Основн. подходы к объяснению псих р-я в воз. пс (биол. и социол. концепции псих. р-я челов-ка

Выготский выделил 2 типа развития:

1. Преформированный – путь развития, этапы развития и конечный результат заранее известны (пример-эмбриональное развитие)

2. Непреформированное развитие- путь развития, этапы развития и конечный результат заранее непредопределены (развитие общества, земли, процесс психического развития).

Детское развитие – это особый тип непреформированного развития.

Психическое развитие – это развитие психики и ее структур.

Два подхода к объяснению психического развития в возрастной психологии:

1.Биологизаторский

2.Социологизаторский

Биологизаторский (натуралистической концепции):

1. Теория рекапитуляции

Зародыш в своем развитии проходит все те же самые стадии, что и весь род за время своего существования, поэтому онтогенез (индивидуальное развитие) есть краткое поворение стадий филогенеза (исторического развития). Миновать какую-либо из стадий нельзя, поэтому ребенок переживает все эти стадии во сне или игре.

2. Нормативный подход (Гезелл)

Развитие – это есть простое количественное увеличение, качественные характеристики автор не учитывал. Основной причиной развития является изменение темпа психического развития.

3. Теория трех ступеней (Бюлер)

В ходе развития в его основании лежат врожденные структуры, которые саморазвиваются в процессе жизни. Он выделил три стадии развития:

1.Инстинкт

Все формы поведения врожденны, не требуют научения, одинаковы у всех представителей вида и обеспечивают узкую степень адаптации.

2.Дрессура

Требует упражнения.

3.Интеллект:

ü Доступен только на определенной стадии развития ЦНС

ü Источник развития – переход удовольствия «с конца на начало».

ü На первой стадии (интеллект) – вначале действие, потом удовольствие.

ü На второй стадии(дрессура) – действие и удовольствие вместе.

ü На третьей стадии(интеллект) – удовольствие затем действие.

4.Теория конвергенции двух факторов

Развитие – это есть результат сближения внешних и внутренних факторов. В качестве источника психического развития выступают биологические факторы, а в качестве условия – социальные.

Социологизаторское (социологической концепции):

1. Родоначальником социологизаторского направления был Дюркгейм. По его мнению, решающую роль в психическом развитии играют коллективные представления (обычаи, традиции, культура).

2. Жан Пиаже

Рассматривал установление связей с природой и обществом.

3. Маргарет Мид

Человек зависит от того, как и чему его учат и от условий жизни.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: