•ребенок – объект воспитания
•детство, отрочество, юность – не этапы жизни, а только подготовка к ней.
Романтизм:
•устанавливается культ ребенка
•внимание направлено к тому, что будет утеряно взрослыми
Причина – развитие капитализма, усложнение сферы жизнедеятельности и механизмов социализации личности. Повышение ценности индивидуальности в культуре, рост самосознания.
•не реальный живой ребенок, а отвлеченный символ невинности, близости к природе и чувственности.
Реализм:
•появляются образы бедных, обездоленных детей, лишенных домашнего очага, жертв семейной и школьной тирании.
В отечественной психологии в исследованиях проблем детства развиваются два крупных направления. Первое – изучение отдельных сторон детской жизни, фактов, второе – вопросы общих подходов к исследованию детства в целом.
Кроме того на протяжении развития общества изменялось не только объективное место детства, но и отношение к нему:
•анализ произведений искусства:
До XVI века – нет портретных изображений детей, ребенок изображается как маленький взрослый. ХVII – появление портретов умерших детей, что может говорить о преодолении равнодушия к ребенку. Появляется ценность материнской любви.
|
|
•анализ истории детского костюма:
сначала не выделяется специфика возраста: детей одевают также как взрослых. XVI- XVIIв - появление детского костюма: феминизация, архаизация, использование для детей высшего сословия фасона одежды низших сословий – проявление отношения к периоду детства как специфичному, отличному от взрослости.
Ариес: дифференциация возрастов формируется под влиянием социальных институтов:
•раннее детство – внутри семьи, в центре – общение в ребенком;
•школьное детство –институт, специально созданный для обучения и воспитания ребенка – дать ребенку подготовку ко взрослой профессиональной жизни. Классная система – дифференциация возрастов внутри школьного детства;
•подростничество – институт военной службы, всеобщая воинская повинность.