовой культуры.
Почему мы останавливаемся на нем?
Во-первых, именно в культуре (вернее, в ее отсутствии) концентрируются во многом наши упущения в воспитании и первоочередные проблемы, решение которых должно стать фундаментом всестороннего развития будущих поколений.
Рассуждая о критериях многосторонности и гармоничности, философ В.А. Ядов пишет об «устранении в развитии личности явных противоречий между культурой технической и гуманитарной, преодолении отчуждения от политики и деятельном включении в общественно-политическую жизнь, о необходимости покончить с ужасающим небрежением к своему здоровью...».
Во-вторых, базовая культура есть некоторая целостность, включающая в себя минимальное, а точнее — оптимальное наличие свойств, качеств, ориентации личности, позволяющих индивиду развиваться в гармонии с общественной культурой (т.е. не только не вступать в конфликт с ней, но и вносить в ее развитие посильный вклад). Понятие базовой культуры несет в себе требование учитывать отнюдь не все связи, не все компоненты культуры, — что было бы желательно, но совершенно нереально, — а лишь существенные для данного этапа развития общества и личности.
|
|
Гармония. Это не простое сочетание эмоционального, рационального, поведенческого в человеке. Мы, например, говорили об убеждениях как о сплаве сознания и поведения. Но этот сплав не всегда можно отнести к области культуры. Революционная одержимость и беспощадность в ходе классовой борьбы не требуют особой культуры — они однонаправлены на борьбу со столь же беспощадным врагом. Но когда черные и белые краски исчезают, когда появляется многоцветье жизни — нужны творчество, гибкость, появляется необходимость обратиться к опыту всего человечества, т.е. нужна культура. Понятие «культура» — есть гармония культуры знания, культуры творческого действия и культуры чувств и общения. Наконец, целостность (гармония) выражается и в том, что культура есть разрешение противоречий между крайностями (природа и производство, труд и отдых, физическое и духовное, общество и личность, требовательность и тактичность и др.), т.е. культура — это достижение личностью неко-
торой гармонии, дающей ей социальную устойчивость и продуктивную включенность в общественную жизнь и труд, а также личностный психологический комфорт.
В базовую культуру, на наш взгляд, входят пусть и немногочисленные, но лучшие образцы мировой, общечеловеческой, национальной, общенародной культуры, традиционные и современные их образцы. Такой подход устанавливает отношения с мировой культурой, основанные на новом политическом мышлении: обеспечивает включенность социалистической культуры в культуру мировую как ее части, обогащающей целое и питающейся от него. Важно подчеркнуть и то, что понятие «базовая культура» подводит нас к уточнению понятия «воспитание» — не просто «влияние на развитие», а культуроемкое развитие человека в конкретных социально-исторических условиях.
|
|
Исходя из современной социально-педагогической ситуации целесообразно, на наш взгляд, выделить приоритетные направления базовой культуры, которые могут составить основу содержания воспитания. Это — культура жизненного самоопределения; экономическая культура и культура труда; политическая, демократическая и правовая культура; интеллектуальная, нравственная и экологическая, художественная, физическая культура; культура общения и культура семейных отношений.
Формирование базовой культуры по обозначенным направлениям приводит к формированию социального типа личности, сочетающего мировоззренческую культуру, гражданственность, деловитость и творческую индивидуальностью
Базовые основания культуры, как уже подчеркивалось, содержат в качестве ядра общечеловеческие ценности и предполагают следование актуальным требованиям по устранению недостатков воспитания. Так, в плане культуры труда сегодня важно формировать не самоотверженность, выражающуюся в готовности к штурмам, а деловитость, планомерность, рабочую честь, верность обязательствам перед коллегами и потребителями. Демократическая культура требует понимания новых отношений в системе «человек — общество — государство», умения вести дискуссию, отстоять свое мнение, даже отличное от общего, знания демократических процедур, прав и обязанностей.
Новые подходы к воспитанию, которые может дать разработка базовых оснований культуры, наиболее отчетливо проявляются, если внимательно посмотреть, например, на культуру жизненного самоопределения личности — центральное звено базовой культуры.
КУЛЬТУРА ЖИЗНЕННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ
Проблема отношения человека к обществу, к государству всегда занимала господствующее положение в советской педагогике и в практике воспитания. Формирование такой ситемы отноше-
ний действительно представляет исключительную важность. Однако в аспекте личностной культуры на эту проблему пока всерьез никто не посмотрел.
В системе целей воспитания, к сожалению, ставились только те задачи, которые выходят непосредственно на общественные потребности. В социальном заказе на воспитание не формулировалась, четко и настоятельно, необходимость формирования индивидуального стиля жизни, обеспечения условий для полноценного проживания каждого этапа детства, отрочества, юности, зрелости; не ставилась поэтому и задача формирования способности к социокультурному самоопределению как стержневому свойству личности. Речь идет о формировании культуры отношения человека не только к обществу, но и к себе, к своему здоровью, образу жизни, к своим талантам, притязаниям и привязанностям, к режиму физических и интеллектуальных отдач, к свободному времени. Как видим, жизненное самоопределение более широкое понятие, чем только профессиональное и даже гражданское. Оно характеризует человека как субъекта собственной жизни и собственного счастья, поэтому должно стоять на первом месте в структуре целей воспитания как самореализация человеком своих сил и способностей.
К сожалению, вопрос о самоценности человека, о его развитии как высшей цели общества фактически был снят практикой административно-бюрократического руководства. Это отразилось и в социальной политике, и в идеологии, и в культуре, и в педагогике.
