| Период, его название и возрастные рамки | Ведущая деятельность | Новообразование | Социальная ситуация развития |
| 1. Младенчество (0 – 1 год) | Эмоциональное общение ребенка со взрослым | Ходьба и первое слово | «Мы» - неразрывное единство ребенка и матери |
| 2. Раннее детство (1-3года) | Предметная деятельность (предметно-манипулятивная) | «Я сам» | Ребенок-предмет-взрослый |
| 3. Дошкольный (3 -6(7) лет) | Игровая деятельность | Произвольность поведения и самосознание | ребенок – игрушка - взрослый |
| 4. Младший школьный (6(7) – 10(11)) | Учебная деятельность | Произвольность поведения и самосознание | ребенок - учитель |
| 5. Средний школьный (подростковый) (10(11) – 14(15)) | Интимно-личностное общение его сверстниками | Чувство взрослости | подросток - сверстник |
| 6. Старший школьный (ранняя юность) (14(15) – 16(17)) | Учебно-профессиональная | Профессиональное и личностное самоопределение | старший школьник – сверстник - родитель |
| 7. Поздняя юность (молодость) (17(18) – 25) | |||
| 8. Зрелость (25 – 50) | |||
| 9. Поздняя зрелость (50 – 75) | |||
| 10. Старость (75 и старше) |
Внутри деятельности возникают и развиваются психологические новообразования. При смене одной ведущей деятельности другой происходит кризис.






