Выготский выделил 2 типа развития:
1. Преформированный – путь развития, этапы развития и конечный результат заранее известны (пример-эмбриональное развитие)
2. Непреформированное развитие- путь развития, этапы развития и конечный результат заранее непредопределены (развитие общества, земли, процесс психического развития).
Детское развитие – это особый тип непреформированного развития.
Психическое развитие – это развитие психики и ее структур.
Два подхода к объяснению психического развития в возрастной психологии:
1.Биологизаторский
2.Социологизаторский
Биологизаторский (натуралистической концепции):
1. Теория рекапитуляции
Зародыш в своем развитии проходит все те же самые стадии, что и весь род за время своего существования, поэтому онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое поворение стадий филогенеза (исторического развития). Миновать какую-либо из стадий нельзя, поэтому ребенок переживает все эти стадии во сне или игре.
2. Нормативный подход (Гезелл)
Развитие – это есть простое количественное увеличение, качественные характеристики автор не учитывал. Основной причиной развития является изменение темпа психического развития.
3. Теория трех ступеней (Бюлер)
В ходе развития в его основании лежат врожденные структуры, которые саморазвиваются в процессе жизни. Он выделил три стадии развития:
1.Инстинкт
Все формы поведения врожденны, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации.
2.Дрессура
Требует упражнения.
3.Интеллект:
ü Доступен только на определенной стадии развития ЦНС
ü Источник развития – переход удовольствия «с конца на начало».
ü На первой стадии (интеллект) – вначале действие, потом удовольствие.
ü На второй стадии(дрессура) – действие и удовольствие вместе.
ü На третьей стадии(интеллект) – удовольствие затем действие.
4.Теория конвергенции двух факторов
Развитие – это есть результат сближения внешних и внутренних факторов. В качестве источника психического развития выступают биологические факторы, а в качестве условия – социальные.
Социологизаторское (социологической концепции):
1. Родоначальником социологизаторского направления был Дюркгейм. По его мнению, решающую роль в психическом развитии играют коллективные представления (обычаи, традиции, культура).
2. Жан Пиаже
Рассматривал установление связей с природой и обществом.
3. Маргарет Мид
Человек зависит от того, как и чему его учат и от условий жизни.