В воспитании молодежи не была преодолена социологизаторская тенденция целеполагания, которая возникла в результате примитивного понимания смысла человеческой жизни как полной самоотдачи человека социуму. Тем самым снимался вопрос о саморазвитии, о невозможности прямого программирования процессов внутренней жизни человека. Из такого вульгарного понимания смысла жизни проистекает как минимум три негативных следствия. Первое — одностороннее представление о категории долга. Многие годы и пропаганда и реальная политика объективно (не в декларациях и призывах) складывались так, будто только у человека есть обязанности перед коллективом и обществом, у них же по отношению к людям — их интересам, способностям, материальному достатку, их достоинству — обязательств фактически нет. Есть лишь одно — требовать отдачи всех сил. В условиях революционного взрыва, классовой борьбы по принципу «кто кого» такое положение закономерно (человек, люди в этих условиях выступают как средства, с помощью которых совершаются общественные преобразования, а не как цель развития и процветания). В условиях нормального, здорового социального развития — примером которого могут служить революционные процессы нашей перестройки — такое положение противоестест-
венно и антигуманно. Общественный прогресс I с
становится необратимым, когда у государства и у I
человека есть взаимные обязательства и они при I в
этом выполняются. Г1
В формировании целей воспитания теория педагогики должна исходить из необходимости развития у детей качеств, помогающих человеку ре- л ализовать себя и как существо сугубо обществен- i ное, и как неповторимую индивидуальность, со ц своими специфическими запросами и индивидуальными способами социальной реализации. При этом нельзя ограничиваться задачами «кем быть» и даже «каким быть». Необходимо выделить совершенно самостоятельный вопрос «как жить?», как построить свой индивидуальный образ жизни, выбрать оптимальный режим интеллектуальных, эмоциональных, физических нагрузок, способ реакции на невзгоды и удачи, подходящий тип трудовой деятельности и формы проведения свободного времени, взаимно щадящий характер отношений с людьми. Цель жизни — жизнь, т.е. сам процесс жизни. Научить этому процессу повседневного здорового проживания индивидуальной жизни в нормальных, а не в экстремальных условиях — важнейшая задача в системе целей воспитания. Задачу эту только еще предстоит ставить в теоретическом плане и разрабатывать для практического решения.
Центральным, системообразующим понятием, характеризующим процесс полноценного проживания жизни, т.е. самореализации человеком своих сил и способностей, является понятие культуры самоопределения человека. Научиться жить — значит выработать свою позицию в жизни, свое мировоззрение, отношение к себе, к окружающему миру, понять себя, других, общественные процессы, поставить себе задачу, чтобы действовать в соответствии с ней. Без этого невозможно развитие. Хотелось бы подчеркнуть, что в самоопределении центральным компонентом является выработка позиции. Именно в формировании деятельной позиции творца-преобразователя состоит специфика воспитательной работы.
В нашей педагогике начиная с 60-х гг. стали говорить о формировании активной жизненной позиции, но фактически формировали лишь некую часть — исполнительскую активность, а не позицию, другими словами — не активность, а реактивность (на приказ, указание, инструкцию, требования).
Самоопределение предполагает и самостоятельность, и позиционную определенность, и программу действий для ее воплощения. Основным условием, обеспечивающим действие этого механизма, его базой является наличие сфер самоопределения, выступающих обычно содержанием формирования мировоззрения. Таких сфер четыре — человек, общество, природа, интегра-тивные продукты человеческой деятельности (ноосфера). Воспитание должно обеспечивать гармонию человека с самим собой через определение им гармонии с другими людьми, обще-
ством, природой, человеческой деятельностью. Именно достижение гармонии — такова веками вырабатываемая суть психического, нравственного, физического здоровья человека.
Идеология перестройки задает новую ценностную направленность при самоопределении учителя и ученика в этих сферах. Этот ценностный аспект становится основой нравственной, экологической, политической и других компонентов культуры личности.
Сфера «Человек» предполагает самоопределение в понимании самоценности человеческой жизни, индивидуальности, самобытности ее процесса, смысла деятельности, в понимании человека как вершины эволюции. Что есть человеческое в человеке? Что есть человек для человека? Самоопределение в этом ценностном блоке обеспечивает гуманистические начала жизнедеятельности и самого воспитания, ибо понимание воспитателем и воспитанниками самоценности любого ребенка как человека определяют гуманистические отношения в воспитательном и в детском коллективе.
Самоопределение в сфере «Общество» происходит через освоение ценностей такого порядка, как Родина, социализм, народовластие, демократия, гласность, правовое государство, семья, труд, гражданская ответственность и др.
Самоопределение в сфере «Человек — приро-
да» может строиться через осознание себя как части природы и через природообразное совершенствование себя (здоровья, эстетического начала, духовных устремлений). Оно включает также овладение экологической культурой, понимание собственной ответственности перед будущими поколениями в процессе освоения и преобразования природы.
«Продукты человеческой деятельности» (ноосфера) как сфера самоопределения предполагает осознание нравственной ответственности в использовании продуктов научно-технического прогресса (для человека — гуманизм, против человека — милитаризация), профессиональную ответственность человека за последствия его взаимодействия с техникой (аварии, катастрофы и т.д.). Кроме того, речь, очевидно, должна идти и об освоении человеческой духовной культуры, а не только технической, во всем ее многообразии: гражданское отношение к историческим, духовным, нравственным завоеваниям народа, восстановление и охрана памятников культуры, воссоздание национальных традиций и их развитие как части мировой духовной и материальной культуры.
Новое педагогическое мышление /
Под ред. А. В. Петровского. —
М.: Педагогика. - 1989. - С. 224-233.
§ 3. СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ
Н. Е. ЩУРКОВА ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА
Представленная программа воспитания школьника создавалась содружеством педагогов-практиков, регулярно собиравшихся на студийные профессиональные занятия для обсуждения и анализа своей профессиональной деятельности в школе.
В программе нашло отражение лишь то, что реально доступно современному педагогу школы, отвечает социальным насущным потребностям и потребностям развивающейся юной личности, живущей в контексте общечеловеческой культуры.
Составители программы вполне отдают себе отчет в несовершенстве программы. Представляя общую модель программы, скорее, слегка обозначают слагаемые ее элементы, чем определяют и описывают содержание. Модель всегда груба и неточна, но ее наличие обеспечивает опору для создания индивидуального варианта конкретной программы для конкретной школы в конкретных условиях и обстоятельствах.
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Программа воспитания — это содержание необходимой и достаточной профессиональной деятельности педагогов по достижению воспитательного результата, заданного воспитательной целью.
Исходным моментом составления программы является четко и определенно сформулированная цель воспитания. Выполнение программного содержания деятельности становится движением к поставленной цели, темпы которого и мера достижения которой зависят от конкретных обстоятельств конкретного воспитательного учреждения.
При составлении программы учитываются важные обстоятельства процесса развития личности. Во-первых, каждый ребенок строго индивидуален в своем личностном формировании, его вхождение в общество субъективно и неповторимо, его внутренний мир автономен и подвержен
9 Зак. 933
своим, в дополнение к общим, закономерностям, а прокрустово ложе конкретной программы стесняет развитие, нивелирует индивидуальность. Во-вторых, жизнь ребенка — это стремительное течение реки, это существование субстанции постоянного изменения, конкретность же программы рассчитана на статичность и- педагогическое санкционирование тех или иных сторон личности.
Цель воспитания должна носить общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, так чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости и своеобразии в широком коридоре культуры, но так чтобы индивидуальное своеобразие ни в коем случае не сводилось к варварству пещерного органического человека.
Если воспитание — постоянное восхождение к культуре и повседневное воссоздание культуры во всех жизненных актах, то назначением воспитания является формирование личности, которая бы приобретала в процессе развития способность самостоятельно строить свой вариант жизни, достойный Человека. Необходимо предоставить каждой личности возможность производить индивидуальный выбор образа жизни, научить ее производить этот выбор и находить способы его- реализации, но и то и другое должно совершаться в контексте современных культурных достижений, так чтобы в автономности своей личность не выпадала из человечества, а лишь в автономности своего развития и достигала бы уровня сегодняшней культуры.
Жизнь ребенка, построенная на основаниях современной цивилизации (обеспечение материальными средствами существования) и на основаниях духовных ценностей (Добра, Истины, Красоты), способствует его развитию как восхождению к культуре, разворачивает перед ним образ жизни, достойный человека, не уничтожая в нем свободы проявления личностного «Я», не подавляя неповторимых черт индивидуальности.
Сформированная таким образом цель воспитания предполагает целостность воспитательной программы, включающей в себя все сферы жизни школьника. Образ личности, способной производить свободный выбор достойной жизни, выступает путеводной звездой педагогической деятельности воспитателя каждомоментно, будь то учебная, художественная, трудовая или гигиеническая, досуго-вая деятельность. А последовательность задач — это последовательность разделов программы, каждый последующий из которых целиком зависит от предыдущего.
Раздел I - расширение представлений о нормах культурной жизни и приобщение к этим нормам.
Раздел II - расширение представлений о человеке, как субъекте жизни, формирование способности к саморегуляции.
Раздел III - расширение представлений о разных способах социального устройства человеческой жизни и приобщение к участию в общественной жизни.
Раздел IV - формирование образа жизни, достойной человека, и способности корректировать собственную жизнедеятельность.
Раздел V - формирование жизненной позиции и развитие способности производить жизненный выбор.
Целостность воспитательного процесса, обусловленная целостностью самой жизни, предписывает педагогу работать с детьми по принципу одновременного выхода на содержание всех названных разделов: сопоставляя реальность с социокультурными нормами, корректируя поведение школьника, овладевающего господством над своей натурой, расширяя его знания социальной жизни и предъявляя ему образ достойной жизни, и достойного человека, педагог, в итоге, способствует формированию достойной жизненной позиции школьника и вправе рассчитывать на достойный современного культурного человека свободный личностный выбор в разных ситуациях жизни.
Итак, вся система жизнедеятельности детей в школе, в ходе организации которой совершается становление личности как субъекта собственной жизни, — есть восхождение к культуре.
С этой точки зрения, можно было бы сказать, что программа воспитания — это своеобразный алгоритм педагогического мышления, это сопряжение цели и реальной ситуации жизни, в соответствии с формулой: «норма» — «человек» — «я как человек» — «общество» — «жизнь, достойная Человека». И возраст детей не имеет значения, так как и малыш, и юноша вовлечены «здесь и сейчас» в одну культуру и могут жить в контексте данной культуры, только воспроизводя ее своим индивидуальным проявлением.
Работа по данной программе ни в коей мере не лишит педагога творчества, не избавит от профессиональных усилий, от радости педагогических поисков — программа предоставит некоторые опоры в планировании работы с детьми. Обозначены проблемы, требующие практического решения, указаны явления мира, которые должны быть «о-своены», «у-своены», «при-своены» школьником в течение одиннадцати лет развития, отмечены существенные черты личности, способной строить достойную Человека жизнь. Конкретизация программы определяется конкретной реальностью, педагогическими ресурсами воспитателя, социальной ситуацией развития конкретных детей в конкретных обстоятельствах.
ОБЩАЯ МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
РАЗДЕЛ I. Расширение представлений о нормах культурной жизни. Приобщение детей к нормам культурной жизни.
Гигиеническая культура и приобщение к ней. Уход за своим телом. Культура питания. Культура сна. Уход за одеждой и жилищем. Гигиена девочки и мальчика. Культура поведения во время болезни.
Физическая культура, приобщение к физической культуре детей. Походка, пластика, ритмика, физические упражнения для совершенствования организма. Водные и воздушные процедуры. Культура телодвижений. Язык тела. Сила и гибкость мужского тела. Грациозность и легкость женского тела.
Культура поведения человека: научение и приучение. Поведение в общественных местах. В художественных заведениях. С незнакомыми людьми. Со стариками, малышами, инвалидами, больными. На лоне природы. Наедине с собой. В обращении с книгой. Поведение мужчин по отношению к женщинам.
Экологическая культура и приобщение к ней. Природа как источник эстетического наслаждения. Способы общения человека с природой. Общение человека с животными. Уход человека за животными. Поведение животных.
Культура умственного труда. Книга как источник знаний. Познание как константа жизни человека. Культура чтения. Отношение человека к книге. Культура воспитания информации и ее воспроизведение. Культура передачи информации. Культура дискуссии, диалога и монолога. Учение и самообразование. Культура речи. Культура письменной фиксации знаний. Культура постановки и решения проблем. Развитие памяти. Развитие воображения.
Культура физического труда. Труд как создание материальных ценностей, их сохранение и приумножение. Труд как способ украшения среды обитания. Труд как помощь другому человеку. Труд как обеспечение средств существования. Труд как заработок средств существования. Труд — забота и труд -работа.
Экономическая культура. Деньги как эквивалент человеческого труда. Уважение финансовых средств другого человека. Бережливость и щедрость. Иждивенчество малышей и стариков. Экономическая помощь родителям. Благодеяние как материально-экономическая помощь.
Духовная культура. Соотношения материального и духовного как средства и содержания жизни. Духовность как «вочеловечивание» мира. Поиски смысла жизни и вечные вопросы жизни, стоящие перед человеком.
РАЗДЕЛ П. Расширение представлений о человеке как субъекте жизни и формирование способности к саморегуляции.
Деятельность как способ существования и вы-
ражения «Я» человека. Виды деятельности чело
века: познавательная, трудовая, художественная,
общение, спортивная, ценностно-ориентировоч
ная, общественная. Духовная деятельность как
особый вид деятельности по осмыслению своей
жизни. Персонажи великих и выдающихся людей
как пример высочайших духовных достижений
человека. '.
Человек и природа. Общение с природой как отдых, духовная работа, как наслаждение жизнью. Элементы природы, привнесенные в бытовую жизнь. Отношение к флоре и фауне, содействие их процветанию в окружающей микросреде человека. Одухотворение природы. Общение с природой посредством искусства. Природа как психотерапевт. Человек и семья. Социальные семейные роли отца и матери, сына и дочери, внука и внучки, бабушки и дедушки. Жизнь близких как забота «моего Я».
Человек и его профессия. Профессиональный труд как способ самовыражения. Способности и талант в профессиональном труде. Определение профессиональных интересов.
Человек в его многообразных творческих увлечениях: спортивных, конструкторских, художественных, познавательных. Круг интересов человека в его влиянии на содержание жизни. Товарищество на основе общих интересов.
Человек в общении с другими людьми. Роль «другого» в жизни человека. Правила общения: этические, психологические, эстетические, гигиенические, правовые. Развитие способности к общению. Свободное общение: содержание и форма. Расширение круга знакомств.
Человек в отношении к самому себе. Достоинство: проявление и развитие. Способы защиты от посяганий на достоинство человека. Внешность как выражение отношения к самому себе. Зеркало в процессе познания своего «Я»: зеркало амальгированное стекло и зеркало как отношения к человеку других людей. Осознание женской и мужской роли, коррекция ролевого поведения. Самовоспитание: содержание, способы.
Человек как носитель идеи. Идея как общее выражение отношения к явлениям жизни. «Безыдейность» животного и безыдейность человека. Осмысление событий как путь формирования идеи. Общение как идеологический обмен. Товарищество как идеологическое единство. Человек как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему, будущему. Цель и мечта, проекты и прожекты. Планирование деятельности. Настоящее как следствие прошлого и элементы будущего. Ответственность человека за свою жизнь перед собой.
РАЗДЕЛ III. Расширение представлений о разных способах социального устройства человеческой жизни и приобщение к участию в общественной жизни.
Родина как место, где родился человек и познал счастье жизни. Природа Родины. Язык род-
ной. Традиции, нравы, обычаи Родины. История Родины. Понятие соотечественника. Национальные особенности жизни людей. Особенности жизни многонационального общества. Интернационализм как нравственное качество человека. Патриотизм как отношение к Отечеству. Патриотические чувства. Деяния, акты выражения. Содействие благу Родины как элемент жизни человека.
Общество как социальная Среда человека. Общество как совокупность людей, связанных экономическими, производственными и духовными интересами. Общество как фактор развития человека. Условия существования человека в обществе. Условия духовной жизни в обществе. Основные ценности общественной жизни.
Различия людей в обществе: богатые и бедные, добрые и злые, активные и пассивные, умные и глупые, нравственные и безнравственные, созидатели и потребители. Различия возрастные, национальные, религиозные, профессиональные, психологические, половые. Западно-Европейская и восточная культура.
Мечта человечества о справедливости в обще
стве. Исторический опыт создания справедливого
общества, исторические личности в движении за
справедливое общество. 1
Память человечества о заслугах героев. Безымянные герои, дань уважения им.
Роль личности в развитии общества: что может отдельный человек? Долг человека по отношению к обществу. Долг общества по отношению к отдельной личности.
Конкретное выявление общественной жизни в предметно-вещном пространстве, в поведении людей, в материальном обеспечении, в уровне духовных запросов и заботе о духовной культуре. Равновесие материального и духовного как показатель культуры общества. Поступок отдельного человека в контексте общественного развития. Функции профессионально-должностные и функции общественные. Виды общественной деятельности. Бескорыстие как основа общественной деятельности. Корысть благотворительности коммерсантов.
Общественное событие как показатель социального развития: праздники, достижения, открытия, катастрофы, войны, скандалы...
Государство как регулятивный аппарат общественной жизни. Отношение человека к атрибутам государственной власти: праву, суду, армии, милиции, органам управления. Народ и государство, демократическое государство как власть народа. Мечта человечества о демократическом устройстве государства. Гражданин и мещанин — две позиции по отношению к государству. Способы взаимоотношений государства и граждан.
Пресса, радио, телевидение, как выразители общественной государственной жизни. Роль общественных коммуникаций в жизни отдельного человека.
РАЗДЕЛ IV. Формирование образа жизни, достойной человека, и способности корректировать собственную жизнедеятельность.
Цивилизация как совокупность материальных ценностей и средств существования человека. Формирование отношения к материальным ценностям. «Вочеловечивание» как взгляд на предмет с позиции человеческой жизни. Забота о сохранности материальных ценностей, как забота о благе человека.
Добро, как общая категория, отражающая закон человеческой жизни, обеспечивающий защищенность каждого человека. Добро — все то, что является благом для другого. Внимание к «другому» как исходное основание для жизни по законам добра. Содеяние добра как творчество. Индивидуальный вариант поведения по закону добра.
Истина как общая категория, отражающая закон человеческой жизни. Истина (объективная, независящая от воли человека, познанная человеком). Жизнь как поиск истины. Познание как константа человеческой жизни. Наука как бесконечное открытие истины. Отношение к науке как к ценности. Книга как символ истины и разума. Научная истина и «пошлый здравый смысл». Ориентация на истину, как путь к свободе. Свобода как характеристика достойной жизни.
Красота в жизни человека (красота все то, что представляет собой гармонию формы и содержа^ ния). Красота, помогающая «полюбить жизнь». Красота природы. Красота вещей и предметов. Красота человеческого лица ("портрет красоты"). Красота человека. Красота движений человека. Красота как характеристика поступков человека. Красота как продукт человеческой деятельности. Деятельность по законам красоты. Изменения реальной действительности как стремление к красоте. Красота мужская и красота женская. Красота детства, юности, зрелости, старости. Человек как творец своего внешнего облика. Умение «видеть красоту» и «создавать красоту». Атмосфера красоты в школе, в семье, в городе, в селе.
Добро, Истина и Красота как характеристики жизни достойной Человека. Относительность этих понятий и бесконечность стремлений человечества к совершенству жизни. Развитие способности к оценке собственной жизни и деятельности с позиции Добра, Истины и Красоты. Достойная и пошлая жизнь как антиподы: широкая палитра достойной жизни; многообразие видов пошлого существования. Добро, Истина и Красота во взаимоотношениях мужчины и женщины: общечеловеческий аспект, половой аспект. Идеал мужчины и идеал женщины: исторические, социальные, психологические, эстетические, физические представления.
РАЗДЕЛ V. Формирование жизненной позиции. Развитие способности к индивидуальному жизненному выбору.
Назначение человека в жизни: мыслить, содействовать благу других, созидать — как прин-
ципиальное отличие человека от животного. Мир б его целостном восприятии. Гармония мира и единство. Формирование вкуса к жизни в процессе целостного ее восприятия. Общее с миром как таковым. Преодоление раздвоенности и односторонности в оценивании жизни на земле. «Отстранение» действенности как способ его познания и оценки. Общие закономерности человеческой жизни, отраженные философским воззрением на мир.
«Я» в мире и мир в моем «Я»: неповторимость отражений. «Присвоение» мира и забота об устройстве жизни на земле. Участие каждого человека в течении жизни, влияние его на судьбы окружающих. Позиция как дистанция, сопереживание и мера участия по отношению к окружающей действительности. Выявление позиций в поступке. Различие жизненных позиций мужчины и женщины: природное предназначение, иерархия интересов, склад физический и духовный.
Образ человека и образ жизни. Понятие счастья, совести, долга, свободы как характеристика реальной жизни человека.
Судьба и человек как хозяин судьбы. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой: интеллект, воля, эмпатия. Развитие данной способности в практической деятельности.
Человек как философ: способность отдавать отчет в собственной жизни. Позиция «Иметь», «Быть», «Давать».
Существует два способа работы по данной общей модели программы. Первый — одновременный выход на все направления с произвольным выбором жизненных вопросов, очерченных в разделах программы. Такой вынужденный путь избирает педагог, работающий с группой детей по принципу случайности и непредвиденности.
Второй — путь поступенчатой реализации программы, когда педагогические акценты в организуемой жизнедеятельности школьника сменяют друг друга и «у-своение», и «о-своение» и «при-своение» мира протекает как последовательные новообразования физического и духовного развития школьника в его последовательно изменяющемся возрасте.
. Ключевым решением такого возрастного подхода является принцип доминанты. Предполагая, что поочередно от возраста к возрасту доминирование какой-либо стороны очередного делаемого результата в итоге даст возможность достигнуть общего целостного результата к концу школьного обучения, педагоги в определенном возрастном периоде жизни школьника акцентируют внимание на одном из разделов программы, полностью исчерпав содержание этого раздела, чтобы в следующий возрастной период акцентировать внимание на другом. Таким образом, работа по программе подобна ступенчатому восхождению:
10-11 класс
Формирование жизненной позиции. 9-10 класс
Формирование образа жизни, достойной чело
века. '
7-8 класс
Формирование представлений о социальном устройстве жизни.
5-6 класс
Формирование образа и своего «Я» человека. 2-3 класс
Приучение к социальным нормам культурной жизни.
1 класс
Формирование образа Природы как дома человечества.
Логика поступенчатого акцентирования находит свою опору в возрастных особенностях детей; доминантная задача выдвигается в наиболее благоприятный возрастной период, отвечая определенным потребностям школьника. Разумеется, новообразования, обозначенные нами как результат поступенчатого восхождения, уже к данному периоду, как правило, имеют свое начальное развитие в силу ценности процесса формирования личности. Задача-доминанта обеспечивает максимально возможный результат, используя особенности момента, наиболее благоприятного для развития определенной стороны личности. Задача-доминанта вносит свои коррективы в общую модель программы воспитания, для каждого возрастного периода создается типовой вариант программы.
Принцип доминанты выводит педагога к модифицированному типу программы. Возраст школьника задает воспитательный акцент, и педагог, переходя с детьми от года к году, переакцентирует внимание на ценностном объекте, видоизменяя организацию жизнедеятельности детей. Так создаются возрастные типы программ, сменяющие друг друга с переходами детей из класса в класс. Они существуют наряду с общей программой, а вернее, видоизменяют общую программу, модифицируют е", отражая потребности возраста, конкретные условия их удовлетворения и новообразования, лежащие в зоне ближайшего развития'школьника.
Приложение к программе
МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ ВОСПИТЫВАЮЩЕЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (рекомендации)
Для реализации предложенной программы необходимо, чтобы педагоги школы владели мастерством организации групповой деятельности детей. В осуществлении группового дела ключевым и решающим его исход является умение предать предметной деятельности ценностно-ориен-тационный характер.
Понятие «предметной деятельности» впервые введено Гегелем. В ходе предметной деятельности люди имеют дело с предметами уже созданными и продолжают создавать новые предметы. Пред^-
134
мет существует зачастую объективно и независимо от человека. Это, прежде всего, «природная предметность» (например: небо, солнце, ветер, облака и т.д.), которая не созидается человеком, а лишь трансформируется им; и «общественная предметность», в которой объективируются уже человеческие потребности, цели, способности (например: потребности в познании, в общении, во власти, во внимании и т.д.).
Ценностно-ориентационная (или воспитывающая) деятельность — это организованное взаимодействие ребенка с объектами окружающего мира с целью формирования социально-ценностных отношений к ним, при условии того, что предметный результат подчинен воспитательному. При этом объекты окружающего мира понимаются нами в широком значении как часть внешнего материального мира: реальные люди, обстоятельства жизни, предметы труда, природа и т.п.
Ребенок приходит в школу с различными потребностями. Организатору жизнедеятельности детей необходимо не только знать эти потребности, но и развивать их на более высоком уровне. Известная методика «Люблю — не люблю» является также своеобразным показателем удовлетворения потребностей детей. К сожалению нам приходится констатировать, что часто потребности школьников в большинстве своем относятся; к первым двум уровням выше приведенной иерархии потребностей. Смысл любой потребности легко определить, описать, указав, какие действия требуются для удовлетворения данной потребности. Например, для потребности в пище, потребности во власти, действия, подчиняющие других людей. Действия, направленные на удовлетворение потребностей, определяются как способ удовлетворения потребностей. Например, потребность в пище — это определенное количество желаний, глотаний, а также реакций желудка и слюнных желез при условии наличия объектов пищи. Напряженность желаний устраняется, и мы чувствуем, что наша потребность удовлетворена. Потребность во вниманий со стороны других проявляется в том, что тот, кто находится рядом со мной, совершает действия, которые я рассматриваю как внимание к своей особе, и если то, что я вижу, дает мне удовлетворение, то можно сказать с уверенностью, что действительно удовлетворяю именно эту потребность, а не другую.
Человек — существо мыслящее. Кроме того, что он хочет, он пытается и способен осознать свои потребности.
Как правило, наши потребности осознаются в образах, отражающих объекты и ситуации, в которых в прошлом опыте данная потребность не удовлетворялась. Например, пищевая потребность выражается в объектах пищи (молоко, сыр и т.д.) и в ситуациях (кухня, столовая и т.д.), когда эта потребность удовлетворялась. Она также выражается в действиях пищевого поведения. Потребность может переживаться и ощущаться только непосредственно через образ (предмет).
Образ (предмет), побуждающие нас к определенному поведению и отражающий объекты удовлетворения потребности есть мотив.
Побудительный характер образов (предметов) состоит в том, что они вызывают определенное предвидение, переживание. Именно это ожидание переживаний удовлетворения, а не само по себе удовлетворение, возможно только в том случае, если в нашем опыте уже было такое переживание. Чем сильнее оно было в прошлом, тем больше побуждения к действию создает его предвосхищение или сильнее мотив поведения. Поэтому, чем большее удовольствие мы получаем, тем сильнее мотивация, которая создается предвосхищением этих переживаний. Таким образом, воспитателю необходимо создавать положительное подкрепление для детей, ситуации успеха в осуществлении удовлетворения потребностей.
Мотив — эта то, ради чего мы осуществляем деятельность. Ребенок помогает маме готовить вареники. Ради чего он это делает? Мы можем получить целый каскад мотивов: ради одобрения мамы (Какой ты у меня хороший помощник!); ради вознаграждения (Поможешь мне быстро сделать вареники и пойдешь гулять или получишь первый самый вкусный сварившийся вареник); ради интереса к самому процессу изготовления вареников (Надо взять муку, кефир, соль, творог, яйцо, сделать тесто, а потом лепить вареники и с творогом, и с сюрпризом. Как это интересно!); ради деятельности, ориентированной на ценность (Скоро придет бабушка, ей будет очень приятно, когда она узнает, что эти вареники приготовил ее любимый внук). Таким образом, мотив — это момент осознания потребности, опредмеченная потребность. Он не только выражает потребность, но и придавая смысл поведению, направляет его на объекты, в которых потребность находит удовлетворение. Поэтому знание мотивов позволяет предвидеть направление поведения и тем самым регулировать его.
Все побуждения к деятельности можно свести к четырем мотивационным факторам:
• прямой предметный и конечный результат деятельности (Мы постараемся так убрать класс, чтобы парты и пол блестели, как зеркало);
• мотивация вознаграждения (Сегодня после качественной генеральной уборки класса мы посмотрим Диснеевские мультфильмы);
• подневольное поведение, избегание репрессий путем подчинения силе (Если мы плохо вымоем парты, то придется еще раз проводить генеральную уборку);
• привлекательность самого процесса деятель
ности (Интересно узнать, при помощи каких
средств — мыла или порошка — мы качест
веннее и быстрее вымоем школьную мебель).
При организации воспитывающей деятельно
сти педагог стремится исключить из взаимодейст
вия ребенка с миром «мотивацию избегания» и
ведущим мотивационным фактором будет дея
тельность, ориентированная на ценность (Всякий
уважающий себя человек заботится о чистоте помещения, в котором он живет и работает).
Формирование личности — это результат формирования новых мотивов и потребностей, их преобразование. Достичь этого путем усвоения нельзя. Новые потребности возникают в процессе проживания. Проживание понимается как испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние или как явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни.
Целенаправленность воспитывающей деятельности проявляется в том, что она наряду с передачей социального опыта подрастающему поколению призвана формировать отношение к объектам окружающего мира. Одним из возможных путей формирования отношений является механизм смещения мотива на цель. Суть этого процесса в том, что цель, ранее побуждаемая к ее осуществлению каким-то мотивом, со временем приобретает самостоятельную побудительную силу, т.е. сама становится мотивом. В повседневной жизни сдвиги мотива на цель обнаруживаются в том, что ребенок с какого-то момента начинает сам получать удовольствие, когда он поступает-«правильно». Проиллюстрируем примером взаимодействия ребенка с матерью. Малыш хочет быть вместе с мамой, играть, говорить, удивляться вместе с ней, искать у нее сочувствия и защиты. Но у него нет ни каких непосредственных побуждений быть внимательным, вежливым к другим, сдерживать себя, отказывать себе в чем-то и пр. Однако мать ласково и настойчиво требует этого. Требования ее освещены для ребенка личностным смыслом, ибо они связаны с предметом его потребности — контактом с матерью. Это, конечно, положительный смысл, так как общение с ней — это радость. Первоначально он и выполняет ее требования, чтобы продолжить испытывать эту радость. Ребенок выполняет требуемое действие (цель) ради общения с матерью (мотив). Со временем это действие «проецируется» на большее количество положительных переживаний, и вместе с их аккумуляцией правильное действие приобретает самостоятельную побудительную силу, становится новым мотивом, т.е. целью более высокого порядка. Организатору жизнедеятельности ребенка необходимо это знать. Видя в детях их уникальность, неповторимость, чрезвычайно важно стремиться к накоплению положительных эмоций вокруг ценностной деятельности и акцентировать на этом их внимание.
Важным моментом в организации деятельности является то, как определяется цель: дается ли она субъекту в готовом виде или проецируется им самостоятельно. В реальной практике обе формы предъявления цели имеют место со значительным превосходством первой. Педагог должен не забывать, что цель может быть дана в форме требования (Закрой дверь, что-то холодно); вопроса (Ты закрыл дверь?); просьбы (Если тебе не труд-
но, закрой, пожалуйста, дверь); инструкции (Подойди к двери, возьмись за ручку и тихонько закрой дверь); акцентуации на ценностях (Закрой, пожалуйста, дверь, очень сквозит, и бабушка может заболеть. Позаботься о ней) и т.д. В рассмотренных случаях отношение цели с системой потребностей имеет особый характер: цель не возникает из развития собственных потребностей субъекта, а накладывается на уже существующую систему его потребностей и мотивов. При этом она в различной степени может ей соответствовать. Важной особенностью здесь является совпадение мотивационной структуры субъекта с характером предлагаемой ему цели — принятие ребенком этой цели как собственной, отвечающей всем мотивам. Организатору жизнедеятельности детей важно помнить об этом, представляя ребятам шанс для осмысления выбора цели предстоящей деятельности, акцентируя внимание на ценностях окружающей действительности. Например, мы идем с ребятами на прогулку в лес не столько, чтобы увидеть деревья, траву, солнце, сколько золото листвы, голубизну неба, игру света и тени в березовой и сосновой рощах, услышать многоголосье птичьего пения. Мы стараемся предоставить возможность осмыслить и порассуждать о значении этих объектов для личности каждого ребенка, т.е., способствовать формированию своего образа мира, своего понимания жизни достойного Человека. Таким образом, воспитателю важно обладать сформированными прогностическими умениями, которые дают ему возможность предвидеть разнообразие различных мотивов, цели деятельности, способствовать их переводу на ценностно-значимые цели, развивая стремления личности к Истине, Добру и Красоте. В воспитательном процессе ради формируемого у ребенка отношения к миру осмысливается и используется множество средств. Под средством понимается совокупность всех вещных элементов. Средство подчинено цели, оно избирается во имя его достижения и в соответствии с задуманным результатом. Вокруг каждого ребенка многоцветная палитра предметного мира, каждый ее элемент мог бы предстать как феномен, несущий информацию. Дети приходят в этот мир, чтобы познать его, и в этом ему помогает взрослый и прежде всего педагог. Дети способны видеть только поверхностное значение явлений, предметов, фактов, событий, поступков: руки — чтобы брать, цветы — чтобы рвать и т.д. Надо учить восприятию предметов окружающего мира в целом. Например: обычная чайная чашка с блюдцем. Зачем она человеку? Кого бы ты пригласил на чашку чая? Почему? Что бы ему сказал? Передавая из рук в руки этот продукт человеческой деятельности, дети дружески беседуют, стараясь понять для себя сущностное предназначение вещей. И тогда чашка — чтобы приглашать друзей, рот — чтобы общаться, руки — чтобы делать добро, голова — чтобы думать. Мы полагаем, что одним из возможных путей формирования отно-
,,,,,,,>.,,,,,,.^^^ -------..,v.v^,.,,,,,,,,,,v,,,,,,,.
шений к объектам окружающего мира является его презентация, т.е. предъявление объекта в духовно-ценностном назначении, вочеловечивание предметного мира. Что значит вочеловечить? Это значит посмотреть на предмет с точки зрения его участия в переживании человека, его способности доставлять человеку радость, удовлетворение жизнью. Педагогу необходимо уметь предъявлять любой предмет через призму духовно-ценностного назначения, акцентируя внимание ребятишек на этом.
Анализ и оценка совершенной деятельности у детей часто однозначны: хорошо или плохо выполнил поручение, решил или не решил задачу, прочитал или не прочитал параграф и т.д. И здесь очень велика роль и значение организатора жизнедеятельности детей. Именно он помогает определить ребенку причины неудачи, закрепить достижения. Именно он направляет ребенка на осознание ценностной палитры окружающей жизни. Виды оценочного воздействия очень разнообразны: одобрение-неодобрение, похвала-замечание, благодарность-выговор и т.д. Вместе с тем оценка объективна лишь в той степени, в какой она учитывает нормы человеческих отношений в обществе. Но оценка и субъективна, поскольку она ориентирована на рост и развитие отдельного субъекта, на темп его развития, условия и особенности становления его личности. Каждый ребенок имеет в процессе своего развития как поощрение, так и наказание. Корректирующее влияние положительной и отрицательной оценки, их сочетание дает целостное формирование личности. Например, использование положительного и отрицательного в оценке предупреждает развитие таких качеств, как самолюбие, честолюбие, и вместе с тем застенчивость и униженность. Важным признаком оценочного действия педагога должен стать принцип К.Д. Ушинского: ни в коем случае не сравнивать
ребенка с другими, а сравнивать его лишь с самим собой.
Для педагога деятельность детей — всегда активная форма отношений к миру во всех его проявлениях. Предметный результат всегда стоит на втором плане, выполняя роль средства, ведущим выступает воспитательный результат, т.е. те нравственные приращения, которые, аккумулируясь в личности, способствуют ее развитию. Соотношение предметного и воспитательного результата в деятельности детей является самой тонкой и сложной проблемой. Тонкость заключается в том, что дети не знают о замыслах педагога. Их интересует предметный результат: красочно оформленная газета, качественно вымытый пол классной комнаты и т.д. Они поют, танцуют, рисуют, играют не для того, чтобы их воспитывали, они этим живут. Педагогу необходимо всегда предвидеть воспитательный результат, и всю деятельность строить, ориентируясь прежде всего на него. Предметный результат может быть обеспечен оптимально, но не всегда одновременно достигается духовное развитие личности. В качестве примера сошлемся на современные проблемы интеллектуального потребительства. Существующая система обучения нацелена на то, чтобы снабжать ученика информацией. А нужна ли ему эта информация, а если и нужна, то с какой целью, что ему в этих знаниях интересно, как они его обогащают духовно? Этот вопрос сложившуюся технологию обучения не волнует. В результате происходит, по меткому замечанию А.Н. Леонтьева, «обнищание души при обогащении информации». Таким образом, главное, существенное в организации воспитывающей деятельности — это духовные приращения личности на уровне высокой культуры.
Классный руководитель. — М.: ОЦ «Педагогический поиск», - 1997. -№1. С. 3-20.
Когда говорят о воспитании, сразу остро встает вопрос о его современном содержании. Раньше эта проблема решалась весьма просто: «сверху» задавались точные идеологические установки, по которым вырабатывалась программа деятельности, маршрут, по которому следовало дружно шагать, предлагался набор добродетелей, которыми должен был обладать молодой человек, и, наконец, жесткая структура контрольных органов, не позволявших никому сбиться с общего пути. Получалась ситуация, напоминавшая утреннюю зарядку по Всесоюзному радио, когда все под общую музыку и команду делали одни и те же упражнения.
В. А. КАРАКОВСКИЙ
•■ СТАТЬ ЧЕЛОВЕКОМ
Сегодня все иначе. Нет ни общих идеологических установок, нет (да, вероятно, и не может быть) единой программы воспитания, нет даже столь привычного контроля за воспитательной работой школы. Но самое страшное — неясны идеалы, без которых воспитание как целенаправленный процесс существовать не может.
В этих условиях история мировой школы и опыт отечественной педагогики подсказывают единственный выход — обратиться к «разумному, доброму, вечному», к тем общечеловеческим ценностям, которые вырабатывались веками, на протяжении всей истории человеческих цивилизаций.
Общечеловеческие ценности имеют несколько уровней. Первый из них — уровень житейского сознания, на котором бытуют морально-нравственные установки, регулирующие челове-] ческое общежитие и отношения между людьми. I В их основе — «золотое правило нравственно-I сти»: относись к людям так, как ты хочешь, что-j бы они относились к тебе. Из него вытекают мно-! гие черты характера, составляющие образ хорошего человека: доброта, порядочность, трудолю- \ бие, скромность, милосердие и т.д. Этот список ] можно продолжить до бесконечности, и мы рискуем просто «захлебнуться» от обилия добродете-| лей. Если встать на путь отбора, опять сомнение: I где тот критерий, по которому этот отбор осуще-I ствлять? Кроме того, необходимо еще иметь в ви-I ду, что все названные (и неназванные) качества I в чистом виде не существуют.
Посомневавшись, мы решили обратиться к ценностям более высокого уровня, к достаточно: общим понятиям, ориентация на которые и долж-i на, по нашим предположениям, рождать в чело-I веке добрые черты, высоконравственные потреб-I ности.
Мы выделили восемь таких понятий.
I. Земля — общий дом человечества, вступающего в новую ^цивилизацию XXI века, Земля людей и живой природы
Долгие годы, отделенные от человечества «железным занавесом», занятые противоборством с нашими классовыми врагами, погруженные в состояние «холодной войны», озабоченные пересмотром собственной истории, уставшие от внутренних проблем нашего общества, мы, похоже, так и не научились осознавать себя землянами, не овладели планетарным мышлением.
Мышление в масштабах своей пещеры безмерно унижает современного человека. Дети должны быть лучше нас, и мыслить они должны масштабней: ведь именно им выпадает на долю великая миссия спасения Земли, вступая в общечеловеческую цивилизацию.
В свое время известный психолог Леонтьев отметил, что у детей довольно рано возникает «образ мира». Поначалу он, конечно, лишен признаков научного знания о мире, этот образ аллегорический, идеальный, но целостный. Но вот ребенок поступает в школу, и этот образ разваливается. Целостная картина мира распадается на учебные предметы, почти не связанные между собой. Давно уже замечено, что знания наших школьников обширны, многообразны, но мозаичны. Вспомним, как познают дети строение вещества. Об этом они узнают на уроках химии, физики, биологии. Но уроки разбросаны не только во времени, но и в пространстве. Таких примеров можно привести немало, ибо одна из характерных особенностей школьной программы — ее спиральное построение и существование научных знаний в рамках одного предмета независимо от других.
Неслучайны поэтому сильные интегративные процессы, которые идут в содержании образования. В начальной школе все популярнее становятся смешанные уроки, в которых органически соединяется материал всех или почти всех учебных предметов. В средних и старших классах набирают популярность уроки не по предметам, а по проблемам.
Чем больше размышляем мы над судьбами нашей планеты, тем тверже верим в то, что многие вопросы будущего человечества решаются сегодня через школу. В этом смысле единство действий педагогов может спасти планету. Ведь воспитательный процесс отдельной страны есть часть глобальной, общепланетарной образовательно-воспитательной системы, элементы которой сегодня, как никогда, нуждаются в согласовании и интеграции. Ведь в воспитании детей всех стран и народов есть много общего. Надо лишь согласовать наши цели и действия.
П. Отечество — единственная, уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой, завещанная его предками
О патриотизме написано и сказано, пропето и нарисовано столько, что, кажется, добавить нечего. Но сегодня это чувство каждого из нас подвергается серьезным испытаниям. Изменилось Отечество. Пересматривается его прошлое, тревожит настоящее и пугает своей неопределенностью будущее. Русский мазохизм опять заявляет о себе как о типичной национальной черте. Со всех эст-рад, с экранов и известных газетных страниц идет сладострастное самобичевание. С необыкновенной легкостью произносятся категорические оценки.
Люди, далекие от детей и молодежи (а именно такие руководят страной!), не чувствуют всей остроты ситуации, как это знает любой учитель. Поэтому, когда педагоги бьют тревогу, им далеко не все верят. И опять школе приходится рассчитывать на себя. Что же делать?
Прежде всего надо отказаться от прокурорского разбирательства прошлого. Историю судить нельзя — она этого никому не прощает. Ее надо изучать, чтобы на опыте предков обретать мудрость и не повторять их глупых ошибок. Сегодня нужен спокойный, глубокий совместный поиск истины, который ведут вместе взрослые и дети. В этом смысле у меня вызывает большое сомнение правомерность утверждения о том, что не дело учителя — исторический комментарий; его задача познакомить учащихся с разными точками зрения, с разными трактовками исторических событий, а там — пусть сами разбираются. Говорить так, значит, бросить детей на самом важном этапе познания. Это не годится. Раньше учитель вещал истину, сегодня он сам в ней не уверен и приглашает учеников своих к совместному поиску, и негоже ему трусливо уходить в сторону. Нельзя отбирать у учителя право на собственную точку зрения. Кстати сказать, педагог без своей
личной позиции сегодня детям не интересен. Тем более что они могут с ней и не соглашаться. Возникает очень полезная мировоззренческая ситуация — возможность научиться уважать взгляды, не совпадающие с твоими.
Как известно, понятие «Родина» имеет несколько значений: это и великая страна с великой историей, это и тот клочок земли, где ты родился и рос, где находятся могилы твоих предков, где ты познал первые радости и неудачи. Тема малой Родины является очень продуктивной для патриотического воспитания. Начинать можно с близкого и конкретного, с того, что окружает ребенка ежедневно, чего он порой даже не замечает. Уметь в малом увидеть черты большого, в обычном — прекрасное — непростое, но очень важное умение человека. Ведь неслучайно в критические минуты своей жизни мы вспоминаем не огромную страну, а родину своего детства.
III. Семья — начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности
Для педагога аксиомой является утверждение о том, что брак двух людей еще не составляет семьи. Семья возникает, когда в ней появ